Слайд 1Автор презентации:
Фархутдинова Разиля Равилевна, учитель
начальных классов МБОУ «СОШ №9»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1-2 КЛАССОВ
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
1. Гласные и, а, у после шипящих.
2. Ь, обозначающий мягкость согласных
звуков.
3. Разделительный ь.
4. Разделительный ъ.
5. Сочетания чк, чн, чт, нт, нщ, щн, ст, зд.
6. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
7. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением.
8. Проверяемые парные согласные на конце и в середине слова.
9. Непроизносимые согласные в корне.
Удвоенные согласные в слове.
Литература
Слайд 3 ГЛАСНЫЕ И, А, У ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Если ты допустил ошибку на
эту орфограмму, выпиши слово правильно, рядом напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой и обозначь её.
Например: жир, жилет, лыжи, жизнь; шина, машина, камыши, широкий; чай, чашка, чащоба, часть; пощада, щавель, площадь, роща; чулан, чулок, чугун, ворчун; щука, щупальца, тащу, щуплый.
Заодно вспомни правило:
в сочетаниях жи—ши пишется гласная и;
в сочетаниях ча—ща пишется гласная а;
в сочетаниях чу—щу пишется гласная у.
Слайд 4УПРАЖНЕНИЯ
Напиши имена существительные в форме множественного числа. Обозначь в
них орфограмму.
Ландыш, чиж, малыш, лыжа, ухо, межа, ёрш, ёж, карандаш, мираж, нож, шалаш.
Проверь себя:
Ландыши, чижи, малыши, лыжи, уши, межи, ерши, ежи, карандаши, миражи, ножи, шалаши.
Слайд 5
Запишите слова в два столбика:
Встреч..., нач...ло, ч...сто, ш...рокий, калош...,
пуш...нка, прич...л, ш...ть.
Проверь себя:
встреча широкий
начало калоши
часто пушинка
причал шить
Слайд 6Спишите слова, разделяя их для переноса.
Печ...ть, нач...ть, прич...лить, песч...ный,
угощ…ть, вращ...ть, случ…йный, площ…дь, рощ..., саранч... .
Проверь себя:
Пе-чать, на-чать, при-ча-лить, пес-ча-ный, уго-щать, вра-щать, слу-чай-ный, пло-щадь, ро-ща, са-ран-ча .
Слайд 7 Ответьте на вопросы, раскрыв скобки:
Решить что? (задача).
Позвонить кому ?
(врач).
Поехать куда? (дача).
Зайти к кому ? (товарищ) .
Надеяться на что? (встреча).
Пойти куда? (роща).
Проверь себя:
Решить задачу.
Позвонить врачу.
Поехать на дачу.
Зайти к товарищу.
Надеяться на встречу.
Пойти в рощу.
Слайд 8
Проверь себя:
Дедушка подарил мне двух зайчат. Я
хорошо ухаживал за ними. Зайчата подросли и стали большими. Весной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайчата радостно помчались по лесу.
Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст. Спишите,вставляя пропущенные буквы:
Дедушка подарил мне двух зайч...т. Я х...рошо ухаж...вал за ними. Зайч...та подросли и стали б..л...ш...ми. В...сной я понёс их в лес и выпустил
на волю. Зайч...та радостно помч.. лись по л...су.
Слайд 9 Прочитай, найди и исправь ошибки. Без ошибок запиши в
тетрадь. Подчеркни сочетания ЧА и ЧУ.
Мама приготовила чяй. В огороде стоит чючело. Над морем пролетела чяйка. На небе огромная тучя.
Проверь себя:
Мама приготовила чай. В огороде стоит чучело. Над морем пролетела чайка. На небе огромная туча.
Слайд 10Ь, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Если ты допустил ошибку на
эту орфограмму, выпиши слово правильно, рядом напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой и обозначь её. Например: лось, фасоль, конь, деньки, вальс.
Заодно вспомни правило:
мягкость согласных звуков на конце и в середине слова обозначается мягким знаком (ь).
Слайд 11УПРАЖНЕНИЯ
Спиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Образец: цел — цель.
Стал —
..., угол — ..., шест — ..., мел — ..., кон — ..., хор — ..., жар — ..., полка — ..., уголки — ... , галка — ... .
Проверь себя:
Стал-сталь,угол-уголь,шест-шесть,мел-мель,кон-конь,хор-хорь,жар-жарь,полка-полька,уголки-угольки,галка-галька.
Слайд 12 Напиши имена существительные в форме единственного числа. Обозначь в них орфограмму.
Пни,
олени, дни, двери, щели, кровати, верфи, медведи, цари, короли.
Проверь себя:
Пень, олень, день, дверь, щель, кровать, верфь, медведь, царь, король.
Слайд 13РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
Если ты допустил ошибку на эту орфограмму, выпиши слово правильно,
рядом напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой и обозначь её.
Например: бельё, платье, ружьё, волчьи, вылью, лисья,
польём, соловьи, ничья.
Заодно вспомни правило:
разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.
Слайд 14 Напиши имена существительные в форме множественного числа. Обозначь в них орфограмму.
