Презентация, доклад на тему Что такое причастие.

Содержание

Цели урока:Узнать, что такое причастие.Научиться находить причастие среди других частей речи.Уметь пользоваться причастием в речи.

Слайд 1«Что такое причастие. Причастие в языке и речи».



Урок русского языка

в 6 классе по программе М.М. Разумовской

Презентацию выполнила Тимофеева В.В., учитель русского языка и литературы, лицей 389 «ЦЭО»

«Что такое причастие. Причастие в языке и речи». Урок русского языка в 6 классе по программе М.М.

Слайд 2Цели урока:
Узнать, что такое причастие.
Научиться находить причастие среди других частей речи.
Уметь

пользоваться причастием в речи.

Цели урока:Узнать, что такое причастие.Научиться находить причастие среди других частей речи.Уметь пользоваться причастием в речи.

Слайд 3Работа с текстом
Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели

дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег. (По И. Соколову-Микитову).
О чем этот текст?
Какова основная мысль этого текста? (автор хотел передать всю красоту зимнего леса)
Как бы вы его озаглавили?
Определите стиль текста. (Художественный)
А тип? (Описание).
Почему вы решили, что описание. Докажите. (Много прилагательных).
Работа с текстомКрасив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями

Слайд 4«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
Владимир Иванович Даль

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»Владимир Иванович Даль

Слайд 5Поразмышляем
«сверкающий», «лежащие», «засыпанные».
замените слова «сверкающий» и т.д. словосочетаниями, близкими по значению.
от

какого слова образовано слово сверкающий?
с помощью чего?
признак какой части речи налицо?
Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову?
Признаки каких частей речи вместило это слово?


Поразмышляем«сверкающий», «лежащие», «засыпанные».замените слова «сверкающий» и т.д. словосочетаниями, близкими по значению.от какого слова образовано слово сверкающий?с помощью

Слайд 6Лингвистическая сказка
Старый ученый –языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не

фрукты и не ягоды, а части речи. Он вывел уже  несколько новых сортов . «Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного?,-размышлял  ученый,- только будет ли толк? Они ведь так далеки друг от друга». Но сказано- сделано. Через несколько лет вырос диковинный плод: не глагол, не прилагательное. И назвали этот плод –причастие.  По этому случаю  в гостях у короля страны морфологии при дворе собрались глаголы и прилагательные. Но начало приема откладывается : королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал-ни одной части речи они на принадлежали.. Стали просить они у короля морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы- добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. И тут выручили прилагательные . Они отдали свои окончания- и всё это они вложили в свой плод. . В результате причастия получили суффиксы, по которым легко их отличить от других частей речи: -ущ- (-ющ-,-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-(ем-(-ом-),-им-,-енн-, -нн-,-т-. 
Лингвистическая сказкаСтарый ученый –языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не ягоды, а части

Слайд 7Образование причастий
 Суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно

определить вид и время причастий, давайте  попробуем образовать  причастия :
Играть + -ущ-(-ющ-) =
Лететь + -ащ-(-ящ-) =
Смотреть + -вш- =
Закрыть + -т- =
Образование причастий Суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий, давайте

Слайд 8Распределите слова, которые характеризуют существительное снег, по столбикам.
белый
лежащий
сверкавший
красивый


сверкающий
глубокий
переливающийся
пушистый



Распределите слова, которые характеризуют существительное снег, по столбикам.  белыйлежащийсверкавшийкрасивый       сверкающийглубокийпереливающийсяпушистый

Слайд 9Проверка
прилагательные причастия

белый

сверкающий
глубокий сверкавший
пушистый лежащий
красивый переливающийся

Снег

Проверкаприлагательные   причастия    белый

Слайд 10Найдите устно среди данных однокоренных слов только причастия:
Синий, синеет, синеющий, синева.
Кружиться,

кружившийся, круг, круглый.
Свет, светлый, освещать, освещенный.
Белый, белить, белизна, побелевший.
Найдите устно среди данных однокоренных слов только причастия:Синий, синеет, синеющий, синева.Кружиться, кружившийся, круг, круглый.Свет, светлый, освещать, освещенный.Белый,

Слайд 11Проверка знаний
Тестовое задание:

1. Найти  причастие
серая мышь
летящая птица                                
зеленый дуб

2. Найти словосочетание «прич.

+ сущ.»
растаявший снег
низкие облака
желтая рожь

Проверка знанийТестовое задание:1. Найти  причастиесерая мышьлетящая птица                                зеленый дуб2. Найти словосочетание «прич. + сущ.»растаявший снегнизкие облакажелтая рожь

Слайд 12Сравните два предложения:
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла

на опушке леса.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
Какова роль причастий в речи?
Сравните два предложения:Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.Мы встретили старика, который

Слайд 13 Причастие
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в

себе имени и глагола силу».

(М.В. Ломоносов).
Причастие«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».(М.В. Ломоносов).

Слайд 14 Иван Шишкин. «Зима». 1890

Иван Шишкин. «Зима». 1890

Слайд 15Творческая работа. Составить небольшой текст на тему: «Зима в лесу». (5-7

предложений, используя причастия)

Опорные слова:
Зима: снежная, русская, морозная белоснежная.
Лес: тихий, задумчивый, притихший, заколдованный, спящий, освещенный, завораживающий, принарядившийся.
Снег: глубокий, рыхлый, лежащий, блестящий, голубеющий, серебристый, слепящий, искристый, почерневший, ослепительный, покрывающий все.
Сосны: высокие, стройные, черные, величественные, печальные, гордые, дремлющие, замерзшие, покрытые снегом.
Небо: розоватое, вечернее, безоблачное

Творческая работа. Составить небольшой текст на тему: «Зима в лесу». (5-7 предложений, используя причастия)Опорные слова:Зима: снежная, русская,

Слайд 16Рефлексия:
«Веришь ли ты, что…»
- эти слова имеют признаки глагола и прилагательного?
-

они отвечают на вопросы какой? Что делающий?
- эти слова образуются от глагола?
- они характеризуют имена существительные?
Оцените свою работу, продолжите фразу:
« Сегодня на уроке я работал...
Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
Оцените работу своей пары.
Поднимите смайлики, соответствующие вашему настроению в конце урока.

Рефлексия:«Веришь ли ты, что…»- эти слова имеют признаки глагола и прилагательного?- они отвечают на вопросы какой? Что

Слайд 17Домашнее задание.
Параграф 61, упр. 503

Домашнее задание.Параграф 61, упр. 503

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть