Презентация, доклад на тему Авторский дидактический инструментарий для работы с одаренными детьми по русскому языку

Содержание

1. Изучение всех видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи;2. Овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;3. Получение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его

Слайд 1«Авторский дидактический инструментарий для работы с одаренными детьми по русскому языку»
Выполнила:

учитель русского языка МОУ СОШ №6 Абросимова Светлана Геннадьевна
«Авторский дидактический инструментарий для работы с одаренными детьми по русскому языку» Выполнила: учитель русского языка МОУ СОШ

Слайд 21. Изучение всех видов речевой деятельности и основ культуры устной и

письменной речи;
2. Овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
3. Получение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
4. Освоение общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах;
5. Овладение основными нормами русского литературного языка;
6. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
7. Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
8. Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Основные цели и задачи работы с одаренными детьми

1. Изучение всех видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи;2. Овладение умениями и навыками

Слайд 3Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы

Слайд 4Проверка выполненной работы учителем;
Отчет о выполненной работе перед учителем (и/или группой

учеников);
Зачет;
Тестирование;
Семинарские занятия;
Контрольные работы.

Возможные формы контроля:

Проверка выполненной работы учителем;Отчет о выполненной работе перед учителем (и/или группой учеников);Зачет;Тестирование;Семинарские занятия;Контрольные работы.Возможные формы контроля:

Слайд 5ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Слайд 6Виды самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Слайд 7Методические указания по выполнению заданий
Задание 1
Сделать обзор словарей русского языка (с

примерами)

Методические указания по выполнению заданийЗадание 1Сделать обзор словарей русского языка (с примерами)

Слайд 8 Цель задания:
1. Научить пользоваться словарями;

2. Закрепить знания по теме занятия, уметь систематизировать теоретический материал.
 
Количество часов на выполнение: 1
 
Текст задания:
Толковые, этимологические, словообразовательные словари, словарь иностранных слов; словари отдельных лексических групп.
Цель задания: 1. Научить пользоваться словарями;

Слайд 9Используя лингвистические словари, сделайте краткий их обзор с 1-2 примерами.
В лингвистических

словарях разъясняются лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения.
Лингвистические словари могут быть общими и отдельных лексических групп.
Общие словари:
толковые словари;
этимологические словари;
орфографические словари;
словари иностранных слов;
орфоэпические словари;
словарь русских народных говоров
Словари отдельных лексических групп:
словарь синонимов;
словарь крылатых выражений;
словарь омонимов;
фразеологический словарь;
словарь антонимов;
словарь паронимов;
диалектный словарь.
Толковые словари
Основное назначение – объяснить слово, определить все его значения. Словарь насчитывает 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слов с их толкованием.

Рекомендации по выполнению задания

Используя лингвистические словари, сделайте краткий их обзор с 1-2 примерами.В лингвистических словарях разъясняются лексические значения слов, указываются

Слайд 10Словарь включает в себя все пласты лексики: книжную, разговорную, профессиональную, просторечную.

Словарь не является нормативным словарём литературного языка.
Пример.
Исплошать – оплошать, дать маху, ошибиться; прозевать.
Исплошить – захватить врасплох: Исплошили медведя рогатиной.


«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

Словарь включает в себя все пласты лексики: книжную, разговорную, профессиональную, просторечную. Словарь не является нормативным словарём литературного

Слайд 11В него вошли наиболее употребительные слова современного русского литературного языка. Созданный

на основе словаря Д.Н.Ушакова, этот словарь сохранил указания на стилистическую характеристику слова (книжн., высок., офиц., разг., прост., общ.); на произношение, а также на грамматическую характеристику.
Пример
Излучать, -аю, -аешь; несов. Испускать какие-то лучи, выделять лучистую энергию. И свет и тепло. Глаза излучают нежность (перен.) сущ. излучение, -я, ср.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

В него вошли наиболее употребительные слова современного русского литературного языка. Созданный на основе словаря Д.Н.Ушакова, этот словарь

Слайд 12Включает в основном лексику художественной литературы, а также научную и общественно-политическую.

В словарь не вошли узкоспециальные термины, областные слова, неологизмы писателей и поэтов.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора Д. Н. Ушакова.

Включает в основном лексику художественной литературы, а также научную и общественно-политическую. В словарь не вошли узкоспециальные термины,

Слайд 1317 томов, 1950-1965гг. Является наиболее полным из всех нормативных русских словарей.

«Словарь

современного русского литературного языка Академии наук СССР»
17 томов, 1950-1965гг. Является наиболее полным из всех нормативных русских словарей.«Словарь современного русского литературного языка Академии наук

Слайд 141998г.
Словарь отражает те изменения, которые произошли в русском языке за

последние 12 лет (1985-1997). Поэтому в него вошла иноязычная лексика.

«Толковый словарь русского языка»

1998г. Словарь отражает те изменения, которые произошли в русском языке за последние 12 лет (1985-1997). Поэтому в

Слайд 15Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским

языком из других языков, а также слов, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков.
Пример.
Рента (нем. отданная) – всякий регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности.

«Словарь иностранных слов», составленный И.А.Васильевой (М., 1999). Словарь содержит около 6000 наиболее распространённых слов иностранного происхождения. Даются их толкования, сведения о том, из какого языка пришло к нам слово, его грамматические свойства, примеры употребления в речи, а также синонимы, которыми можно заменить иностранное слово.

«Современный словарь иностранных слов» (М., 1999)

Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков, а также

Слайд 16Из них мы узнаём, как образовалось слово, каков его морфемный состав,

с какими словами русского языка и иных языков оно связано. А если слово заимствовано, то когда и из какого языка оно пришло к нам.
Крупным по значению и объёму научным словарём является «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского (1850-1918).
Пример.
Газета. Заимств. из Фр. Вначале (первая газета появилась в Венеции в 1563г.) Слово это означало мелкую монету, за которую покупалась газета, или точнее – право прочитать её.

Самый распространённый иностранный этимологический словарь – это «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В.В.Иванова, Т. В. Шанской, изданный в 1961г.

Этимологические словари

Из них мы узнаём, как образовалось слово, каков его морфемный состав, с какими словами русского языка и

Слайд 17В этих словарях собраны и толкуются не отдельные слова, а два

и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и значением.
Известно несколько словарей синонимов.

Словари отдельных лексических групп

В этих словарях собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются

Слайд 18В нём фиксируется около 1500 слов. Во втором издании (1961) количество

словарных статей увеличилось до 3000.
Каждая словарная статья этого словаря состоит из синонимического ряда, который начинается со стержневого слова (доминанты). Затем указывается значение, объединяющее слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.
ДУМАТЬ – мыслить – размышлять. Эти слова объединены значением – совершать мыслительный процесс.

«Краткий словарь синонимов русского языка», составленный В.Н.Клюевой (1956).

В нём фиксируется около 1500 слов. Во втором издании (1961) количество словарных статей увеличилось до 3000.Каждая словарная

Слайд 19«Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молотова (1967)
«Фразеологизмы в русской

речи» (М., 1997).Его авторы – А. М. Мелерович, В. М. Мокиенко.
«Энциклопедия мысли: Сборник афоризмов и изречений от древности до наших дней», составитель – Э. Борохов (М.,1998) Сборник представляет собой систематизированное собрание афоризмов, изречений, высказываний отечественных и зарубежных авторов, а также пословиц, отрывков из народных эпосов.
«Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молотова (1967)«Фразеологизмы в русской речи» (М., 1997).Его авторы – А.

Слайд 20Формы контроля:
проверка письменных заданий.
 
Критерии оценки:
уровень усвоения теоретического материала;
качество выполненных заданий (оформление,

структура, содержание).
Формы контроля:проверка письменных заданий. Критерии оценки:уровень усвоения теоретического материала;качество выполненных заданий (оформление, структура, содержание).

Слайд 21Конспект урока
Учебники:
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]:

учеб. пособ. для СПО/Антонова Е.С.-М.: Академия, 2009
2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ Ващенко Е.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
3. Словари
4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Введенская Л.А. – Ростов-на-Дону, 2010

Рекомендуемая и дополнительная литература:

Конспект урокаУчебники: 1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/Антонова Е.С.-М.: Академия,

Слайд 22Цель задания: расширить знания по изучаемой теме 
Количество часов на выполнение: 2 
Текст

задания. Темы докладов:
1. Русский язык в РФ и в современном мире.
2. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
3. А.С.Пушкин как основоположник русского литературного языка.
Рекомендации по выполнению задания:
В докладе выделяются три основные части:
1) Вступительная часть, в которой определяется тема, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых.
2) Основная часть содержит изложение изучаемой темы / вопроса / проблемы (желательно в проблемном плане).
3) Обобщающая – заключение, выводы.
При написании доклада следует помнить, что литературный язык – это высшая форма национального языка и основа культуры речи. Это язык науки и школы, публицистики, деловых документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей.
Литературный язык – это язык нормированный, его нормы являются образцовыми и общеобязательными.
Литературный язык обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, искусство, законодательство, делопроизводство, бытовое общение, межнациональное общение.
Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.
Формы контроля: выступление на занятии.
Критерии оценки:
1. Актуальность, глубина, научность теоретического материала.
2. Четкость выступления, уровень самостоятельности
3. Использование мультимедийной презентации, ее качество
4. Время выступления

Задание 2 Сделать доклад по теме «История русского литературного языка»

Цель задания: расширить знания по изучаемой теме Количество часов на выполнение: 2 Текст задания. Темы докладов: 1. Русский язык

Слайд 23Антонова Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для

СПО/Антонова Е.С.-М.: Академия, 2009
Лекант П.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ для СПО/Лекант П.А.-М.: Дрофа, 2009
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ Ващенко Е.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ Ващенко Е.Д.-5-е изд.- Ростов-на-Дону, 2008
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Введенская Л.А. – Ростов-на-Дону, 2008
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/
Львов М.Р. Риторика. Культура речи [Текст]: учеб. пособ. для вузов/Львов М.Р.-М.: Академия, 2008
Потемкина Т.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Потемкина Т.В.- М.: Гардарики, 2009

Рекомендуемая литература:

Антонова Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/Антонова Е.С.-М.: Академия, 2009Лекант П.А. Русский

Слайд 24 Цель задания:
Углубление знаний по теме занятия.
Количество часов на выполнение: 1 
Текст

задания.
Конспекты лекций, учебники, методические пособия.
Рекомендации по выполнению задания:
Нарисовать фигуру, разбитую на квадраты, которые нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получился ряд разгаданных слов. Вопросы напишите на обратной стороне листа.
Пример.
По горизонтали:
1. Раздел науки, изучающий словарный состав языка. (Лексикология)
2 Устойчивые словосочетания (Фразеологизмы)
По вертикали:
1. Новые слова, возникающие в языке (Неологизмы)
2. Слова с противоположным значением (Антонимы)
Формы контроля:
Проверка кроссвордов.
Критерии оценки:
Уровень усвоения теоретического материала.

Задание 3 Составить кроссворд по теме: « Лексика и фразеология»

 Цель задания: Углубление знаний по теме занятия.Количество часов на выполнение: 1 Текст задания. Конспекты лекций, учебники, методические пособия.Рекомендации

Слайд 25Антонова Е. С. Воителева Т.М.
Русский язык и культура речи: учебник для

студ. сред. проф. учеб. заведений/ Е. С. Антонова, Т. М. Воителева.-6-е изд., стер- М.: Издательский центр «Академия»,2008.-320с.
Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Кузнецова Н.В.-М.: Форум, 2008

Рекомендуемая и дополнительная литература

Антонова Е. С. Воителева Т.М.Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Е.

Слайд 26Цель задания:
Углубление знаний по теме занятия.
Умение ориентироваться в текстах художественной

литературы.
Количество часов на выполнение: 1
Текст задания.
Конспекты лекций, учебники, методические пособия, тексты художественных произведений.
Рекомендации по выполнению задания:
К изобразительно- выразительным средствам художественной выразительности относятся следующие виды тропов: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола, литота, перифраза, ирония.
На основе произведений русских писателей нужно выписать примеры, соответствующие данному тропу. Например:
Эпитет- образное определение, прилагаемое к названию предмета для большей выразительности: Отговорила роща золотая...(С.Есенин)
Метафора - оборот речи, употребляемый в переносном смысле на основе скрытого сравнения. Руки милой – пара лебедей (С. Есенин)
Видами метафор являются:
1.Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.Крылов)
2.Синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)
Сравнение - сопоставление двух предметов, явлений с тем, чтобы пояснить одно из них с помощью другого.
«Её любовь к сыну была подобна безумию» (М.Горький).
Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека: Спит земля в сиянье голубом (М. Лермонтов).
Гипербола Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, красоты и т.д. В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).
Литота Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого: мальчик с пальчик; капля в море; море по колено; горы по плечу. (Из русских народных сказок)
Формы контроля:
Проверка выполненного задания 
Критерии оценки:
Уровень усвоения теоретического материала.

Задание 4 Сделать сообщение на тему: «Изобразительно- выразительные средства художественной выразительности» (на основе произведений русских писателей)

Цель задания: Углубление знаний по теме занятия.Умение ориентироваться в текстах художественной литературы.Количество часов на выполнение: 1Текст задания.

Слайд 27Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для

СПО/ Ващенко Е.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Введенская Л.А. – Ростов-на-Дону, 2010
Граудина Л.К. Культура русской речи. Учебник для вузов. Москва, 2009.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 2011.

Рекомендуемая и дополнительная литература:

Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ Ващенко Е.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс,

Слайд 28 Власенков А.И. Русский язык: учебник для ссузов / А.И. Власенков, Т.В.

Потемкина. – 4-е изд., стереотип. – М.: ДРОФА, 2009. – 269, [ З ] с.
Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [ Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др. ]; под ред. Н.А. Герасименко. – 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия », 2008.-496 с.
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ Ващенко Е.Д.-5-е изд.- Ростов-на-Дону, 2008
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Введенская Л.А. – Ростов-на-Дону, 2010
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Голуб И.Б.-М.: Логос, 2009
Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 11-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 20010. – 448с. – (от А до Я)
Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Кузнецова Н.В.-М.: Форум, 2008
Львов М.Р. Риторика. Культура речи [Текст]: учеб. пособ. для вузов/Львов М.Р.-М.: Академия, 2009
Потемкина Т.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособ. для СПО/ Потемкина Т.В.- М.: Гардарики, 2008
Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ Черняк В.Д.; под ред. В.Д. Черняк.-СПб.: Сага-Форум, 2008
Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи [Комплект]: учеб. пособ. для СПО/ под ред. В.Д.Черняк .-СПб .: Сага-Форум, 2009
Солганик Г.Я. Практическая статистика русского языка: учеб. пособие для студ. филол. и жур. фак. высш. учеб. заведений / Г.Я. Солганик. – 5-е изд. стер. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. – 304 с.

Список дополнительной и рекомендуемой литературы

 Власенков А.И. Русский язык: учебник для ссузов / А.И. Власенков, Т.В. Потемкина. – 4-е изд., стереотип. –

Слайд 29Речевые ошибки в употреблении различных частей речи:
http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7348/7353
http://www.bestreferat.ru/referat-206042.html
http://ua.coolreferat.com/Культура_русской_речи._Употребление_в_речи_единиц_различных_языковых_уровней
Изобразительно-выразительные средства художественной выразительности (употребление

неологизмов)
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-011.htm
http://www.testsoch.net/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-v-xudozhestvennom-tekste-i-ix-funkcii/
http://kursovikna5.ru/2310_izobrazitelno_vyrazitelnye_sredstv/index.html
http://lingsoch.ru/articles25-90.html
Неологизмы
http://www.terver.ru/russian/neologizmi.php
htthttp://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEOLOGIZM.html
p://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/113308/Неологизмы
Словообразовательные ресурсы русского языка.
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-019.htm
http://www.bestreferat.ru/referat-216439.html
http://www.coolreferat.com/Словообразовательная_метафора_в_истории_русского_языка
Морфология и речевая выразительность
http://studentbank.ru/view.php?id=32497&p=3
http://www.bestreferat.ru/referat-64536.html
http://agreemodel.ru/2310_izobrazitelno_vyrazitelnye_sredstv/index.html
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post108164260/


ИНТЕРНЕТ:

Речевые ошибки в употреблении различных частей речи:http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7348/7353http://www.bestreferat.ru/referat-206042.htmlhttp://ua.coolreferat.com/Культура_русской_речи._Употребление_в_речи_единиц_различных_языковых_уровнейИзобразительно-выразительные средства художественной выразительности (употребление неологизмов)http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-011.htmhttp://www.testsoch.net/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-v-xudozhestvennom-tekste-i-ix-funkcii/http://kursovikna5.ru/2310_izobrazitelno_vyrazitelnye_sredstv/index.htmlhttp://lingsoch.ru/articles25-90.htmlНеологизмыhttp://www.terver.ru/russian/neologizmi.phphtthttp://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEOLOGIZM.htmlp://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/113308/НеологизмыСловообразовательные ресурсы русского языка.http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-019.htmhttp://www.bestreferat.ru/referat-216439.htmlhttp://www.coolreferat.com/Словообразовательная_метафора_в_истории_русского_языкаМорфология и речевая

Слайд 30Спасибо за внимание
Творческих успехов!

Спасибо за вниманиеТворческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть