Слайд 1Анализ эффективности профессионально-педагогической деятельности
А.В. Полякова – доцент кафедры теории и методики
профессионального образования, к.п.н.
2016 год
Слайд 2 Понятие термина «профессиональное творчество»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
=
ОПЫТ + РЕФЛЕКСИЯ ЭТОГО ОПЫТА
Слайд 3Задачи педагогического анализа
Анализируя педагогическую деятельность
педагог должен:
определить результативность своей деятельности;
обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы;
Слайд 4Задачи педагогического анализа
обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег;
наметить перспективы
и пути профессионально-личностного самосовершенствования.
Слайд 5Объекты педагогического анализа
Объектами педагогического анализа являются:
сам процесс педагогической деятельности;
каждый элемент процесса
деятельности;
результат деятельности;
личностная и профессиональная готовность к осуществлению педагогической деятельности.
Слайд 6 Алгоритм анализа:
соотнесение результата с программируемыми целями обучения;
анализ целесообразности и эффективности всех
элементов педагогического процесса;
самоанализ готовности педагога к осуществлению обучающей деятельности-степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.
Слайд 7 Критериальная основа
самоанализа:
психолого-педагогические требования к целостному, системному построению процесса
обучения и к личности преподавателя;
психолого-педагогические знания;
инновационные требования к деятельности преподавателя в условиях современного профессионального образования.
Слайд 8Основные направления педагогического анализа
Основные направления системного педагогического самоанализа:
анализ своей обучающей деятельности
как целостной системы;
анализ отдельной составляющей своей деятельности;
анализ отдельного занятия как подсистемы своей деятельности;
диагностика и анализ своих профессионально значимых личностных качеств.
Слайд 9Критерии эффективности образовательной программы
Критерии самоанализа эффективности реализации образовательной программы
научная, концептуальная обоснованность
программы, соответствие ее современным подходам к профессиональному образованию;
системность программы, взаимосвязь всех ее компонентов;
реалистичность и диагностичность целей. Реалистичность целей определяется их соответствием познавательным возможностям студентов, особенностям конкретных групп, условиями обучения, готовностью самого преподавателя к их осуществлению;
Слайд 10Критерии эффективности образовательной программы
оптимальность содержания программы, ее соответствие требованиям стандарта (ФГОС)
образования и в то же время предоставляемые ею возможности для удовлетворения более высокого уровня образовательных потребностей студентов;
эффективность используемых технологий, форм и методов реализации программы, их соответствие целям и содержанию обучения;
результативность программы и ее реализации, степень достижения поставленных целей;
анализ основных проблем, причин недостаточной эффективности программы. Определение направлений совершенствования программы, своей профессиональной деятельности и педагогического мастерства.
Слайд 11
Требования к анализу и самоанализу учебного занятия
Самоанализ учебного занятия (вопросы):
Каковы особенности
студенческой группы, в которой проходило занятие (состояние здоровья, работоспособность, уровень подготовленности к освоению программы, интересы, мотивы учения, структура группы, межличностные отношения, отношения между группой и преподавателем)?Как они учитывались при реализации программы, планировании и организации данного занятия?
Какое место занимает данное занятие в системе занятий по теме, как оно связано с предыдущим и последующим занятием?
Слайд 12Требования к анализу и самоанализу учебного занятия
3. Каковы цели занятия: дидактические,
развивающие, воспитательные? Чем обусловлен выбор данных целей? Решение каких задач позволяет достичь этих целей? Насколько цели реалистичны и диагностично сформулированы? Ориентируют ли преподавателя и обучающихся на достижение конкретных результатов деятельности? Как вы намереваетесь проверить их достижение?
4. Насколько соответствуют поставленным целям тип и вид занятия, его логика и структура, отдельные элементы? Каковы микроцели каждого этапа занятия и как они обеспечивают достижение основных целей занятия?
Слайд 13Требования к анализу и самоанализу учебного занятия
5. Чем руководствовался преподаватель при
отборе содержания учебного материала? Насколько учитывались принципы обучения, требования программы (стандарта), особенности группы, цели занятия? В полной ли мере использован развивающий и воспитывающий потенциал учебного материала?
6. Как и с помощью каких форм, методов и приемов была организована учебная деятельность студентов на занятии? Обеспечивалась ли познавательная и профессионально значимая мотивация деятельности? Включались ли обучающиеся в процесс целеполагания? Учитывались ли индивидуальные особенности и потребности студентов, осуществлялась ли их дифференциация?
Слайд 14Требования к анализу и самоанализу учебного занятия
Какой характер носила деятельность (репродуктивный
или продуктивный)? Соответствовало ли это целям занятия? Была ли организована совместная деятельность студентов? С помощью каких форм и методов? Происходило ли в процессе обучения освоение профессиональной деятельности? Осуществлялся ли студентами самоконтроль и самоанализ результатов своей деятельности?
7. Соответствовали ли в целом методы и формы обучения триединой цели занятия?
8. Как обеспечивалась обратная связь, контроль результатов учебной деятельности обучающихся? Как оценивалась деятельность студентов? Создавал ли контроль стимулы к дальнейшему совершенствованию знаний?
Слайд 15Требования к анализу и самоанализу учебного занятия
9. Как проходила подготовка к
домашней, самостоятельной работе студентов? Соблюдались ли требования к объему, характеру самостоятельной работы?
10. Как строилось общение на занятии? Каковы особенности делового и межличностного взаимодействия преподавателя со студентами; преобладающий стиль общения; сочетание требовательности и уважения к личности студента; педагогический оптимизм и такт; психологическая атмосфера на занятии?
Слайд 16Требования к анализу и самоанализу учебного занятия
11. Насколько результативным и эффективным
было занятие? По каким критериям можно судить об этом? Соответствовали ли результаты педагогическому замыслу, целям занятия? Какую роль играло данное занятие в профессионально-личностном становлении будущего специалиста? В чем вы видите основные причины несовпадения замысла и результатов занятия?
12. Какие направления и задачи совершенствования своей деятельности может назвать преподаватель, проведший занятие?
Слайд 17Источники самодиагностики
Источники диагностики и самоанализа профессионально-значимых качеств педагога:
внешняя экспертная оценка коллег
и администрации ОО;
самодиагностика с помощью существующих методик;
опрос студентов.
Слайд 18Саморазвитие и самосовершенствование педагога
Готовность педагога к самоанализу и самосовершенствованию зависит от:
наличия
позитивной Я-концепции;
чувства уверенности в себе;
способности преодолевать все проблемы и достигать успеха;
отсутствия гипертрофированных защитных реакций;
умения принимать все пожелания и замечания с благодарностью;
учиться у коллег и своих учеников.
Слайд 19Успешного саморазвития, дорогие друзья….
Однажды мудрец сказал:
«Не верь в успех, если он
представляется тебе совершенным; когда, преуспев, ты видишь, что многое еще предстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству».
Шри Ауробиндо