Слайд 1Актуальна ли классика сегодня?
Проектная работа 8а класса
Слайд 2Исследовать влияние классической литературы на кругозор и нравственность человека и причины
непопулярности классической литературы среди школьников
Цель проекта:
Слайд 3Актуальна ли классика сегодня?
Актуальна ли классика сегодня? Являются ли герои классических
книг идеалом для подражания, а их поступки – поводом для размышления? Строит ли современный школьник свою жизнь, помня заветы великих классиков? Задумываясь над этими вопросами, чаще приходишь к неутешительным выводам: классическая русская и зарубежная литература в самой читающей (когда-то!) стране давно перестала волновать, воспитывать, формировать идеалы молодого поколения.
Слайд 4Сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие, совестливые люди. Но именно
сегодня русская классическая литература (учительная по сути!) не востребована молодёжью. Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика, забытая сегодня, превратившаяся в материал тоскливых домашних заданий и (к сожалению!) готовых сочинений, ответов, практически сведённая до уровня американских комиксов.
Слайд 5Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках
героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самоусовершенствованию
Гипотеза
Слайд 6Широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы
Предмет исследования
Слайд 7Выпускники гимназии начала XX века
Школьники XXI века
Объект исследования
Слайд 8Анкетирование
Сравнение и анализ результатов анкет.
Опрос авторитетных людей.
Работа с художественной и публицистической
литературой, информационными источниками.
Написание призывающего эссе «Читайте!»
Методы исследования
Слайд 9Анализ анкет
Анализ анкет учащихся 10 классов и ответов гимназистов начала XX
века
Слайд 101.На кого из людей, которых ты видел, о которых ты слышал
или читал, ты хотел бы быть похожим?
Наташа Ростова (10 класс)
Ни на кого (10 класс)
В. Лисовец (парикмахер-стилист) (10 класс)
Петр Великий (гимназисты начала XX века)
А. С. Пушкин (гимназисты начала XX века)
М. Ломоносов (гимназисты начала XX века)
Слайд 112.Твоя любимая книга.
«Война и мир» Л. Н. Толстой (10 класс,
гимназисты начала XX века)
«Мертвые души» Н. В. Гоголь (10 класс, гимназисты начала XX века)
Детективы Дарьи Донцовой (10 класс)
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин (гимназисты начала XX века)
Слайд 123.Любимая книга зарубежного автора.
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг (10 класс)
«Унесенные ветром» (10
класс)
«Ромео и Джульетта» У. Шекспир (10 класс)
Книги Гёте (гимназисты начала XX века)
«Фауст» (гимназисты начала XX века)
Слайд 134.Твой любимый поэт.
Есенин (10 класс)
Пушкин (10 класс)
Тютчев (10 класс)
Лермонтов (10 класс)
Надсон
(гимназисты начала XX века)
Бальмонт (гимназисты начала XX века)
Байрон (гимназисты начала XX века)
Верлен (гимназисты начала XX века)
Слайд 145.Любимый художник и картина.
Шишкин (10 класс)
Пикассо (10 класс)
Малевич «Черный квадрат» (10
класс)
Васнецов «Три богатыря» (10 класс)
Левитан (гимназисты начала XX века)
Клодт (гимназисты начала XX века)
Бёклин (гимназисты начала XX века)
Слайд 156.Любимый композитор и любимое музыкальное произведение.
П. И. Чайковский (10 класс)
Моцарт «Реквием
по мечте» (10 класс)
Вивальди «Времена года» (10 класс)
Бетховен (10 класс)
Верди (гимназисты начала XX века)
Шопен (гимназисты начала XX века)
Глинка (гимназисты начала XX века)
Бах (гимназисты начала XX века)
Слайд 167.Любимый герой отечественной литературы.
Василий Теркин (10 класс)
Мастер, Маргарита (10 класс)
Евгений Онегин
(10 класс)
Печорин (гимназисты начала XX века)
Анна Каренина (гимназисты начала XX века)
Базаров (гимназисты начала XX века)
Слайд 178.Любимый герой зарубежной литературы.
Нет (10 класс)
Гарри Поттер (10 класс)
Робинзон Крузо (10
класс)
Гамлет (гимназисты начала XX века)
Фауст (гимназисты начала XX века)
Жан Вальжан (гимназисты начала XX века)
Слайд 189.Любимый исторический герой.
Петр I (10 класс)
Спартак (10 класс)
Добрыня Никитич (10 класс)
Наполеон
(10 класс)
Ян Гус (гимназисты
начала XX века)
Минин и Пожарский
(гимназисты начала XX века)
Александр II
(гимназисты начала XX века)
Слайд 1910.Любимый герой-современник.
В. В. Путин (10 класс)
Крайм Волшебник (10 класс)
Гарри Стайлс (10
класс)
Гамсун (гимназисты начала XX века)
Эдисон (гимназисты начала XX века)
Горький (гимназисты начала XX века)
Слайд 2011.Твой лозунг.
«Забей на все и будет круто» (10 класс)
«Кто, если не
я?» (10 класс)
«Все, что нас не убивает – делает нас сильнее» (10 класс)
«Взять от жизни все, что можно». (гимназисты начала XX века)
«Возвысь свою личность и пожертвуй ею» (гимназисты начала XX века)
Слайд 21Общий вывод
Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что гимназисты начала
века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Мы считаем, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании 100 лет назад.
Слайд 23Очень важно было после нашумевшего сериала "Бригада", который всколыхнул молодежь по
всей стране, обратить внимание на русскую классику. Мне важно то, что молодой человек воспитывается и на классике, в том числе. Классика – это основа, это база. Если на мой спектакль приходит молодежь и за четыре часа сценического времени успевает заново полюбить Александра Сергеевича Пушкина, — это моя победа.
Сергей Безруков, актер
Слайд 24Зачем нужна поэзия? Поэзия воспитывает артистизм в человеке
Евгений Рейн, поэт
Слайд 25Классика всегда востребована, что в архитектуре, что в живописи, что в
любом жанре, хоть в литературе или поэзии. На классике мы учимся. Это канон, закон какой-то. Любую картину открываешь, перед тем как перейти к экспрессионистам, ты же не разбираешься в этом сразу, и тебе кажется, что это чушь. Вот иногда вы беретесь открывать сказку, а там иллюстрации не нравятся, какие-то цвета не те, природа непонятная. А когда вы видите классические, вон тот же Колобок кругленький, а ни -какой не квадратненький. Так что классика, всегда остается классикой.
Горобец Владимир Николаевич, директор Шацкой ДХШ
Слайд 26Читайте!
На такую тему ученики нашего класса писали призывающее эссе. Вот некоторые
из них.
Слайд 27Я никогда не сомневалась в том, что чтение необходимо человечеству. Я
стала вспоминать, как раньше люди относились к книгам. Ведь книга для людей была высшей ценностью. Они стоили дороже золота, только самые богатые люди позволяли себе покупку изданий. Книги передавались из поколения в поколение, их самыми первыми выносили при пожаре, при наводнении. Вот какое отношение было раньше к книгам.
А сейчас… Сейчас все полки магазинов переполнены различными изданиями. Полезными книгами и не очень. Я думаю, каждый сейчас может себе позволить прочитать интересующую книгу. Но почему-то всё наоборот. Люди совсем перестали читать, забыли, что книга – это самое ценное духовное богатство.
Дети берут книги из библиотек только для того, чтобы посмотреть картинки. Многие очень неаккуратно относятся к книгам. Хотя книги нужно беречь, ведь они открывают человеку дверь в мир знаний, расширяют кругозор. В школе мы изучаем классическую литературу. Но сейчас современным школьникам, видимо, она не нравится. Дети больше любят фантастику, которая совершенно не приносит пользу для нашего ума и души. Мне кажется, что даже иностранцы больше русской классики, чем мы.
Слайд 28Сейчас появилась масса новых развлечений: компьютерные игры, планшеты, социальные сети. Люди
совсем забыли книги, только и делают, что всё время проводят в компьютере, не понимая, что только хорошая книга поможет нам разобраться в жизни, научит нас полезным вещам. Но в киосках магазинах почему-то мало осталось хороших книг, книг, которые действительно учат нас только хорошему. Поэтому много «вредной» литературы: детективы, женские романы, которые не несут пользу, а только вредят. Я думаю, что люди, читая такие книги, только деградируют. Словарный запас уменьшается, они не могут правильно строить предложения. Нужно читать такие книги, в которых мы узнаём красоту слова, благодаря которым наша речь становится правильнее.
Я считаю, что чтение несёт просто колоссальную пользу. Благодаря чтению мы меньше совершаем ошибок при письме, узнаём для себя полезные вещи. Недаром сложились такие замечательные пословицы: «В книге ищи не буквы, а мысли», «Книга мала, а ум придала», «Книга книге рознь: одна учит, другая мучит», «Книга учит жить, книгой надо дорожить».
Слайд 29Я призываю вас читать больше книг, а не играть в компьютерные
игры, аккуратно обращаться с книгами, извлекать из них пользу, читать только хорошие книги.
Елисеева Наталья
Слайд 30Читай! Такой призыв мы часто слышим от людей старшего поколения. В
школе, дома – везде детей учат читать. А зачем надо читать? Разве это полезно? Конечно. Другого ответа и быть не может. Чтение – полезное и нужное дело. Почему же?
Во-первых, чтение даёт большой объём информации. Книга – инструмент передачи знаний. Вообще, источником знаний является человек. Он сам формирует в своем уме представления о мире. В этом нам и помогает книга.
Во-вторых, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Речь становится более красива, уменьшается количество слов-сорняков.
В-третьих, читая, ты совершаешь маленькое путешествие в другой мир, в другое измерение. Развивается воображение, появляется более яркая граница добра и зла.
Слайд 31Безусловно, чтение полезно и нужно. Ведь только благодаря книгам человек развивается
умственно и психологически. Но сейчас в обществе стоит другая проблема.
Наравне с книгой сегодня развиваются другие способы передачи знаний. Телевидение, интернет, видео… Люди получают информацию не столько от слова, сколько от образа. И вот эта информация очень привлекательна. Вам всё показывают на экране. Читая художественную литературу, вы в своем уме, в своем сознании создаете образы, представляете себе героев, думаете, как они выглядят, опираясь на описания в тексте, книге. Какая была погода в тот или иной момент, как выглядел город… Нет никакого экрана. Ты сам в своем сознании создаешь картинку.
Слайд 32Не используя книгу для получения информации, а прибегая больше к интернету,
телевидению, у человека теряется навык анализа информации в своем сознании. Человек становится беднее, более зависим от внешних источников.
Желаю вам не стать такими бедными и мелочными людьми, не потерять этот навык анализа. Поэтому и призываю: «Читайте!»
Сесин Анатолий
Слайд 33Вывод
Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для
них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они вычерпывают оттуда умные мысли и жизненный опыт.
Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.