Слайд 1ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА
Лицейский (1811–1817)
Петербургский (1817–1820)
Южная ссылка (1821–1824)
Ссылка в Михайловское (1824–1826)
Конец 20-х — начало 30-х годов. Первая Болдинская осень
Последние годы жизни. 2-я Болдинская осень
Слайд 2Лицейский (1811–1817)
«К Лицинию!». «К другу стихотворцу» . «К Пущину». «Певец».
«Воспоминания в
Царском Селе».
В этот период идет творческое осмысление традиций классицизма. Пушкину близка гражданственность русского классицизма. В то же время он наполняет свои оды и послания лирическим духом, эмоциональностью, что свидетельствует о близости юному поэту традиций нового времени — поэзии Карамзина и Жуковского. Апофеозом данного периода стало чтение оды «Воспоминания в Царском селе» во время переводных экзаменов в Лицее, на которых присутствовал Державин. Высокий стиль, обилие церковнославянских слов и выражений не мешают легкости и музыкальности стиха. Пушкин-лицеист с необыкновенной стремительностью овладевает литературным опытом своих предшественников и современников. В то же время он обладает определенной самостоятельностью и критичностью по отношению к тем, кто пытается навязать ему свою точку зрения. В ответ на советы Батюшкова взяться за написание поэмы в эпическом духе он отвечает с достоинством: «Бреду своим путем:/Будь всякий при своем». («К Батюшкову», 1815 г.). Творческая смелость и талант юного поэта были оценены по достоинству одним из его самых близких литературных учителей и наставников, Жуковским. В 1820 году, после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила», он подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Слайд 3Петербургский период (1817–1820)
«Вольность». «Деревня». «К Чаадаеву». «Руслан и Людмила».
После окончания Лицея
Пушкин поступает на службу в Петербурге и сразу же попадает в обстановку острых политических споров, предчувствий великих перемен в обществе. Позже Пушкин скажет об этом времени: «О заговоре кричали по всем переулкам». Под влиянием обстановки и Пушкин заражается идеями вольномыслия и бунтарства. В доме его друзей, братьев Тургеневых, Пушкин пишет наполненную революционными идеями оду «Вольность» (1817), угрожающую тиранам и призывающую восстать рабов. Ода воспринималась современниками как призыв к восстанию, хотя сам Пушкин в большей степени рассчитывал на «урок царям»: «Склонитесь первые главою /Под сень надежную закона/, И станут вечной стражей трона / Народов вольность и покой». Гражданские темы, мысли и идеи становятся достоянием души и сердца.
Раздражение правящих классов против юного поэта росло. Последней каплей стала эпиграмма на всемогущего Аракчеева, главу тайной полиции, правую руку Императора, в которой он назван «всей России притеснитель, губернаторов мучитель, ..полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести». Только благодаря своевременной защите Жуковского Пушкин вместо страшной ссылки на Соловки или в Сибирь, на которых настаивал Аракчеев, отправлен в южную ссылку.
Слайд 4Южная ссылка (1821–1824)
«Погасло дневное светило...».«Редеет облаков летучая гряда...». «Я пережил свои
желанья...». «Кинжал». «Песнь о вещем Олеге». «Узник». «Демон». «К морю». «Кавказский пленник». «Бахчисарайский фонтан».
Южная ссылка обернулась новыми яркими впечатлениями. Поразил его своей величественной красотой Кавказ, удивило знакомство с горцами, он даже записал в свои тетради народную татарскую песню, и это было одно из первых свидетельств глубочайшего интереса Пушкина к национальным традициям разных народов. Природа Кавказа и Крыма, ощущение себя изгнанником усиливают романтический настрой его творчества. Например, путешествие в Гурзуф по ласковому и теплому Черному морю в августе 1820 года на комфортабельном по тем временам бриге «Мингрелия» рождает следующие романтически возвышенные строки:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(«Погасло дневное светило...», 1820 г.)
Живя в Бесарабии, поэт знакомится с бытом цыган, по преданию, он даже пробыл в таборе несколько дней. Эти впечатления легли в основу поэмы «Цыганы», законченной уже в новой ссылке, в Михайловском. В Кишиневе доходят до него известия о греческом национально-освободительном восстании, в котором принимал участие кумир его юности Байрон.
Слайд 5Ссылка в Михайловское (1824–1826).
«Я помню чудное мгновенье». «Вакхическая песня». «19
октября». «Зимний вечер». «Буря». «Пророк». «И.И.Пущину». «Зимняя дорога». «Признание». «Няне». «Арап Петра Великого». «Борис Годунов». Главы из романа «Евгений Онегин».
«Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить», - пишет он своему другу Николаю Раевскому. Один из плодотворнейших периодов жизни и творчества.
В Михайловском проявилась способность Пушкина побеждать силу обстоятельств, выживать вопреки року. Михайловская ссылка, начавшаяся отчаянием («и был печален мой приезд»), обернулась множеством радостей и открытий. Она позволила поэту узнать свой народ, сродниться с ним, проникнуться народным духом, полюбить неброскую и неяркую родную природу и посвятить ей много вдохновенных стихов, оценить истинные чувства и привязанности. Среди его стихов много посвящено конкретным адресатам, позволившим скрасить однообразные дни ссылки – няне, И.Пущину, А.П.Керн, П.Осиповой и др.
В ссылке Пушкин, по его словам, прочитал 12 подвод книг, и среди них - «История Государства Российского» его старшего друга Карамзина, обострившая интерес А.С.Пушкина к национальной истории, результатом чего стало создание «Арапа Петра Великого», «Бориса Годунова», впоследствии - «Полтавы», «Медного всадника», «Капитанской дочки».
Слайд 6Конец 20-х — начало 30-х годов. Первая Болдинская осень.
«В Сибирь».
«Арион». «Поэт». «Дар напрасный, дар случайный...». «Анчар».
«На холмах Грузии». «Кавказ». «Зимнее утро». «Я вас любил...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» . «Поэту». «Бесы». Завершение «Евгения Онегина». «Полтава». «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь». «Моцарт и Сальери». «Пир во время чумы». «Каменный гость»). «История села Горюхина». «Сказка о попе и его работнике Балде». «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»).
Один из сложнейших периодов. После восстания декабристов и его разгрома остается фактически в одиночестве. С новым царем Николаем I у Пушкина складываются непростые отношения. На какое-то время Пушкин поверил в искренность и прогрессивность его устремлений, но надежды его не оправдались. В душе накапливаются предчувствия грядущей опасности, трагедии. Растет желание простого человеческого счастья, идеал семейной жизни.
Юная красавица Наталия Николаевна Гончарова, хоть и не сразу, но ответила на горячую любовь поэта – согласие на брак было дано ее семьей лишь после того, как поэт посватался во второй раз, по слухам, вследствие настойчивого желания Наталии. Для того, чтобы решить имущественные вопросы накануне свадьбы, Пушкин отправляется в свое нижегородское имение, где он никогда не был, и задерживается из-за эпидемии холеры и карантина на три осенних месяца. Как и в Михайловском, в этом жизненном эпизоде проявилось такое качество поэта, как умение переломить неблагоприятные обстоятельства в свою пользу, «сохранить к судьбе презренье», противопоставить злому року «непреклонность и терпенье».
Слайд 7Последние годы жизни. Вторая Болдинская осень
«Медный всадник.» «Пиковая дама». «Осень».
«Вновь я посетил...». «История Пугачевского бунта». «Капитанская дочка». «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...».«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о царе Салтане». «Сказка о золотом петушке». «Дубровский».
Период творческой зрелости. В лирике углубляются философские
мотивы, все большее и большее место занимает проза, отмеченная типично пушкинскими чертами: точностью, лаконизмом, динамикой действия, той простотой, за которой таится бесконечная глубина, по словам Гоголя, «бездна пространства». Пушкинская проза 30-х годов открывает дорогу Гоголю, Достоевскому, представителям так называемой «натуральной школы», писателям-разночинцам, способствует будущему расцвету реалистической литературы. За год до смерти Пушкин становится издателем журнала «Современник», так много сделавшего для развития демократической литературы уже после гибели поэта, в 40–50-е годы XIX века. Как бы предчувствуя скорую гибель, поэт подводит итоги своего творчества в стихотворениях «Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». С гордостью говорит поэт о том, что для власти и чинов «не гнул ни совести, ни помыслов, ни шеи».
Слайд 8А. С. ПУШКИН
«Анчар» (1828)
Стихотворение необычным названием
«Анчар» имеет свою
историю. Оно было написано Пушкиным в 1828 году, а опубликовано лишь в 1832 году в одном поэтическом альманахе. И тут же вызвало резкую реакцию: шеф жандармов Бенкендорф потребовал у Пушкина объяснения, почему оно напечатано без высочайшего дозволения»? Значит, было что-то такое в стихотворении, что заставило забеспокоиться царские власти. Да и Пушкин не случайно целых 4 года не печатал свой шедевр. В чем же загадка? Это нам и предстоит выяснить.
Слайд 9 «Анчар. Самые звуки этого загадочного, непривычно звучащего для русского уха слова
вызывают представление о чем-то зловещем, устрашающем: по звуковой ассоциации (ча, нчр) со словами «чары», «черный», «мрачный». И вот звуковой образ, связанный со словом «анчар», настойчиво повторяется поэтом снова и снова. Звук «ч» принадлежит к числу звуков, не часто употребляющихся в русском языке (в особенности в сочетании «ча» и «нчр»). А между тем вся первая строфа «Анчара» «инструментована» в значительной степени именно на этом звуке и на этих сочетаниях. И заметим, эти сочетания пройдут через все стихотворение.»
Д.Д.Благой
Слайд 10 ***
Принес – и весь он изнемог,
И
лег он, испуская крики,
И умер смелый раб у ног
Непобедимого владыки
***
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
Врагу в (…) пределы.
Слайд 14Александра Григорьевна Муравьева
Слайд 15Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И
– лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберётся под святой знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
А.И. Одоевский
Слайд 16Александр Сергеевич Пушкин
Адресаты любовной лирики
Слайд 17Замечу кстати: все поэты –
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились,
и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила:
Так я , беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь о вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:
«О ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил её напев?
Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил
Твоё задумчивое пенье?
Кого твой стих боготворил?»
Слайд 18Екатерина Павловна Бакунина
«Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив:
по утру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотря на снежную дорогу – её не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута! Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.»
Слайд 19Евдокия Ивановна Голицына
Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Отечество почти я
ненавидел – Но я вчера Голицыну увидел
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной ,живой?
Где разговор непринуждённый,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
И примирён с отечеством моим.
Слайд 20Евдокия Ильинична Истомина
(1799 – 1848)
Знаменитая балерина, танцовщица и красавица.
В 1817 году Пушкин, подобно Евгению Онегину, стал «почётным гражданином кулис».
В 1818-1819 годах он был в числе поклонников Истоминой, посещал все её выступления, громко выражал восхищение.
В романе «Евгений Онегин» целая строфа посвящена балерине Истоминой.
В балетах «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила», поставленных по мотивам пушкинских поэм, Истомина исполняла роли Черкешенки и Людмилы.
Родилась знаменитая актриса в том же году, что и Пушкин. Переживёт поэта на 11 лет.
Слайд 21Мария Николаевна Раевская (Волконская)
Я помню небо пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим
бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!