Слайд 1Методическая разработка
урока литературы в 6 классе.
Выполнила: Кочеткова СЕ,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №60
г. Ярославля
Слайд 2В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».
Картины
жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Нравственные проблемы рассказа.
Слайд 3Цель урока
продолжить знакомство с жизнью и творчеством ВП Астафьева;
провести идейно-художественный
анализ рассказа «Конь с розовой гривой»;
продолжить обучение навыкам выразительного чтения;
работать над формированием у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом.
Слайд 4«КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»
В.П.АСТАФЬЕВ
Слайд 5Как вы понимаете смысл высказывания: «И сладкий пряник бывает горьким…»?
(народная мудрость).
Проблемный вопрос: что такое «нравственность»?
Нравственность -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. II прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.
Слайд 6Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть
бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П.Астафьев
Слайд 7Слово о писателе
Виктор Петрович Астафьев (1.05.1924 — 29.11.2001)
Слайд 8Виктор Петрович Астафьев -
один из ярких представителей русской литературы, чья
писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
Слайд 9 Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году
в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.
Слайд 10 В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался
в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем.
Слайд 11 Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги.
Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".
Слайд 12 Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на
колбасном заводе. Темой первого произведения была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева.
Слайд 13 Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской
рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю жизнь свою Астафьев посвятил писательскому труду.
Слайд 14 Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь
к матери – земле, на которой он вырос, - с избытком, с какой – то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений.
Слайд 15 За повести «Пастух и пастушка» и «Последний поклон» Виктор Астафьев
в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, а в 1978 году ему была присуждена премия СССР за повествование в рассказах «Царь – рыба».
Слайд 16
Виктор Петрович Астафьев - очень честный, чуткий, требовательный к себе
человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве.
Слайд 17 «С возвращением в отчие места начинается какой-то
новый пласт жизни. Возникает желание что-то найти. Вот я хожу по Овсянке и что-то ищу, ищу. Детство свое. И знаю, не найти его, а все равно на что-то надеюсь. И вот этот поиск, это блуждание по далям памяти рождает какую-то светлую грусть».
В. АСТАФЬЕВ
Слайд 20Конь с розовой гривой
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и
светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем».
Слайд 21В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того
времени, а также место действия.
От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
Что вы можете рассказать о герое рассказа?
3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём?
Слайд 22
“Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей.
Он белый-белый, этот
конь. А грива у него розовая, хвост розовый,
копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за
столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.
Слайд 24
Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия?
Почему
мальчик отправился в лес?
Почему этому плану не суждено было сбыться,
ведь вначале всё складывалось хорошо?
Слайд 25Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро,
рассказывала про проступок внука?
Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой?
Слайд 27
“Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись
это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.
И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет.
И некому прощать...”
Слайд 28Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой
Слайд 29ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:
http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9524680
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600907
http://www.cultnord.ru/Severnye_kozuli.html