Слайд 1Активные и интерактивные методы работы на уроках литературы
Учитель русского языка и
литературы МАОУ « СОШ № 24» г.Пермь
Васева Татьяна Сергеевна
Слайд 2Основные особенности
Активные методы
система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Интерактивные методы
специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, где каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями.
Слайд 3«Сундук идей»
На доске рисунок сундука, который олицетворяет на уроке «сундук идей».
В ходе совместной работы с классом формулируется проблема урока и фиксируется на доске – это сундук идей.
Далее участники группы начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся на отдельном листе бумаги формата А4.
По окончании работы в группах, каждая группа вывешивает свои варианты идей на доску вокруг сундука идей и представляет её.
Слайд 4«Мозговой штурм»
Проблема: « Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище»
(В.Г.Белинский
Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к следующим выводам:художник слова становится ближе и дорож еребятам, его произведения- понятней и необходимей.
Слайд 5Дискуссия
это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются
разные точки зрения.
Тема :
«Способы достижения жизненной цели ( по произведению Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
Цель: доказать что нравственно,что безнравственно в поведении и поступках Андрия.
Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свою позицию.
Слайд 6Разнообразие жанров уроков
Творческие проекты.
Ролевые игры
Виртуальная экскурсия
Составление тематических словарей на основе творчества
писателя
Выразительный пересказ
Литературный марафон
Поэты пушкинской поры
Виртуальная экскурсие в имение какого-либо писателя
Позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
Слайд 7 игры
игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения.
Это игра с иллюстрациями( набор иллюстраций по сказкам Андерсена, Перро или братьев Гримм) или сделать презентацию по произведению.
При обсуждении выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характер героя.
Слайд 8«Горячий стул»
Ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на
«горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос – при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот прием проходит в 5-6 классах;
Слайд 9Проверка домашнего или усвоенного задания
Может быть организована в форме игры «Хочу
спросить» или «Перестрелка вопросами»:
ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при проверке домашнего чтения;
Слайд 10Проблемно-познавательные задания
Работа над сквозными сюжетами в русской литературе
Например. Тема «маленького человека»,
тема детства, тема семьи и дома.
На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьезным обобщениям по предложенным проблемам.
Слайд 11Беседа литературного героя с учащимися
«С кем из современников мог дружить писатель,его
герой»
Происходит беседа списателем, героем с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы;
Слайд 12интервью
Учащимся предлагается инсценировать интервью с литературным героем, писателем.
Задание выполняют
два человека, из которых один – литературный герой, а другой – журналист
Слайд 13Письменные интерактивные методы
5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои
мысли по проблеме, по тексту, по уроку.
предлагается сочинить сказку: «Однажды со мной случилась интереснейшая история: я очутился в незнакомом месте …»
сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. ”
Слайд 14Положительные стороны
Расширение ресурсной базы
Высокая степень мотивации
Акцент на деятельность, практику
Широкие возможности для
творчества
Прочность усвоения материала
Максимальная индивидуализация обучения
Отрицательные стороны
Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
Трудности установления дисциплины и ее поддержания
Строгий лимит обучающихся
Требуется большое количество
времени
Сложность индивидуального оценивания
Слайд 15заключение
Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение
в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревогу. Чувство ответственности за окружающую жизнь.
Слайд 16"Расскажи мне, и я забуду;
покажи мне, и я запомню;
дай
мне попробовать, и я научусь"
Китайская пословица