Друг,
соловей, колос, дерево, воробей, полено, дно, струп, лист.
Проверь себя:
Друзья, соловьи, колосья, деревья, воробьи, поленья, донья, струпья, листья.
Слайд 15 Выпиши из текста слова в 2 столбика: в первый столик—слова с
мягким знаком, показателем мягкости согласных звуков; во второй столбик — слова с разделительным ь. Обозначь в них орфограмму.
Лесные защитники.
Один раз я увидел в лесу мальчика и девочку. Они сидели около муравейника. Я остановился и увидел много муравьиных дорог. Одни муравьи бежали в муравейник, другие — из муравейника. Муравьи несли в муравейник хвою, жуков, личинки. Десять муравьёв тащили в муравейник жирную гусеницу. По стволу дерева тоже бежали муравьи.
Муравьи — защитники наших лесов. Они охраняют кору и листья деревьев от вредителей — личинок, гусениц, жуков.
Слайд 16 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ
Если ты допустил ошибку на эту орфограмму,
выпиши слово правильно, рядом напиши ещё 2 — 3 слова с этой же орфограммой и обозначь её. Например:
Слайд 17 Спиши, вставляя ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после
ъ.
Образец: въезд.
В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.
Слайд 18Запиши слова в два столбика:
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ёт, в..езжать, в..юга,
почтал…он, в..юн, с..ёжилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..ё, Дем..ян, из..ян.
Проверь себя:
семья въехал
бульон въезжать
вьёт съёжилась
вьюга объявление
почтальон разъяренный
вьюн изъян.
ручьи
ружьё
Демьян
Илья
Слайд 19СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЧТ, НТ, НЩ, ЩН, СТ, ЗД
Если ты допустил
ошибку на эту орфограмму, выпиши слово правильно, рядом напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой и обозначь её. Например: кочка, тучка, розочка, печка.
Заодно вспомни правило:
в сочетаниях чк, чн, чт, нт, нщ, щн, ст, зд мягкий знак не пишется.
Слайд 20Спиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Образец: яблоко — яблочный.
Песок — ..., брусника
— ..., черника — ..., рука — ..., ночь — ..., цветок — ..., река — ..., полночь — ..., свеча — ... .
Проверь себя:
Песок — песочный , брусника — брусничный, черника — черничный, рука — ручной, ночь — ночной, цветок — цветочный, река — речной, полночь — полночный, свеча — свечной .
Слайд 21 Спиши. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Клубнич(?)ное
варен..е, алые гвоз(?)дики, бол..шой гвоз(.?)д.., здание поч(?)ты, пышные розовые бан(?)ти-ки, деревянный мос(?)тик, сделать сквореч(?)ник, бруснич(?)ные лис(?)тики, берёзовые поч(?)ки, ол..ховые серёжки, отважный автогон(?)щик, мощ(?)ный двигатель, верблюж..я колюч(?)ка.
Слайд 22Исправьте ошибки. Спишите грамотно:
Яичьница, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик,гоныцик,
ласточка, точька, барабаньщик, очьки, клеточька.
Проверь себя:
Яичница, коньки, прозрачный, мальчик, стальной, телефончик , гонщик, ласточка, точка, барабанщик, очки, клеточка.
Слайд 23БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Если ты допустил ошибку на эту
орфограмму, выпиши слово правильно, обозначь в нём данную орфограмму, рядом напиши проверочное слово. Например:
Придумай и напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой.
Заодно вспомни правило:
чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к нему однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Слайд 24 Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
У подножия г..ры,
л..дяные руки, прозрачная в..да, рыжая л..сичка, хвойные л..са, извилистая тр..пинка, играть в сн..жки, маленький п..стушок, оленьи р..га, ч..рвивое яблоко.
Напишите к каждому слову по два однокоренных.
Даль, сад, соль, стол, лес, боль, лист, свист.
Слайд 25Подберите к данным словам проверочные, запишите их.
В...рхушка, ч...рвивый, кр...вой, в...зжит,
зв...нит, л...нейка, ...лел, б...жит.
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напишите к ним проверочные слова.
Поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши.
На тропинке появилась трава. В рощах свистят соловьи.
Слайд 26Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву:
… - с…довник
… - в…дяной
… - цв…тут
… - зв…зда
… - т…нистый
… - м…стерить
… - др…жит
… - з…мля
… - в…рить
… - ст…лбы
… - ц…на
… - пл…та
… - скр…пач
… - …грать
… - прил…тел
… - выр…зать
Слайд 27 БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ,
НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Если ты допустил ошибку
в слове с непроверяемой безударной гласной в корне, напиши это слово несколько раз и запомни, как оно пишется. Затем поставь в нём ударение, выдели корень и подчеркни безударную гласную, рядом напиши 2—3 однокоренных слова.
Например:
Слайд 28Вставь пропущенные буквы и подчеркни их. Поставь в словах ударение.
Адр..с, б..лото, в..сток, г..рох, д.кабрь, ж..вотное, зап..д, к..р..ндаш, лаг..рь, м..лина, н..ябрь, ..гурец, п..м..дор, р..кета, сев..р, т..релка, уж..н, ф..враль, х..роший, ..нварь.
Проверь себя:
А́дрес, боло́то, восто́к, горо́х, дека́брь, живо́тное, за́пад, каранда́ш, ла́герь, мали́на, ноя́брь, огуре́ц, помидо́р, раке́та, се́вер, таре́лка, у́жин, февра́ль, хоро́ший, янва́рь.
Слайд 29 Выпиши из стихотворения слова в 2 столбика: в первый столбик —
слова с проверяемыми безударными гласными в корне, во второй столбик — слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Обозначь, в них орфограммы.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Слайд 30ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Если ты допустил
ошибку на эту орфограмму, выпиши слово правильно, обозначь в нём данную орфограмму, рядом напиши проверочное слово. Например: дуб — дубочек. Придумай и напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой.
Заодно вспомни правило:
чтобы проверить парную согласную на конце или в середине слова, надо изменить слово либо подобрать однокоренное слово, в котором после согласной следует гласная или согласная н.
Слайд 31УПРАЖНЕНИЯ
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму. Напиши проверочные слова.
Огород — огородный,
сала.ки — ..., гри.. — .... ,бро..ь — ...., гла..ки — ..., ру..ка — ..., тру..ка — ..., пля.. — ....
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверяемые парные согласные.
Заросший пру.., ивовый пру.., репчатый лу.., заливной лу.., деревянный пло.., спелый пло.., злой ро.., ро.. носорога, лиственный ле.., ле.. на гору, букет ро.., ро.. в поле, сто... сена, сто.. воды, заточка ко.., стадо ко.. .
Слайд 32Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.
Дедушка се.., глубокий поре.., ро..кая девочка, ре..кий дар, ре..кий звук, запах тра.., загото..ка дро.., гнусная ло..ь, ржаной хле.., сколь..кий паркет, трескучий моро.., полезная морко.ка, птица удо.., сочный арбу.. .
Слайд 33Прочитай
Флаги, города, пироги, платки, снега, враги, берега, сапоги, луга,
плуги, пруды, утюги, хлеба, срубы, морозы, лошади, труды.
1.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.
2. Подчеркни парные согласные.
Проверь себя: Флаги-флаг, города-город, пироги-пирог, платки-платок, снега-снег, враги-враг, берега-берег, сапоги-сапог, луга-луг, плуги-плуг, пруды-пруд, утюги-утюг, хлеба-хлеб, срубы-сруб, морозы-мороз, лошади-лощадь, труды-труд.
Слайд 34Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
Садово.. посадил молодые
саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне.. укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.
Слайд 35 НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Если ты допустил ошибку в
слове с непроизносимой согласной в корне, то сначала прочитай это слово, затем подбери к нему 2—3 однокоренных слова, выдели корень, проверь непроизносимую согласную и обозначь орфограмму. Например:
Придумай и напиши ещё 2—3 слова с этой же орфограммой.
Заодно вспомни правило:
чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая согласная слышалась бы отчётливо.
Слайд 36УПРАЖНЕНИЯ
Спиши. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные
слова. Обозначь орфограмму.
Живопис..ная мес..ность, извес..ный писатель, сахарный трос..ник, напрас..ный труд, прекрас..ная погода, шес..надцатый ряд, знаменитые голлан..ские тюльпаны, ужас..ное настроение, окрес..ности города, звёз..ный дождь.
Слайд 37 Придумай и напиши 3 предложения со словами
лестница, праздник, чувствовать.
Подчеркни в них непроизносимые согласные, которые нельзя проверить.
Придумай и напиши словосочетания со словами явственный (то есть хорошо различимый, ясный) — яство (кушанье); чувствовать — участвовать, чествовать; сверстник — ровесник.
Запомни, как пишутся эти слова, и не путай их.
Слайд 38УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ
Если ты допустил ошибку на эту орфограмму, выпиши
слово правильно, рядом напиши 2—3 однокоренных слова и обозначь орфограмму. Например:
программа, программка, программный, программист.
Заодно вспомни правило переноса слов с удвоенными согласными:
при переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят:
пас-сажир, ал-лея, длин-ный.
Слайд 39 Спиши, разделяя слова с удвоенными согласными для переноса.
Уменьшительно-ласкательный суффикс, пицца
с сыром и грибами, один грамм, интеллигентный человек, аккуратный мальчик, мчаться по шоссе, играть в теннис, жёлтые и белые нарциссы, просторный холл, русский язык.
Вспомни животных, в названиях которых есть удвоенные согласные. Напиши эти слова, разделяя их для переноса.
Слайд 40
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1.https://infourok.ru/
ЛИТЕРАТУРА:
1.Ушакова О. Д.Работа над ошибками по русскому языку. 2—4 классы. —
СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. — 64 с. — (Серия «Начальная школа»).
2.Узорова, О.В.Справочное пособие по русскому языку: 1-2-й кл. (1-4); 1-й кл. (1-3) /О.В. Узорова, Ё.А. Нефедова. - М.: АСТ: Аетрель; Владимир: ВКТ, 2010., -271, [1] с.
2.http://nsportal.ru/