Презентация, доклад на тему Анализ стихотворения А.Т.Твардовского Рассказ танкиста

Содержание

проверить уровень знаний творчества А.Т.Твардовского, степень понимания стихотворения «Рассказ танкиста», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языкаЦель:

Слайд 1Анализ стихотворения
А.Т.Твардовского









«Рассказ танкиста»
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка

и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского«Рассказ танкиста»Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка

Слайд 2проверить уровень знаний творчества А.Т.Твардовского, степень понимания стихотворения «Рассказ танкиста», его

темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Цель:

проверить уровень знаний творчества А.Т.Твардовского, степень понимания стихотворения «Рассказ танкиста», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического

Слайд 3Война
смерть
разруха
страх
горе
голод
слёзы
плач
Какие ассоциации возникают при слове

Войнасмерть разрухастрахгореголод  слёзыплачКакие ассоциации возникают при слове

Слайд 4Война
жестокая
бессердечная
безжалостная
Кровавая
кровопролитная
страшная
зверская
Какие эпитеты ассоциируются со словом

ВойнажестокаябессердечнаябезжалостнаяКроваваякровопролитнаястрашнаязверскаяКакие эпитеты ассоциируются со словом

Слайд 5Я счастлив жить, служить Отчизне, Я за неё ходил на бой…
Как вы

понимаете слова
известного поэта А.Т.Твардовского:
Я счастлив жить, служить Отчизне, Я за неё ходил на бой…Как вы понимаете слова известного поэта А.Т.Твардовского:

Слайд 6русский поэт, журналист,
участник финляндской войны 1939-1940 в качестве корреспондента,
во

время Великой Отечественной войны 1941-1945
работал во фронтовых газетах

Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971):

русский поэт, журналист, участник финляндской войны 1939-1940 в качестве корреспондента, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 работал

Слайд 7Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей

степени была связана не с поэзией, а с журналистикой.
На фронт Твардовский ушёл военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжёлые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу.

Поэт и журналист А.Т.Твардовский

За это время Твардовский опубликовал сотни очерков и военных сводок, но не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далёким и страшным событиям.

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией,

Слайд 8Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался

передавать всё увиденное либо услышанное с поразительной точностью.
Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году.
Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создаётся впечатление, что поэт лично видел всё то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

«Рассказ танкиста» (1942)

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать всё увиденное либо услышанное с

Слайд 9«Рассказ танкиста» (1942)
Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не

успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12, который подошёл
к советским танкистам во время боя, чтобы показать,
где именно находится огневая позиция противника.
«Рассказ танкиста» (1942)Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать имя главного героя повествования

Слайд 10«Рассказ танкиста» (1942)
Такие мальчишки, как герой стихотворения, –
заводилы в любой

компании, инициаторы дворовых драк,
а также верные помощники русских солда:
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
«Рассказ танкиста» (1942)Такие мальчишки, как герой стихотворения, – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также

Слайд 11«Рассказ танкиста» (1942)
Танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой

юного смельчака на броню и под его указаниями зайти в тыл к противнику.
В итоге, как вспоминает очевидец тех далёких событий,
И эту пушку, заодно с расчётом,
мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
«Рассказ танкиста» (1942)Танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и под

Слайд 12«Рассказ танкиста» (1942)
Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему

руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку», — отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе.
И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение.
«Рассказ танкиста» (1942)Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто

Слайд 13«Рассказ танкиста» (1942)
«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает

очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, её страшной сущности, когда даже дети становятся её невольными участниками.
«Рассказ танкиста» (1942)«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако

Слайд 14Подъехали… И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд…

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд…

В каких строках баллады война показана как тяжёлая, страшная работа, где нужны смелость, сообразительность, упорство:

Подъехали… И с разворота        Заходим в тыл и полный газ

Слайд 15Всех обижает, плохой товарищ, всех подводит и огорчает
Озорной, всё время придумывает

новые игры, изобретательный, весёлый

Безответственный, приносящий неприятности, хулиганистый, непослушный

Как вы понимаете выражение:
«Бедовый, из тех, что главарями у детей…» :

Всех обижает, плохой товарищ, всех подводит и огорчаетОзорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный, весёлыйБезответственный, приносящий неприятности,

Слайд 16Только что проснулся и

с трудом вспомнил сон…

Спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне…

Не хочется просыпаться, вставать с постели…

Как вы понимаете строки:
«Всё нынче как спросонку…»:

Только что проснулся и             с

Слайд 17И руку как товарищу пожал…
Подъехали, заходим в тыл…
Вмяли в чернозём…
Каким

выражением поэт
показал развитие действия:

Разбрасывает гвозди

Бьёт изо всех сил

Забивает гвозди

Что значит «гвоздит»:

И руку как товарищу пожал…Подъехали, заходим в тыл…Вмяли в чернозём… Каким выражением поэт показал развитие действия:Разбрасывает гвоздиБьёт

Слайд 18Тыл, газ, гарь, копоть, товарищ…
Мальчонка, гвоздит, домишко, парнишка…
Стоянка, вёдра, площадь, разворот…
Создаётся

впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, простой человек, потому что в своей речи он использует разговорный язык:
Тыл, газ, гарь, копоть, товарищ…Мальчонка, гвоздит, домишко, парнишка…Стоянка, вёдра, площадь, разворот…Создаётся впечатление, что танкист, от имени которого

Слайд 19«Рассказ танкиста» (1942)
Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

Зачем в начале

произведения автор описывает мальчишек прифронтовых городов?

Кто главный герой стихотворения? Опишите его.

Как вы можете его охарактеризовать?

Разделите стихотворение на 3 части, озаглавьте их.

Работа с литературными приёмами:
найдите повтор, сравнение, эпитеты, метафоры
«Рассказ танкиста» (1942)Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Зачем в начале произведения автор описывает мальчишек прифронтовых городов?Кто

Слайд 20БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много ошибок:
нужно быть внимательнее
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
ВЫХОД
Как вы оцениваете


свою работу на уроке:
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много ошибок: нужно быть внимательнееМОЛОДЦЫ!Знания прочные: ВЫХОДКак вы оцениваете свою работу на уроке:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть