Презентация, доклад на тему Диалог как одна из форм работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Содержание

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на формирование следующих ключевых компетенций :Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с

Слайд 1Диалог с текстом на уроках русского языка и литературы
Учитель Высшей квалификационной

категории
Усубова Т.М.
Диалог с текстом на уроках русского языка и литературыУчитель Высшей квалификационной категорииУсубова Т.М.

Слайд 2Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на формирование следующих ключевых компетенций :
Социальная

компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на формирование следующих ключевых компетенций :Социальная компетентность – способность действовать в социуме с

Слайд 3Диалоговые технологии позволяют не только овладеть названными компетенциями, но и научиться

проявлять соответствующую компетенцию, ориентируясь на жизненные ситуации.

Цель:
Внедрить в практику работы
Диалоговые технологии

Диалоговые технологии позволяют не только овладеть названными компетенциями, но и научиться проявлять соответствующую компетенцию, ориентируясь на жизненные

Слайд 4Задачи
Развивать на уроках русского языка и литературы метапредметную коммуникативную компетенцию (как

одну из основных)
Реализовывать на уроках текстоцентрический подход
Внедрять в практику работы диалоговые технологии, задания проблемного характера,групповые формы работы
Использовать интересные, различные по тематике материалы и источники
Создавать ситуации успеха на уроках ( комфорт, открытость, свобода мысли и слова, уважение к чужой точке зрения) и условия для комфортного диалога

ЗадачиРазвивать на уроках русского языка и литературы метапредметную коммуникативную компетенцию (как одну из основных)Реализовывать на уроках текстоцентрический

Слайд 5Ведущая педагогическая идея
Расскажи мне - и я забуду. Покажи

мне - и я пойму. Позволь мне сделать самому - и я научусь
Конфуций
Ведущая педагогическая идея  Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму. Позволь

Слайд 6В качестве методологической основы понятия «диалог» лежит идея диалога культур, разработанная

М.М. Бахтиным и В.С. Библером.
Текст-произведение понимается как диалогическая встреча двух субъектов, погруженных в бесконечный культурный контекст, требующего особого метода-понимания, включающего в себя четыре акта:
-восприятие текста;
-узнавание и понимание значения в данном языке;
-узнавание и понимание в контексте данной культуры;
-активное диалогическое понимание.
В качестве методологической основы понятия «диалог» лежит идея диалога культур, разработанная М.М. Бахтиным и В.С. Библером.

Слайд 7Урок-диалог


Информационный
( каждый из участников диалога обогащает себя новой информацией)
Интерпретационный
(учащиеся оценивают

уже известные факты, интерпретируют их, обмениваются мнениями)




Три основных уровня диалога




Личностный
( диалог с самим собой)

Межличностный
(взаимодействие разных позиций)


Мультидиалог ( обсуждение проблем в группе от 3 до 5 человек)

Урок-диалог Информационный( каждый из участников диалога обогащает себя новой информацией)Интерпретационный(учащиеся оценивают уже известные факты, интерпретируют их, обмениваются

Слайд 8Идея диалога, как способа постижения новых знаний, не нова. Она представлена

в философии, психологии и педагогике (Большой вклад в развитие диалога внесли М.М. Бахтин и В.С. Библер ещё в 19- начале 20 века. В русистике диалог активно исследовался в 1970-1980-е годы в рамках проекта Института русского языка Академии наук по изучению русской разговорной речи)
В настоящее время целью школьного образования является формирование метапредметных и личностных компетенций учащихся, развитие познавательных способностей ученика. В связи с этим возникла идея включения в практику работы не только урока-диалога, но и диалога с текстом, так как именно такой способ работы с текстом является наиболее эффективным в достижении поставленных целей. С этой точки зрения включение в практику работы на уроке диалога считается инновационным.

Опыт является актуальным, так как разные формы государственной итоговой аттестации включают в себя опору на умения и навыки, которые особенно успешно формируются в процессе диалога с текстом.
Идея диалога, как способа постижения новых знаний, не нова. Она представлена в философии, психологии и педагогике (Большой

Слайд 9В основу технологии работы с текстом положен герменевтический подход- вдумчивое чтение

небольшого отрывка художественного произведения с подробным анализом
Наиболее эффективными приемами использования диалога являются
Использование цитат
Столкновение разных точек зрения
В работе с классом лучше всего использовать технологию «обучение в сотрудничестве». Главной задачей такого обучения является активная совместная деятельность.
В основу технологии работы с текстом положен герменевтический подход- вдумчивое чтение небольшого отрывка художественного произведения с подробным

Слайд 10Требования к текстам для осмысленного чтения
Текст должен содержать проблему.
Текст должен быть

интересен читателю
Текст должен быть открытым, предполагающим диалог, в нем не должно быть ответов на вопросы, должен быть простор для размышления.
Требования к текстам для осмысленного чтенияТекст должен содержать проблему.Текст должен быть интересен читателюТекст должен быть открытым, предполагающим

Слайд 11Основные этапы работы с текстом
Вычитывание информации, уделяя пристальное внимание слову (

нахождение ключевых слов, незнакомых слов, слов-образов, сравнений)
Формулировка вопросов типа «что из этого следует? К чему это приведет?»
Прогнозирование (высказывание предположений)
Самоконтроль( проверка по тексту ответов на поставленные вопросы, сопоставление ответов с авторскими)
Основные этапы работы с текстомВычитывание информации, уделяя пристальное внимание слову ( нахождение ключевых слов, незнакомых слов, слов-образов,

Слайд 12Практикум
-Зло? Зло?- сказал Пьер. – Мы все знаем, что такое зло

для себя.

— Да, мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, — все более и более оживляясь, говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по-французски. — Je ne connais dans la vie que maux bien réels: c'est le remord et la maladie. Il n'est de bien que l'absence de ces maux (Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.)1. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь.
— А любовь к ближнему, а самопожертвование? — заговорил Пьер. — Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял все счастие жизни. Нет, я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. — Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.

Отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Практикум-Зло? Зло?- сказал Пьер. – Мы все знаем, что такое зло для себя. — Да, мы знаем,

Слайд 131. Подчеркнем ключевые слова. Зло? А что такое зло по определению?

(Зло — понятие нравственности — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. )
Что такое зло для себя?
О чем спорят Андрей Болконский и Пьер Безухов? Определите позицию каждого из них. Что из этого следует?
Обратите внимание на глаголы и существитель-
ные в речи каждого из героев. О чем они «говорят»?
О каких 4-х философских категориях идет речь
В отрывке? Как понимают их герои романа?
Согласны ли вы с их точкой зрения?
Так как же нужно жить по мнению героев?
А какого мнения придерживаетесь вы?

1. Подчеркнем ключевые слова. Зло? А что такое зло по определению? (Зло — понятие нравственности — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное,

Слайд 14Добро и зло, счастье и несчастье
Андрей Болконский
Знаю
Не могу сделать
Оживляясь
Желая высказать
Говорил
Жить
Избегая
Несчастья- угрызения

совести, болезнь
Счастие- отсутствие зол
Мудрость




Пьер Безухов
Заговорил
Не могу согласиться
Жить
Не делать
Не раскаиваться
Жил
Погубил
Живу
Стараюсь жить
Понял
Любовь к ближнему
Самопожертвование
Жизнь
Счастие жизни

Добро и зло, счастье и несчастьеАндрей БолконскийЗнаюНе могу сделатьОживляясьЖелая высказатьГоворилЖитьИзбегаяНесчастья- угрызения совести, болезньСчастие- отсутствие золМудростьПьер БезуховЗаговорилНе могу

Слайд 15Диалог с текстом
способствует личностному росту учащихся
стимулирует личность к самостоятельным действиям,

к проявлению собственной уникальности, возможности демонстрации результата
благодаря технологии «обучение в сотрудничестве» создает благоприятные условия для создания ситуации успеха на уроке, создает возможности для благополучной сдачи экзамена по русскому языку и литературе .
Диалог с текстомспособствует личностному росту учащихся стимулирует личность к самостоятельным действиям, к проявлению собственной уникальности, возможности демонстрации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть