Слайд 1
Дидактический материал по теме «Лексика».
Русский язык. 5 класс.
Слайд 2Прочитайте текст. Выпишите слова (словосочетания), употреблённые в переносном значении. Как вы
их понимаете?
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (Г.Скребицкий)
Слайд 3Найдите слово, употреблённое в переносном значении. На чём оно основано?
Вчера она
опять привезла астры. Над ведром пенились белые, жёлтые, голубые, алые беретики цветов. Меня распекало любопытство: сколько всё-таки стоит её букет?.. (В.Теплухин)
Слайд 4Найдите в тексте антонимы. Выпишите их. Подберите антонимы к выделенным словам.
Как вы понимаете слова дедушки?
Мальчику задали в школе написать сочинение: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое». Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое - цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка. Пошёл он к дедушке, спросил, так ли это. Дедушка сказал: -Самое красивое – это человеческий труд. А уродливое – то, что пускает труд человеческий на ветер.. ( По В.Сухомлинскому)
Слайд 5Найдите в тексте метафоры, выпишите. Что они обозначают?
Ветер разлетелся, липа
вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой, и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях, золотые монетки (М.Пришвин)
Слайд 6Прочитайте стихотворения. Найдите в них омонимы, выпишите. Укажите лексическое значение каждого.
1)Шёл
я с сумкой за плечами, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В.Лифшиц)
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, А норки- нет! (А.Шибаев)
Слайд 7Каким термином можно обозначить пары слов, представленные в задании?
1)Лечу на самолёте
– лечу девочку, три апельсина – три стекло лучше, русская печь – печь пироги.
2)На холме возвышался старинный замок. Замок в дверях заскрипел.
3)Какая мука слушать это пиликанье! Мука высшего сорта поступила сегодня на прилавки продуктовых магазинов.
Слайд 8Найдите синонимы в предложениях и выпишите их. Каково их значение?
Мчатся тучи,
вьются тучи. (А.Пушкин) Сломя голову несутся ребята на двор смотреть, кто едет. (М.Пришвин) Рысак мчал по пустым степным улицам. (К.Федин).
Слайд 9Спишите текст, выбирая из скобок наиболее подходящие слова.
На спектакле в кукольном
театре было очень весело, и мы все громко (смеялись, хохотали, хихикали). Вова Бутузов (смеялся, хохотал, хихикал, заливался) так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, а потом как (засмеётся, захохочет, захихикает, прыснет)! Только Настя, как всегда, была серьёзна и лишь изредка тихо (смеялась, хохотала, хихикала).
Слайд 10Найдите в пословицах антонимы.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Любишь брать,
люби отдавать.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Не отведав горького, не узнаешь сладкого.
Слайд 11Выпишите пары антонимов из следующего стихотворения.
У прохожих на виду
Висело яблоко в
саду.
Ну, кому какое дело?
Просто Яблоко Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
Мышонок – Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко Мало,
А Цыплёнок - тем,
Что очень Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
- Кислое – зачем оно?
-Что вы!
– Шепчет червячок.
- Сладкий у него бочок (Г.Сапгир)
Слайд 12Выпишите фразеологизмы, объясните их значения, подберите синонимы. Для какого стиля характерно
употребление подобных фразеологизмов?
Наш Алексей человек себе на уме.
Всем очки втирает, будто очень занят, сам же целый день лодыря гоняет, а если что и делает, то всё через пень колоду валяет.
На собрании задали мы ему жару!
Теперь придётся ему шевелить мозгами и работать засучив рукава
Слайд 13Найдите устойчивые словосочетания. Выпишите. Объясните, как вы их понимаете.
1.Свет не
без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро… И всякому попавшему в беду посильно помогай. ..Ведь зёрна доброта дают хорошие всходы.
2.Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук.
Слайд 14Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он относится. Выпишите термины и
определите их лексические значения.
.. Возникает диалоговое окно для сохранения документа. В «Имени файла» мы встретим только запись расширения *txt. И это расширение выделено. Вводим имя нашего документа. Если запись выделена, это значит, что можно сразу вписывать с клавиатуры любое имя, какое мы посчитаем нужным.
Слайд 15Соотнесите слово и его лексическое значение. Составьте со словами простые предложения.
Каталог Военная или гражданская форменная одежда
Партер Составленный в определённом порядке список
Мундир Нижний этаж зрительного зала с местами для публики
Рецензия Небольшая светлая комната в верхней части дома
Светлица Письменный разбор произведения
Слайд 16Определите лексическое и грамматическое значение каждого слова в данном предложении.
Из малахита мастера создавали поделки необычайной красоты.
Слайд 17Прочитайте текст. Докажите, что он относится к научному стилю.
Рубин – камень,
встречающийся как в прозрачном, так и в непрозрачном виде. У него стеклянный блеск и довольно хрупкая структура. Уступая только алмазу, рубин имеет твёрдость, равную 9 по шкале Мооса. Многие его свойства приближаются к алмазным показателям. Благодаря включениям тончайших рутиловых иголочек в камне может возникнуть эффект астеризма, т.е. лученосность. Такие рубины называются «звёзчатыми
Слайд 18Определите слова по их лексическому значению.
Посредник при заключении торговых и биржевых
сделок;
заведующая бельём;
лицо, посланное одной из сторон для переговоров с неприятелем.
Слова для справок: кастелянша, маклер, парламентёр.