Слайд 1Безударные гласные в корне слов
Преподаватель русского языка и литературы
Гачина Арина Николаевна
Карова
О
Слайд 2Безударные гласные – это гласные, которые находятся в слабой фонетической позиции,
то есть не под ударением.
Запомните
Слайд 3Безударные гласные:
Проверяемые
Непроверяемые
Чередующиеся гласные в корне слов
Слайд 4Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О,
И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.
Слайд 5Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму
слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Запомните
Слайд 6Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным
положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: винегрет, инженер, собака.
Чаще всего такие слова являются иноязычными.
Слайд 7Чередующиеся гласные в корне
В русском языке достаточно часто встречаются слова с
корнями, в которых гласные чередуются. Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.
Слайд 8Выбор гласной зависит от ударения
Слайд 9Выбор гласной зависит от значения слова
Слайд 10Выбор гласной зависит от суффикса, стоящего после корня
Слайд 11Корни –плав- / - плов -
Во всех случаях пишется гласная
–а-, кроме слов исключений: пловец, пловчиха, плывун.
Слайд 12Проверь себя
Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с
чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением.
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.
Слайд 13Выполните задание:
Разделите слова на 3 столбика: безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые
гласные, чередующиеся гласные.
К проверяемым гласным напишите проверочные слова. В словах с чередующимися гласными орфограммы обозначьте графически.
Зас..лить (жильцов), х..рактеристика, выт..рать, к..рректный, препод..ватель, эк..логия, г..мназист, нач..нающий, с.мпатия, эт..кетка, осн..щённый, инц..дент, ан..малия, з..рница, ук..ризненный, ст..рожевой, пап..ротник, распол..жение, пл..вец, к..лыхаясь, огр...ждение, г...рбарий, в...негрет, выж...гать, дог...рание, обм..реть (от неожиданности), ш..девр, расст..лать, бл..стательный, проз..бать (от холода), поздр..вление, к..сметология, выр..щенный, ур…внение, вым…кнуть(под дождём).
Слайд 14Домашнее задание
Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с
чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением.
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.