Презентация, доклад на тему А.С. Пушкин Реализм Маленьких трагедий

Содержание

Цели урока: - познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведения из цикла «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери»;показать напряженную атмосферу описываемых Пушкиным ситуаций; сосредоточение на «судьбе человека» – глубочайшем

Слайд 1«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А.С.ПУШКИН

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А.С.ПУШКИН

Слайд 2Цели урока: 
- познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С.

Пушкина; проанализировать произведения из цикла «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери»;
показать напряженную атмосферу описываемых Пушкиным ситуаций;
сосредоточение на «судьбе человека» – глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической страстью – скупостью, завистью, чувственностью.

Оборудование: компьютер, иллюстрации к произведениям «Моцарта и Сальери», «Скупой рыцарь».
Цели урока: - познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведения из цикла «Маленькие

Слайд 3«Маленькие трагедии» – чуда искусства,
великие в целом и в частях.
В.

Г. Белинский





«Нравственное чувство, как и талант,
даётся не всякому».
А.С.Пушкин.

«Маленькие трагедии» – чуда искусства, великие в целом и в частях.В. Г. Белинский«Нравственное чувство, как и талант,

Слайд 4Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот период были

написаны и маленькие трагедии ««Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы».

В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот период были написаны и маленькие трагедии ««Моцарт и

Слайд 5
Трагедия – драматический жанр, в основе
которого лежит конфликт – столкновение,


противоборство различных сил. Конфликт сопровождается страданием , часто
смертью. В финале трагедии или погибают герои , или рушатся важные жизненные ценности.


Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит конфликт – столкновение, противоборство различных сил. Конфликт сопровождается страданием

Слайд 6МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ
«Скупой рыцарь»
«Моцарт и Сальери»
«Каменный гость»
«Пир во время чумы»

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ«Скупой рыцарь»«Моцарт и Сальери»«Каменный гость»«Пир во время чумы»

Слайд 7В «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЯХ» ПОКАЗАНЫ ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЕ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА СТРАСТИ ИЛИ ПОРОКИ:
гордость, презирающая

всех;
жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть, доводящая до злодеяния;
чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
В «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЯХ»  ПОКАЗАНЫ ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЕ ДУШУ  ЧЕЛОВЕКА СТРАСТИ ИЛИ ПОРОКИ:гордость, презирающая всех;жадность, не дающая человеку

Слайд 8 В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского

замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие — все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» — философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.
В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой

Слайд 9 Всю жизнь поэта преследовал вопрос: что такое

страсть? Он так часто звучал в его лирических произведениях, поэмах и даже в прозе. Собственно этому и посвящены «Маленькие трагедии».
Тема растлевающей власти денег, чрезвычайно актуальная и злободневная в XIX в., будет раскрыта Пушкиным и в других его произведениях (например, в «Пиковой даме»), а в дальнейшем станет одной из ведущих для всей русской литературы.
В «Скупом рыцаре» нас меньше всего интересует, что это период упадка рыцарской доблести. Важно то, что человек превращен в скрягу, скупца, накопителя, ростовщика. Здесь деньги вытесняют все чувства. Они для Скупого - божество.

Деньги - это власть. И весь мир нашего героя подчинен страсти накопительства, наживы. В сущности, эта тема будет пронизывать всю литературу второй половины XIX века. Это тема и Гончарова, и Достоевского. Но в их произведениях она потребует уже другой стороны, не только психологической, - социальной.

Всю жизнь поэта преследовал вопрос: что такое страсть? Он так часто звучал в

Слайд 10
Для Пушкина социальная сторона - только одна

из граней психологии страсти.
Эта тема решается и в «Каменном госте», где сама страсть бескорыстна, где одна «наука страсти нежной». Для Дон Жуана в этом пафос жизни, он тоже рыцарь, победитель. Он не знает крепости женского сердца, никто из женщин не может устоять перед его обаянием, его любовная ложь делается полуправдой: он верит в нее, как в правду, верит, пока говорит.
Подумаешь, Скупой хвастает, что «сильна его держава», - Дон Жуану это смешно. Для него важна победа над женским чувством, важно то, что он может заставить женщину полюбить себя вопреки ее желаниям, - и выше этого ничего нет.

Ему смешны мужья, любовники, которые становятся на страже своих возлюбленных. Отсюда такой чудный финал: он предлагает Командору прийти на ужин, где он встречается с его женой. Как! Он, Дон Жуан, может быть побежден? Как страсть, ради которой он живет, его дыхание, как она может быть прервана, опрокинута?
Жалкая игра героя, который выглядит комедиантом в собственных глазах?

Для Пушкина социальная сторона - только одна из граней психологии страсти.

Слайд 11Еще одна страсть, самая страшная, перед которой Пушкин тоже остановился, -

отсутствие страха перед смертью: «Пир во время чумы». Что выше жизни? Ничего. Что смерть? Она бессильна. Она может убить, но не может уничтожить. Есть силы выше смерти. У Достоевского герой скажет: «Надо научиться преодолевать страх смерти, и тогда ты бессмертен». У Пушкина нет этих слов, здесь только одно - непризнание смерти. Пусть она пирует рядом с нами, но наш пир она не может разделить, мы сильнее ее.
Еще одна страсть, самая страшная, перед которой Пушкин тоже остановился, - отсутствие страха перед смертью: «Пир во

Слайд 12 И вот «Моцарт и Сальери». Здесь тоже страсть.

Чувство художника и страсть мастера.
Конфликт в «Моцарте и Сальери» основан не на теме зависти или уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника. 
Для Моцарта музыка - это так же обычно, как дыхание. Он не испытывает страсти, потому что он ничего не оставляет себе, отдает людям весь свой мир звуков. Он не дорожит этим - ему кажется, что этому нет конца, что это так же бесконечно, как жизнь. Но жизнь-то не бесконечна...
А Сальери знает, какой ценой достигается каждая нота, знает цену каждому аккорду. Для него музыка - целый мир, и его нельзя трогать. Тот, кто посмеет его тронуть, должен погибнуть. Его страсть - сохранить этот чудный мир в той прекрасной гармонии, в которой он существует. Все, что создано человеком без понимания самоценности этой красоты, не имеет права на жизнь. Это храм, который нельзя взрывать.
Страсть Сальери - страсть консерватора, коллекционера музыки, который хочет сохранить миру всю красоту гармонии, сохранить любой ценой. Он избрал самую страшную цену - преступление.
Вот, оказывается, где грани страсти. Она велика и не останавливается перед преступлением, подчиняет себе человеческое чувство, человеческий рассудок. Эти темы Пушкиным только намечены, названы для будущего, для писателей второй половины XIX века.
И вот «Моцарт и Сальери». Здесь тоже страсть.    Чувство художника и страсть мастера.

Слайд 13 Вольфганг Амадей Моцарт
Антонио Сальери

Вольфганг Амадей МоцартАнтонио Сальери

Слайд 14Беседа по вопросам:
1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии?
2. Расскажите о

характерах, взглядах и поступках героев.
3. Почему, несмотря на нехорошие предчувствия, Моцарт не подозревает, что Сальери может быть подлым?
4. Докажите, что преступление Сальери – идейное преступление.
Беседа по вопросам:1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии?2. Расскажите о характерах, взглядах и поступках героев.3. Почему,

Слайд 15
Вывод:
Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны

судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших.
Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.
Вывод:Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня

Слайд 16 Домашнее задание:

Составить синквейн о любом герое «Маленьких трагедий».
2.

Прочитать «Повести Белкина»
Домашнее задание:Составить синквейн о любом герое «Маленьких трагедий».2.   Прочитать «Повести Белкина»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть