Презентация, доклад на тему Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. И.С.Тургенев Голуби.

Содержание

И.С.Тургенев (1818-1883)

Слайд 1Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

И.С.Тургенев «Голуби».

Презентацию подготовила:
Черкасская ЕленаСергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.

Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. И.С.Тургенев «Голуби».Презентацию подготовила:Черкасская ЕленаСергеевна,учитель русского языка

Слайд 2И.С.Тургенев (1818-1883)

И.С.Тургенев (1818-1883)

Слайд 3Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает

такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.
Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная

Слайд 4Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.

Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.

Слайд 5План 1.Назревала гроза великая. 2.Голуби летели домой. 3.Сорвалась буря - и пошла потеха! 4.Хорошо и

грустно…
План 1.Назревала гроза великая. 2.Голуби летели домой. 3.Сорвалась буря - и пошла потеха! 4.Хорошо и грустно…

Слайд 6Тип речи – описание. Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая

туча ит.д.)
Тип речи – описание. Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)

Слайд 7Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение

и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора...
Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и

Слайд 8Читаем и анализируем 1 часть. Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее

основное содержание первой части. («Назревала гроза великая».) На какие два мира делится пространство для лирического героя? ( На «около меня» и «за рожью».) Что же видит лирический герой « там, за рожью»? ( «Темно-синяя туча».)
Читаем и анализируем 1 часть. Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание первой части.

Слайд 9Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию. ( Грузная громада; злая туча;

синяя громада.)
Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию.  ( Грузная громада; злая туча; синяя громада.)

Слайд 10 Читаем и анализируем вторую часть текста. Какие главные образы вы

увидели в этой части текста? (Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.) Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте. (Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. ) Какая часть речи преобладает в этой части текста? (Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.) Что подчеркивается при помощи глаголов? (Движение.)
Читаем и анализируем вторую часть текста.   Какие главные образы вы увидели в этой части

Слайд 11Третья часть текста. Каким сочетанием можно передать происходящее здесь? («сорвалась буря

- и пошла потеха!») Какая часть речи преобладает? Почему? ( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)
Третья часть текста.   Каким сочетанием можно передать происходящее здесь?  («сорвалась буря - и пошла

Слайд 12 Читаем четвертую часть. Как соотносится заключительная часть с предыдущей? (

Они противопоставлены. ) Докажите это. (Третья часть: движение, смятение, разрушение; четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.) Что сразу указывает на эти смысловые отношения? (Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)
Читаем четвертую часть.   Как соотносится заключительная часть с предыдущей?  ( Они противопоставлены. )

Слайд 13Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста? (Лексический

повтор слова « хорошо» передает чувство гармонии. А лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)
Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста?   (Лексический повтор слова « хорошо»

Слайд 14Почему стихотворение названо «Голуби»? ( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих

гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека.)
Почему стихотворение названо «Голуби»?  ( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих гармонию и покой, проводит автор

Слайд 15

Вывод Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль? (Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).

Слайд 16Синтаксические конструкции, использованные в тексте 1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые). 2.Среди

предложений 18-23 найдите предложения с вводными словами. 3.Среди предложений 18-25 найдите сложные,в состав которых входят односоставные безличные. 4.Среди предложений 11-16 найдите предложение,связанное с предыдущим контекстуальными синонимами и указательным местоимением.
Синтаксические конструкции, использованные в тексте  1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые). 2.Среди предложений 18-23 найдите

Слайд 175.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении? 6.Как синтаксический прием используется

в предложении 2? 7.В предложении 4 замените словосочетание «солнечных лучей»,построенного на основе согласования,синонимичным словосочетанием на основе управления. 8.Укажите количество грамматических основ в 20 предложении.
5.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении? 6.Как синтаксический прием используется в предложении 2? 7.В предложении

Слайд 188.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.
Ну скорей

же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!

8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) —

Слайд 19Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть