Презентация, доклад на тему Безличные глаголы

Содержание

Цели: Обучающие: Познакомить учащихся с глаголами, служащими для обозначения действия, которое совершается само по себе, без действующего лица; дать понятия о безличных глаголах;Развивающие: Сформировать понятие безличный глагол и определить его роль в тексте; развить навыки

Слайд 1Урок русского языка в 7 классе
На тему: Как сказать о

действии, которое совершается само по себе, без действующего лица? Безличные глаголы.



Учитель: Татарова С.Т.
Урок русского языка в 7 классеНа тему:  Как сказать о действии, которое совершается само по себе,

Слайд 2Цели:

Обучающие: Познакомить учащихся с глаголами, служащими для обозначения действия, которое

совершается само по себе, без действующего лица; дать понятия о безличных глаголах;
Развивающие: Сформировать понятие безличный глагол и определить его роль в тексте; развить навыки составления текстов – описаний природных явлений; обогатить словарный запас учащихся;
Воспитательные: Привить любовь к природе; развить такие качества характера человека, как наблюдательность, способность делать выводы, заботиться о своем здоровье;

Цели:  Обучающие: Познакомить учащихся с глаголами, служащими для обозначения действия, которое совершается само по себе, без

Слайд 3Опрос пройденного материала Переходные глаголы
Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, числительным, местоимением

в винительном падеже без предлога:Переходные глаголы - действие, направленное на другой объект: (действие, которое переходит на другой предмет)

оставить (что?) яблоки;
приглашать (кого?) гостей;
несет (что?) мешок;
носить (что?) шапку;
ждут (кого?) Деда Мороза;

Непереходные глаголы – остальные:

Строить (где?) в лесу,
Вылить (куда?) в кастрюлю.
Поехать (к кому?) к другу

Опрос пройденного материала Переходные глаголы Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, числительным, местоимением в винительном падеже без

Слайд 4 


Давайте представим себе картины зимнего леса.
Что такое лес?
Это – множество деревьев, растущих на большом пространстве или срубленные деревья для строительного материала. А как звучит это слово на родном языке?

             Давайте представим себе картины зимнего

Слайд 51. Морозит. 2. Мы выходим из дома.

1. Морозит. 2. Мы выходим из дома.

Слайд 63.Нам легко дышится. 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.

3.Нам легко дышится. 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.

Слайд 75. Пахнет хвоей. 6. Стоит тишина.

5. Пахнет хвоей. 6. Стоит тишина.

Слайд 87. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели. 8. И

снова стихло. 9. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.
7. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели. 8. И снова стихло.    9.

Слайд 9Подчеркните в каждом предложении глаголы. Обратите внимание на следующие глаголы Определите у данных

глаголов время, род. Число и лицо.

Морозит - наст, вр., ед. ч.
Дышится - наст, вр., ед. ч.
Пахнет - наст, вр., ед. ч
Стихло - пр. вр., ед. ч., ср. р.
Прогуливаться - неоп. ф. гл. (fe’lning noaniq shakli)
Какой признак мы так и не смогли определить у этих глаголов? (Лицо.)

Подчеркните в каждом предложении глаголы. Обратите внимание на следующие глаголы Определите у данных глаголов время, род. Число

Слайд 10Сравнительный анализ предложений.
В чем разница между этими предложениями?
Свежая листва пахнет

приятно.
Ель темнеет вдали.
Я дышу свежим воздухом.

В чем разница между этими предложениями?

В воздухе пахнет весной.
В лесу темнеет.
Мне дышится легко.

Сравнительный анализ предложений.В чем разница между этими предложениями? Свежая листва пахнет приятно.Ель темнеет вдали.Я дышу свежим воздухом.В

Слайд 11Вывод:
Сделаем вывод по первой части:
В данных предложениях мы можем найти слова,

которые отвечают на вопросы И. п. что? или кто? Например: листва (что?), ель (что?), я (кто?)

Сделаем вывод по второй части:

В данных предложениях мы не можем найти слова, которые отвечают на вопросы И. п. что? или кто? В таких предложениях нельзя подобрать личное местоимение в именительном падеже, так как у безличных глаголов нет лица (shaxsi) как категории. Например: в воздухе (где?), в лесу (где?), мне (кому?).

Вывод:Сделаем вывод по первой части:В данных предложениях мы можем найти слова, которые отвечают на вопросы И. п.

Слайд 12Запомни правило!

Для обозначения действий и состояний, которые совершаются сами по себе,

без действующего лица или предмета, употребляются безличные глаголы (shaxssiz fe’llar). При безличных глаголах употребление подлежащего (gapning egasi) невозможно.
Например: Морозит. Вокруг потемнело. Ему нездоровится.
Запомни правило! Для обозначения действий и состояний, которые совершаются сами по себе, без действующего лица или предмета,

Слайд 13Данное задание мы будем выполнять по вариантам. Прочитайте текст, озаглавте его.

Первый вариант выписывает предложения, с безличными глаголами, описывающие состояние человека. А второй вариант с безличными глаголами, описывающие, природные явления.  
Данное задание мы будем выполнять по вариантам. Прочитайте текст, озаглавте его. Первый вариант выписывает предложения, с безличными

Слайд 14I вариант
Ему не сиделось дома. Его знобило. Ему нездоровилось.
II вариант
В

воздухе пахло весной. На улице моросило. Вокруг потемнело. Смеркалось. Похолодало. Примерные ответы «Скоро весна», «Игра в футбол», «Хороший день».
I вариантЕму не сиделось дома. Его знобило. Ему нездоровилось. II вариантВ воздухе пахло весной. На улице моросило.

Слайд 15Словарная работа
Смеркается - qorong’I tushmoqda
Светает

- tong otmoq
Морозит - tashqari sovuq
Моросит - mayda tomchilab yog’moq
Словарная работаСмеркается   - qorong’I tushmoqda Светает       - tong otmoq

Слайд 16Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения. Указывает на:
Явления природы.
Физическое

и душевное состояние человека.
Неосознанное, неясное желание человека.
Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения. Указывает на: Явления природы.Физическое и душевное состояние человека.Неосознанное, неясное

Слайд 17Работа в группах.
Разбейтесь на 4 группы. Образуйте группу по 3

человек. Данное задание будет выполняться на основе упражнения №117. Стр. 42. Только осенний пейзаж заменим весенним пейзажем. Каждая группа, используя безличных глаголов, составляет по три предложения, по часовой стрелке таблица передается следующей группе, заполняется таблица до тех пор, пока первоначальная таблица не дойдёт родной группе. Группы собирают мысли и делают вывод, указывают на значение безличного глагола (явления природы, физическое и душевное состояние человека, неосознанное, неясное желание человека) Презентации групп. (учитывается регламент)

Работа в группах. Разбейтесь на 4 группы. Образуйте группу по 3 человек. Данное задание будет выполняться на

Слайд 18
Оборудование для выполнения данного задания: 4 таблицы, по таблице каждой группе,

маркеры, скотч. Опорные слова: потемнело, подуло, качнуло, заморосило, знобило, так хотелось, похолодало, заволокло тучами; нездоровится, посвежело, смеркалось, стемнело, не спалось, пахло;
Оборудование для выполнения данного задания: 4 таблицы, по таблице каждой группе, маркеры, скотч. Опорные слова: потемнело, подуло,

Слайд 19Опорные слова: потемнело, подуло, качнуло, заморосило, знобило, так хотелось, похолодало, заволокло

тучами; нездоровится, посвежело, смеркалось, стемнело, не спалось, пахло;
Опорные слова: потемнело, подуло, качнуло, заморосило, знобило, так хотелось, похолодало, заволокло тучами; нездоровится, посвежело, смеркалось, стемнело, не

Слайд 20Домашнее задание
Написать мини сочинение , начав его с безличного глагола

… Например: « Светало.» или « С вечера стало морозить ещё сильнее.»
Спасибо за внимание!!!
 

Домашнее задание Написать мини сочинение , начав его с безличного глагола … Например: « Светало.»  или

Слайд 21Использованная литература
Русский язык»: учебник для 7 класса школ общего среднего образования

с узбекским и другими языками обучения/ С.Ю. Исламбекова, У. Т. Яминова, З.Х. Абдураимова.- Ташкент: Узбекистан, 2013. стр. 41-43
Интернет ресурсы:
katyaburg.ru
.www.bankoboev.ru
С.И. Ожегов Словарь русского языка

Использованная литератураРусский язык»: учебник для 7 класса школ общего среднего образования с узбекским и другими языками обучения/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть