Презентация, доклад на тему Диалекты - один из источников обогащения литературного языка

Содержание

Цель урока: показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и уточнять словарь русского литературного языка; развивать умение пользоваться выразительными средствами русского языка; прививать любовь к родной речи.

Слайд 1 Урок русского языка в 11 классе «Диалекты-один из источников обогащения литературного языка» Учитель

русского языка и литературы МБОУ « Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области» Миронова Любовь Николаевна
Урок русского языка в 11 классе «Диалекты-один из источников обогащения литературного языка»

Слайд 2 Цель урока: показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и уточнять

словарь русского литературного языка; развивать умение пользоваться выразительными средствами русского языка; прививать любовь к родной речи.
Цель  урока:  показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и

Слайд 3 Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися

целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися

Слайд 4Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский писатель,этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс

ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский писатель,этнограф и лексикограф,  собиратель фольклора, военный врач.  Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму

Слайд 5Барашков Венедикт Фёдорович
(1926-1997)  –  краевед, топонимист.

Родился

Барашков Венедикт Фёдорович(1926-1997)  –  краевед, топонимист. Родился

Слайд 6Родился 17  марта 1926  г. в с. Пушкарёво Юрьевского  района Ивановской

области. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 г. окончил  Ульяновский  государственный  педагогический  институт. Родился 17  марта 1926  г. в с. Пушкарёво Юрьевского  района Ивановской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 г. окончил  Ульяновский  государственный  педагогический  институт. Работал  учителем  русского  языка  и  литературы  в  школе  № 1  г. Ульяновска. В 1958  г.  защитил кандидатскую диссертацию по русской диалектологии.  Его  дальнейшая  педагогическая  деятельность  была связана  с  Глазовским  пединститутом (1953-1959). С 1961  г.  работал  в Ульяновском педагогическом институте, в 1972-1987 гг. В.Ф. Барашков был деканом историко-филологического факультета. В 1986 г. Советом Ульяновского  пединститута  он  был  избран  на  должность  профессора кафедры  русского  языка.  Занимался  изучением  топонимики Ульяновской  области  и  других  регионов  Поволжья.  Им  было опубликовано  около 70  научных  работ  по  проблемам  русской ономастики  и  диалектологии.  Автор  книг: «Топонимия  Ульяновской области», «По следам географических названий Ульяновской области», «А  как  у  вас  говорят?», «Ульяновское  Поволжье:  языки,  говоры,  ономастика», «Русские  говоры Ульяновской области» и другие. Скончался 6 декабря 1997 г. в Ульяновске.
Родился 17  марта 1926  г. в с. Пушкарёво Юрьевского  района Ивановской области. Участник Великой Отечественной войны. В

Слайд 7 Работа со словарем. Исследование местных говоров. У В. И. Даля: фата –большой

шелковый плат, обычно, два неразрезанных платка, коими женщины покрывают голову и часть стана. У В. Ф. Барашкова: занавеска ( мест.) то же, что и фата У В. И.Даля: злыдни- тяжёлое , бедовое время,година бедствий, нужда, крайность, бедность, голод . У В. Ф. Барашкова: злыдни ( мест.) злые люди, абыз ( мест.) ( тюрк.) – злой человек
Работа со словарем. Исследование местных говоров.  У В. И. Даля:

Слайд 8Ширяевец (Абрамов) Александр Васильевич
«Поэт Поволжья» — так его называли в течение

первых десятилетий ХХ века. В его творчестве Жигулёвские горы, Волга, Самарская Лука нашли самого горячего и самобытно-талантливого певца. «Баяном Жигулей и Волги» называл его Сергей Есенин, друживший с ним на протяжении многих лет и затем выразивший желание быть похороненным рядом с могилой Александра Васильевича Ширяевца.

Он родился 2 апреля (по новому стилю 14) 1887 года в селе Ширяево Симбирской губернии (ныне это территория Самарской области).

Ширяевец (Абрамов) Александр Васильевич«Поэт Поволжья» — так его называли в течение первых десятилетий ХХ века. В его

Слайд 9Работа с текстом и словарем. 1 группа. Месяц скатною жемчужиной засветился над

горой. - Выйди, званый, выйди, суженый! Правду, зеркальце, открой!(Ширяевец. Гадание) СКАТЬ –тростить,сучить,спускать, свивая, крутя. Скать веревки-спускать пряди… Скать церковные свечи - работать в серебре филигрань. Сканые серьги ( Словарь В. И Даля.с.286)
Работа с текстом и словарем. 1 группа. Месяц скатною жемчужиной засветился над горой.  - Выйди, званый,

Слайд 10Работа с текстом и словарем. 2 группа. День - мордвин, от сусла

разомлелый, - Снял онучи, зашагал в лесок. Баловался земляникой спелой, Горячо глотал березный сок. ОНУЧА – часть обуви, обвертка на ногу, вместо чулок, под сапоги и лапти (Словарь В. Даля.С. 190)
Работа с текстом и словарем. 2 группа. День - мордвин, от сусла разомлелый, -  Снял онучи,

Слайд 11 Работа с текстом и словарем. 3 группа. Молнии жуткие С красной

расшивы Красными кольями В берег впились!( Ширяевец. Грозовое) Расшива –большое парусное судно на Каспийском море ,плоскодонной постройки – на Волге ( Словарь В. И. Даля.с.266)
Работа с текстом и словарем. 3 группа. Молнии жуткие  С красной расшивы  Красными кольями

Слайд 12Работа с текстом и словарем. 4 группа. За Русью-молодицей Бегут два паренька:

-- Ну, что же, озорница, Кому твоя рука? – Не я ли ражий, бравый, С червонцами мошна, -- Пойдём со мной направо, Ей, будешь, что княжна! Ражий –дюжий, матёрый, дородный, крепкий, здоровый, сильный. ( СловарьВ. И. Даля.С. 261) Мошна –кошель, сумка, мешочек денежный.( Словарь В. Даля. С. 148)
Работа с текстом и словарем. 4 группа. За Русью-молодицей Бегут два паренька:  -- Ну, что же,

Слайд 13Работа с текстом и словарем. 5 группа. Забражничали вешние ветра, Трубят хвалу

забытому Стрибогу. -- Илюшенька, пора бы встать, пора! Да где ж -- сидит. Что плети руки, ноги.( Ширяевец. Илья Муромец) Бражничать, бравадить- пить хмельные напитки,пировать,гулять.( Словарь В. И. Даля,с.26)
Работа с текстом и словарем. 5 группа. Забражничали вешние ветра,  Трубят хвалу забытому Стрибогу.  --

Слайд 14…великое чудо – книга…

…великое чудо – книга…

Слайд 15Самостоятельная работа Русь сермяжная, родимая, твои песни -- лепота! Соловьи смолкают, слушая,

стихнут вешние ручьи! Не согнёт тебя, любимая, никакая маета, Доколь ронишь лалы, жемчуги -- песни-песенки свои! Ширяевец. Родине. Задание : - найти в словаре В. И Даля значение выделенных слов; объясните; - проследите, как создается образ родины, какие средства выразительности использует автор, - подготовьте сообщение , определите самостоятельно тему .
Самостоятельная работа Русь сермяжная, родимая, твои песни -- лепота!  Соловьи смолкают, слушая, стихнут вешние ручьи!

Слайд 16 Самостоятельная работа с учебником Упражнение 241.Найдите в словаре В. И. Даля лексическое

значение незнакомых слов. В каких названиях отражен способ изготовления? назначение изделий? материал, из которого сделаны? В каких отражён вид, форма изделий? Какие слова вы отнесете к заимствованнным?
Самостоятельная работа с учебником Упражнение 241.Найдите в словаре В. И.

Слайд 172016 год в Ульяновской области объявлен годом Н. М. Карамзина

2016 год в Ульяновской области объявлен годом Н. М. Карамзина

Слайд 18 Домашнее задание ( по выбору ) 1.Письменный ответ на вопрос : «

Как Вы оцениваете употребление диалектизмов в речи и художественной литературе?» 2.Работа с текстами Н. М. Карамзина. Выпишите те слова, которые , на Ваш взгляд, можно отнести к диалектам, а какие к устаревшим словам. Обоснуйте свой выбор. Какое толкование слов дается в Словаре В. И. Даля ,Толковом словаре ? 3.Прочтите книгу В. Ф. Барашкова « А как у вас говорят?». Составьте свой словарик диалектов Ульяновской области. Обоснуйте, по какому принципу Вы будете отбирать слова?
Домашнее задание ( по выбору ) 1.Письменный

Слайд 19Список литературы Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание:/ В. И.

Даль - М .: Астрель: АСТ : Хранитель, 2007.-348 с.В Словарь русского языка: в 4-х т./Под. ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. стереотип.- М.: Русский язык. 1985-1988. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Бабайцева, В. В. Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10 – 11 кл. / В. В. Бабайцева.- № - е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2015.-446 с. Интернет - ресурсы russian-poetry.ru›Все стихотворения fanread.ru›Книги›7796373
Список литературы Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание:/ В. И. Даль - М .: Астрель:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть