Презентация, доклад на тему Буквы О-Ё после шипящих в корне

Содержание

Знать: способ выбора о - ё в корнях слов после шипящих.Уметь: обосновывать выбор о - ё в корнях слов после шипящих.

Слайд 1
Буквы о-ё после шипящих в корне слова

Буквы о-ё после шипящих в корне слова

Слайд 2Знать: способ выбора
о - ё в корнях слов после

шипящих.
Уметь: обосновывать выбор о - ё в корнях слов после шипящих.
Знать: способ выбора  о - ё в корнях слов после шипящих.Уметь: обосновывать выбор о - ё

Слайд 3Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение.
Найдите в нем основы и составьте схему предложения.


Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небо желтые языки огня.

Разберите по составу слова взметнулись, желтые.
Какой звук произносится под ударением в корне прилагательного желтые?
Синтаксическая пятиминуткаЗапишите предложение.Найдите в нем основы и составьте схему предложения.  Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись

Слайд 4В чем особенность шипящих звуков? Параграф 20

- контрольная строчка стр. 70
В чем особенность       шипящих звуков? Параграф 20 - контрольная строчка стр.

Слайд 5Открываем новые знания
Чёрный

Шёпот

Жёлтый

Щёлка
Выделите во всех словах корень, поставьте ударение.
Какой звук вы

слышите в корне?
Какие согласные стоят перед этой гласной?
Назовите тему урока, исходя из данных наблюдений


Открываем новые знанияЧёрныйШёпотЖёлтыйЩёлкаВыделите во всех словах корень, поставьте ударение.Какой звук вы слышите в корне?Какие согласные стоят перед

Слайд 6

Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания.

Сделайте вывод, сформулируйте правило.
Сравните с правилом в учебнике, стр.70


Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания.  Сделайте вывод, сформулируйте правило.  Сравните с

Слайд 7Попробуйте подобрать к словам жёлтый, шёпот, чёрный однокоренные слова – глаголы,

а к слову щёлка – однокоренное существительное.

Какую закономерность вы заметили?
Жёлтый -желтеть
Шёпот – шептать
Чёрный – чернеть
Щёлка - щель


В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, где в корне пишется буква е
Шёпот-шептать
Ё//Е

Попробуйте подобрать к словам жёлтый, шёпот, чёрный однокоренные слова – глаголы, а к слову щёлка – однокоренное

Слайд 8Все ли слова данной орфограммы подчиняются этому правилу?
Назовите слова -исключения (крыжовник,

шорох, шов, капюшон, мажорный, чопорный).
Таких слов в русском языке гораздо больше
Чтобы лучше запомнить слова – исключения предлагаю рифмованное упражнение, которое нужно выучить.
СЛОВА - ИСКЛЮЧЕНИЯ

Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба

Все ли слова данной орфограммы подчиняются этому правилу?Назовите слова -исключения (крыжовник, шорох, шов, капюшон, мажорный, чопорный).Таких слов

Слайд 9

шомпол
Шомпол (от нем. Stempel — пест),
металлический, деревянный или

комбинированный стержень (цельный или складной из отд. звеньев) для чистки и смазки канала ствола стрелкового или охотничьего оружия, для выталкивания застрявших гильз (патронов)
шомполШомпол (от нем. Stempel — пест), металлический, деревянный или комбинированный стержень (цельный или складной из

Слайд 10

Трущобы — 1)жилой массив с высокой плотностью спонтанной застройки городской местности, отличающийся отсутствием

или острой нехваткой основной инфраструктуры (электричество, канализация, администрация...2)глушь захолустье; 3)грязное и тесное жилье.

Трущобы — 1)жилой массив с высокой плотностью спонтанной застройки городской местности, отличающийся отсутствием или острой нехваткой основной инфраструктуры (электричество, канализация, администрация...2)глушь

Слайд 11

Чащоба

ЧАЩОБА — чащобы, ж. (обл.). Чаща, густая заросль чего-нибудь.

ЧащобаЧАЩОБА — чащобы, ж. (обл.). Чаща, густая заросль чего-нибудь.

Слайд 12

Чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в соблюдении приличий в поведении.
ЧОПОРНЫЙ — 
чопорная

дама, чопорное обращение; 
чопорен, чопорна, чопорно.
Чрезмерно, 
неестественно строгий
в поведении, обращении,
крайне щепетильный
в отношении приличий.
Чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в соблюдении приличий в поведении.ЧОПОРНЫЙ — чопорная дама, чопорное обращение; чопорен, чопорна, чопорно. Чрезмерно, неестественно строгий в поведении,

Слайд 13

Шорник - мастер, специалист по изготовлению ременной упряжи. Потом позвали шорника и переоборудовали сбрую

так, чтобы лошадь можно было запрячь в течение двух минут.
Шорник – специалист по ремесленным изделиям из кожи.


Шорник - мастер, специалист по изготовлению ременной упряжи. Потом позвали шорника и переоборудовали сбрую так, чтобы лошадь можно было запрячь в

Слайд 14

Жокей — профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек,

который управляет лошадью на скачках. Устаревшее: слуга при лошадях. На конезаводах проводит выездку лошадей в седле, участвует в тренировках и испытаниях молодняка...
Жокей — профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках. Устаревшее: слуга

Слайд 15

 ЖОНГЛЁР -цирковой актер, умеющий
искусно и ловко
подбрасывать
в воздух
и
ловить 
одновременно

несколько предметов.  
 ЖОНГЛЁР -цирковой актер, умеющий искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.  

Слайд 16

пеночка-трещотка

пеночка-трещотка

Слайд 171. Где корень?
2. Где орфограмма?
3. Можно ли изменить звук о?

Если можно – пишем ё,
Если нельзя – пишем – о.

Алгоритм

1. Где корень?2. Где орфограмма?3. Можно ли изменить звук о?    Если можно – пишем

Слайд 18Практические задания:
Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:
Поч…тный _______, _______ш…рстка,
ч…рствый________,________ш…в,
________печ…нка, зач…ркивать______,
________ш…рохи, ________ш…потом,
по _______трущ…бам,

______беч…вка.
Практические задания:Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:Поч…тный _______, _______ш…рстка,ч…рствый________,________ш…в,________печ…нка, зач…ркивать______,________ш…рохи, ________ш…потом,по _______трущ…бам, ______беч…вка.

Слайд 19

Рассказ
про
Жору - обжору

Рассказ про Жору - обжору

Слайд 20

Жора - обжора, объевшись шоколадом ,
испытал шок, услышав в зарослях


крыжовника шорох трещотки.
Подтянув шорты с капюшоном,
на котором был шов, взяв в руки шомпол,
он отправился в чащобу через трущобы,
напевая гамму до-мажор.
Навстречу ему попались чопорные шорник, жокей и жонглёр.
У Жоры от шоколада была изжога.
Жора - обжора, объевшись шоколадом , испытал шок, услышав в зарослях крыжовника шорох трещотки. Подтянув шорты с

Слайд 21Урок 2
Проверка Д.З. параграф 20
Упр. №№ 149, 150
Синтаксический разбор предложения:
Листья как

ж..лтые бабочки кружат..ся в воздухе и с..дят..ся на землю.
Урок 2Проверка Д.З. параграф 20Упр. №№ 149, 150Синтаксический разбор предложения:Листья как ж..лтые бабочки кружат..ся в воздухе и

Слайд 22Кроссворд
1
2
4
3
5
7
6
8
9
11
10

О
О
О



О








О
О





О





О



О







О






О





1. Место соединения сшитых кусков.
2. Глухой звук,

шуршание.
3. Наездник на скачках.
4. Водитель автомобиля.
5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога.
6. Мастер по изготовлению ременной упряжи.
7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия.
8. Презрительное название ненасытного человека.
9. Цирковой артист.
10. Накидка на голову.
11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.
Кроссворд 1243576891110ООООООООООО1.  Место соединения сшитых кусков. 2.  Глухой звук, шуршание.3.  Наездник на скачках.4.

Слайд 23Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 24Следующее упражнение направлено не только на совершенствование орфографических умений, но и

расширение словарного запаса.

Жёлоб – полукруглое углубление в бревне.
Щёголь – человек, любящий наряжаться.
Бечёвка – тонкая веревка.
Мажорный – бодрый, веселый.
Анчоус – мелкая морская рыбка
Боржоми – город в Грузии
Шоу - представление

Следующее упражнение направлено не только на совершенствование орфографических умений, но и расширение словарного запаса. Жёлоб – полукруглое

Слайд 25РАЗЛИЧАЙ
Мальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный.
Обращаю внимание на

написание слов: ожог (сущ.) руки ожёг (глаг.) руку
От чего зависит написание этих слов?

Запомни и различай!

Ожог (сущ.) руки ожёг (глаг.) руку
РАЗЛИЧАЙМальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный.Обращаю внимание на написание слов: ожог (сущ.) руки

Слайд 26Выпишите слова в две колонки 1. Темно в партере и в ложе,

ушли ж..нглёры и клоуны. 2. До тла истёрся лунный ж..рнов 3. Глухо щ..лкнули затворы. 4. Вдруг ш..рох рассветный прошёл стороной. 5. На волне набежавшего холода лёгкий ветер мне щ..ки обж..г
Выпишите слова в две колонки 1. Темно в партере и в ложе, ушли ж..нглёры и клоуны. 2.

Слайд 27

Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.


Слайд 28Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова.
По ….. мчалась машина. В кабине

сидел ……., а в кузове тряслись …………………., …………., …………, ………. и ……….. Каждый был занят своим делом. ……… ел …………, ………… ……………. ……………., нанизывая его на …………. ……….. .. …………….. договаривались о новых ……….. для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза ………….. Настроение у всех было ………………. Будто ехали они на веселое ………….. Вдруг послышался …………. Это лопнул ………. …… ………. ……………….. Все были ……………… происшедшим.

Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова.По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……., а в кузове тряслись

Слайд 29«РАЗЛИЧАЙКА»
Если слово с корнем ЖЁГ – ЖОГ является существительным –

пишем О.
Если глаголом – пишем Ё .

Преступник ночью дом подж…г,
Но, совершив такой подж…г,
Он и лицо себе обж…г.
Так, получив большой ож…г,
Он был наказан за подж…г.

«РАЗЛИЧАЙКА» Если слово с корнем ЖЁГ – ЖОГ является существительным – пишем О.Если глаголом – пишем Ё

Слайд 30Ужастик
В ч..рной-ч..рной комнате
Чьи-то очертания.
Ш..лковое что-то скользнуло в тишине.
Где-то что-то щ..лкнуло,
Щ..тка

тихо скрипнула,
Ж..луди посыпались –
Показалось мне.

Ш..рохи ужас..ные,
Ш..поты опасные,
И реш..тка ч..рная
На большом окне.
Ж..лтая перчаточка
Ч..рною расч..скою
Ч..лку мою ж..сткую
Причесала мне.

УжастикВ ч..рной-ч..рной комнатеЧьи-то очертания.Ш..лковое что-то скользнуло  в тишине.Где-то что-то щ..лкнуло,Щ..тка тихо скрипнула,Ж..луди посыпались –Показалось мне.Ш..рохи ужас..ные,Ш..поты

Слайд 31Домашнее задание: § 20, упр. 151 (а)

Домашнее задание:  § 20, упр. 151 (а)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть