Слайд 1Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
И.С.Тургенев «Голуби».
Презентацию подготовила:
Черкасская ЕленаСергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.
Слайд 3Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает
такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.
Слайд 4Тема:
Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.
Слайд 5План
1.Назревала гроза великая.
2.Голуби летели домой.
3.Сорвалась буря - и пошла потеха!
4.Хорошо и
грустно…
Слайд 6Тип речи – описание.
Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая
туча ит.д.)
Слайд 7Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение
и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора...
Слайд 8Читаем и анализируем 1 часть.
Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее
основное содержание первой части.
(«Назревала гроза великая».)
На какие два мира делится пространство для лирического героя?
( На «около меня» и «за рожью».)
Что же видит лирический герой « там, за рожью»?
( «Темно-синяя туча».)
Слайд 9Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию.
( Грузная громада; злая туча;
синяя громада.)
Слайд 10 Читаем и анализируем вторую часть текста.
Какие главные образы вы
увидели в этой части текста?
(Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.)
Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте.
(Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. )
Какая часть речи преобладает в этой части текста?
(Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.)
Что подчеркивается при помощи глаголов?
(Движение.)
Слайд 11Третья часть текста.
Каким сочетанием можно передать происходящее здесь?
(«сорвалась буря
- и пошла потеха!»)
Какая часть речи преобладает? Почему?
( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)
Слайд 12 Читаем четвертую часть.
Как соотносится заключительная часть с предыдущей?
(
Они противопоставлены. )
Докажите это.
(Третья часть: движение, смятение, разрушение;
четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.)
Что сразу указывает на эти смысловые отношения?
(Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)
Слайд 13Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста?
(Лексический
повтор слова « хорошо» передает чувство гармонии. А лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)
Слайд 14Почему стихотворение названо «Голуби»?
( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих
гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека.)
Вывод
Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль?
(Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).
Слайд 16Синтаксические конструкции, использованные в тексте
1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые).
2.Среди
предложений 18-23 найдите предложения с вводными словами.
3.Среди предложений 18-25 найдите сложные,в состав которых входят односоставные безличные.
4.Среди предложений 11-16 найдите предложение,связанное с предыдущим контекстуальными синонимами и указательным местоимением.
Слайд 175.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении?
6.Как синтаксический прием используется
в предложении 2?
7.В предложении 4 замените словосочетание «солнечных лучей»,построенного на основе согласования,синонимичным словосочетанием на основе управления.
8.Укажите количество грамматических основ в 20 предложении.
Слайд 188.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.
Ну скорей
же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!
Слайд 19Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…