Слайд 1Буквы О – А в корне –ЛАГ- - - ЛОЖ-
Слайд 2 Повторим.
Какой раздел науки
о языке мы изучаем?
Продолжите
Морфема – это …
Корень слова – это …
Орфограмма – это …
Слайд 3Для чего мы должны
изучать орфограммы?
Какие вы знаете орфограммы в корне
слова?
Слайд 4
Безударные гласные
в корне
проверяемые
чередующиеся
непроверяемые
Слайд 5Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы.
Л…сник,
осм…треть, уд..рать, соч..тание, н…бесный, г…мнаст, прил…жить, изл…гать, расст..лить, м…ршрут, м…рковь.
Слайд 6Проверим
лесник удирать гимнаст
осмотреть сочетание
маршрут
небесный расстелить морковь
приложить
излагать
Слайд 7 Какова же наша
учебная задача?
Какую цель
мы преследуем на уроке?
Слайд 8Как мы можем
узнать правило
написания корня
с чередованием
-ЛАГ- - -ЛОЖ-?
Открытие нового
знания
Слайд 9Самостоятельно выявите определённые закономерности
* Запишите словосочетания в 2 столбика,
* выделите
корень,
* сравните слова и выведите
явно видимую закономерность
в правописании.
Слайд 10
Напишешь изложение, предлагаем маршрут, разбор прилагательного, приложить усилия, сложить
части,
возлагать надежды.
Слайд 11
От чего же зависит правописание букв О-А
в
корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-?
Сформулируйте правило написания чередующихся гласных.
Слайд 12 Закрепление
Составим алгоритм
выделить корень;
подчеркнуть
согласную корня:
перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»;
можно выделить суффикс: если за корнем есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А».
Слайд 13 Работа с учебником
Страница
100.
Прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.
Слайд 14Работа по алгоритму
Пол..жить в портфель
Предл..гают путёвку
Возл..жить венок
Пол..гаюсь на друга
Составьте предложения
с этими словосочетаниями.
Слайд 15Самостоятельная работа
Сложное предл..жение,
предл..гать командиру,
сл..жить парашют,
прол..жить дорожку,
распол..жить
по алфавиту,
сл..гаемые успеха,
сл..жение и вычитание
Слайд 16Проверим
Сложное предложение,
предлагать командиру,
сложить парашют,
проложить дорожку,
расположить по
алфавиту,
слагаемые успеха,
сложение и вычитание
Слайд 17Работа с учебником
Составьте
словосочетания.
Упр. 223.
Слайд 18Запомните!
Корень -лаг---лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить,
ложу и т.д.
Исключение
составляет слово ложиться
Слайд 19 Неправильно говорить:
«Ложу книгу на стол»
Правильно говорить:
«Кладу книгу на стол»
«Положу книгу на стол»
Слайд 20Раскройте смысл данных пословиц
Объясните орфограммы
Не сиди сл..жа руки – так не
будет скуки.
Отработав ,что пол..гается, съешь, что причитается.
Слайд 21«Я свинья из басни Крылова.
Не знаю, как пишется слово.
Не могу я
никак разобраться в корнях с чередованиями»
Слайд 22Распределите слова по орфограммам
в два столбика
Слайд 25Вставьте нужную букву в таблицу
разл..жить
предл..гать
отл..жить
распол..жить
пол..жение
отл..гать
зал..жить
безл..гательный
изл..жение
сл..гать
ул..жить
Слайд 26Подготовка к ЕГЭ
В каком ряду во всех словах пропущена безударная
гласная корня, проверяемая ударением?
1. Ж..натый, сл..жить, св..бодный
2. Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой
3. Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый
4. Изл..жение, пол..жение, зв..зда
Слайд 27Объясните орфограммы.
Начертите схемы предложений
Мы верно предпол…гали, что в поход пойдут все
ребята. В рюкзаки сл…жили продукты, мячи, бутылки с водой. На поляне Дима предл…жил организовать футбольный матч. Когда победный гол завершил игру, девчонки разл…жили на скатерти съестное и пригласили всех на обед.
Слайд 28Проверим
[- …=],(что … =…- ).
[… = , , ].
[… - = … ].
(Когда - =),[- и … ].
--
--
--
=
=
Слайд 29Домашнее задание
§ 29, стр.100. Выучить правило.
Упр. 225,
226
или
составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях)
Слайд 30Подведём итог урока
Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников, используя слова
с корнями
–ЛАГ- - -ЛОЖ ( излагали, предполагали, выложились, проложили и т.д.).