Слайд 1
Антон Павлович Чехов.
Композиция рассказов
Слайд 2
КОМПОЗИЦИЯ – СТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 3
Композиция
1. Простое, краткое заглавие.
2. Маленький по объёму рассказ.
3. Портрет героев.
4. Художественная
деталь- подробность в описании героев.
Слайд 45. Диалог героев или прямая речь.
6. Ирония – скрытая насмешка над
героем и его жизнью.
7. Антитеза – противопоставление героев.
8. Открытый финал. Читатель додумывает окончание произведения.
Слайд 6
Антон
Павлович Чехов
(1860-1904)
Слайд 8
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик,
отданный три месяца тому назад в ученье
к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился
спать. Дождавшись, когда
хозяева и подмастерья ушли к заутрене,
он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед
собой измятый лист бумаги, стал писать».
Слайд 9ПИСЬМО ВАНЬКИ ЖУКОВА ДЕДУШКЕ
Слайд 10Задание 1.
Переделать прямую речь в косвенную речь.
Используйте союзы: что, чтобы.
В косвенной
речи будет замена:
Глагол : 1л . ед.ч. -3 л.
Местоимение: 1, 2 л. – 3 л.
Я –ОН.
Ты –ОН.
ВЫ – ОН
Слайд 11ПИСЬМО ВАНЬКИ ДЕДУШКЕ КОНСТАНТИНУ МАКАРЫЧУ
Ванька пишет дедушке Константину Макарычу.
Он поздравляет его с Рождеством и желает ему всего от Господа Бога. Ванька пишет, что у него нет ни маменьки, ни отца, только он(дедушка) у него остался.
Слайд 12
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на
двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего
ребёнка и нечаянно заснул».
Слайд 13ПИСЬМО ВАНЬКИ ДЕДУШКЕ КОНСТАНТИНУ МАКАРЫЧУ
Пишет, что вчера была выволочка. Пишет, что
хозяин выволок его за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что Ванька качал их ребёнка в люльке и по нечаянно заснул.
Ванька пишет, что на неделе хозяйка велела ему почистить селёдку. Пишет, что Ванька начал с хвоста, а она взяла и её селёдкой начала в харю тыкать ему.
Слайд 14
* Выволочка – наказание .
Шпандырь -мальчика били палками.
.
Милый дедушка,
сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
Слайд 15*«Чем попадя» -
любым предметом
«Хозяин бьет чем попадя*. А еды нету
никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку».
Слайд 16«Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню…
Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
Слайд 17Задание 2
Прочитать подчёркнутый фрагмент письма дедушке. Переделать прямую речь в косвенную.
Глагол после союза -ЧТОБЫ должен стоять в прошедшем времени.
Слайд 18Письмо дедушке Константину Макарычу
Ванька пишет дедушке, чтобы он взял его отсюда
домой, на деревню. Ванька пишет, что он кланяется ему в ножки и будет вечно Бога за него молить, чтобы он увёз его отсюда, а то он (Ванька) помрёт.
Слайд 19На деревню дедушке * – фразеологизм. Обозначает «письмо без адреса», «отправить
в неизвестность».
Слайд 20
«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный
накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»».
Слайд 21
«Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка.
На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...»
Слайд 22
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – УСТОЙЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
«На деревню дедушке».