Слайд 1
Урок русского языка в 11 классе
«Диалекты-один из источников обогащения литературного языка»
Учитель
русского языка и литературы
МБОУ « Средняя школа №9
города Димитровграда Ульяновской области»
Миронова Любовь Николаевна
Слайд 2
Цель урока:
показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и уточнять
словарь русского литературного языка; развивать умение пользоваться выразительными средствами русского языка; прививать любовь к родной речи.
Слайд 3
Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся
в активную интеллектуальную
деятельность.
Целеполагание – формулирование
учащимися
целей урока по схеме:
вспомнить – узнать – научиться.
Момент осознания недостаточности
имеющихся знаний.
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и
воспроизведение в речи того, что нового он
узнал и чему научился.
Слайд 4Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский писатель,этнограф и лексикограф,
собиратель фольклора, военный врач.
Наибольшую славу принёс
ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка»,
на составление которого ушло 53 года.
Слайд 5Барашков Венедикт Фёдорович
(1926-1997) – краевед, топонимист.
Родился
Слайд 6Родился 17 марта 1926 г. в с. Пушкарёво Юрьевского района Ивановской
области. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 г. окончил Ульяновский государственный педагогический институт.
Родился 17 марта 1926 г. в с. Пушкарёво Юрьевского района Ивановской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 г. окончил Ульяновский государственный педагогический институт.
Работал учителем русского языка и литературы в школе № 1 г. Ульяновска. В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию по русской диалектологии. Его дальнейшая педагогическая деятельность была связана с Глазовским пединститутом (1953-1959). С 1961 г. работал в Ульяновском педагогическом институте, в 1972-1987 гг. В.Ф. Барашков был деканом историко-филологического факультета. В 1986 г. Советом Ульяновского пединститута он был избран на должность профессора кафедры русского языка. Занимался изучением топонимики Ульяновской области и других регионов Поволжья. Им было опубликовано около 70 научных работ по проблемам русской ономастики и диалектологии. Автор книг: «Топонимия Ульяновской области», «По следам географических названий Ульяновской области», «А как у вас говорят?», «Ульяновское Поволжье: языки, говоры, ономастика», «Русские говоры Ульяновской области» и другие. Скончался 6 декабря 1997 г. в Ульяновске.
Слайд 7
Работа со словарем. Исследование местных говоров.
У В. И. Даля: фата –большой
шелковый плат, обычно, два неразрезанных платка, коими женщины
покрывают голову и часть стана.
У В. Ф. Барашкова: занавеска ( мест.) то же, что и фата
У В. И.Даля: злыдни- тяжёлое , бедовое время,година бедствий, нужда, крайность, бедность, голод .
У В. Ф. Барашкова: злыдни ( мест.) злые люди,
абыз ( мест.) ( тюрк.) – злой человек
Слайд 8Ширяевец (Абрамов) Александр Васильевич
«Поэт Поволжья» — так его называли в течение
первых десятилетий ХХ века. В его творчестве Жигулёвские горы, Волга, Самарская Лука нашли самого горячего и самобытно-талантливого певца. «Баяном Жигулей и Волги» называл его Сергей Есенин, друживший с ним на протяжении многих лет и затем выразивший желание быть похороненным рядом с могилой Александра Васильевича Ширяевца.
Он родился 2 апреля (по новому стилю 14) 1887 года в селе Ширяево Симбирской губернии (ныне это территория Самарской области).
Слайд 9Работа с текстом и словарем. 1 группа.
Месяц скатною жемчужиной засветился над
горой.
- Выйди, званый, выйди, суженый!
Правду, зеркальце, открой!(Ширяевец. Гадание)
СКАТЬ –тростить,сучить,спускать, свивая, крутя.
Скать веревки-спускать пряди…
Скать церковные свечи - работать в серебре филигрань. Сканые серьги
( Словарь В. И Даля.с.286)
Слайд 10Работа с текстом и словарем. 2 группа.
День - мордвин, от сусла
разомлелый, -
Снял онучи, зашагал в лесок.
Баловался земляникой спелой,
Горячо глотал березный сок.
ОНУЧА – часть обуви, обвертка на ногу, вместо чулок,
под сапоги и лапти (Словарь В. Даля.С. 190)
Слайд 11 Работа с текстом и словарем. 3 группа.
Молнии жуткие
С красной
расшивы
Красными кольями
В берег впились!( Ширяевец. Грозовое)
Расшива –большое парусное судно
на Каспийском море ,плоскодонной постройки – на Волге ( Словарь В. И. Даля.с.266)
Слайд 12Работа с текстом и словарем. 4 группа.
За Русью-молодицей Бегут два паренька:
-- Ну, что же, озорница, Кому твоя рука? –
Не я ли ражий, бравый, С червонцами мошна,
-- Пойдём со мной направо,
Ей, будешь, что княжна!
Ражий –дюжий, матёрый, дородный, крепкий, здоровый, сильный. ( СловарьВ. И. Даля.С. 261)
Мошна –кошель, сумка, мешочек денежный.( Словарь В. Даля. С. 148)
Слайд 13Работа с текстом и словарем. 5 группа.
Забражничали вешние ветра,
Трубят хвалу
забытому Стрибогу.
-- Илюшенька, пора бы встать, пора!
Да где ж -- сидит. Что плети руки, ноги.( Ширяевец. Илья Муромец)
Бражничать, бравадить- пить хмельные напитки,пировать,гулять.( Словарь В. И. Даля,с.26)
Слайд 15Самостоятельная работа
Русь сермяжная, родимая, твои песни -- лепота!
Соловьи смолкают, слушая,
стихнут вешние ручьи!
Не согнёт тебя, любимая, никакая маета,
Доколь ронишь лалы, жемчуги -- песни-песенки свои! Ширяевец. Родине.
Задание :
- найти в словаре В. И Даля значение выделенных слов; объясните;
- проследите, как создается образ родины, какие средства выразительности
использует автор,
- подготовьте сообщение , определите самостоятельно тему .
Слайд 16
Самостоятельная работа с учебником
Упражнение 241.Найдите в словаре В. И. Даля лексическое
значение
незнакомых слов.
В каких названиях отражен способ изготовления? назначение изделий?
материал, из которого сделаны?
В каких отражён вид, форма изделий?
Какие слова вы отнесете к заимствованнным?
Слайд 172016 год в Ульяновской области объявлен годом Н. М. Карамзина
Слайд 18
Домашнее задание ( по выбору )
1.Письменный ответ на вопрос : «
Как Вы оцениваете употребление
диалектизмов в речи и художественной литературе?»
2.Работа с текстами Н. М. Карамзина. Выпишите те слова, которые , на Ваш взгляд, можно отнести к диалектам, а какие к устаревшим словам. Обоснуйте свой выбор. Какое толкование слов дается в Словаре В. И. Даля ,Толковом словаре ?
3.Прочтите книгу В. Ф. Барашкова « А как у вас говорят?».
Составьте свой словарик диалектов Ульяновской области. Обоснуйте,
по какому принципу Вы будете отбирать слова?
Слайд 19Список литературы
Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание:/ В. И.
Даль - М .: Астрель: АСТ : Хранитель, 2007.-348 с.В
Словарь русского языка: в 4-х т./Под. ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. стереотип.- М.: Русский язык. 1985-1988.
Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск.
Бабайцева, В. В. Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10 – 11 кл. / В. В. Бабайцева.- № - е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2015.-446 с.
Интернет - ресурсы
russian-poetry.ru›Все стихотворения
fanread.ru›Книги›7796373