Презентация, доклад на тему 3. Презентация Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

Содержание

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах,

Слайд 1Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Учитель МОУ-СОШ с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской

области

Скребнева Татьяна Александровна
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему? Учитель МОУ-СОШ с.Дьяковка Краснокутского района Саратовской областиСкребнева Татьяна Александровна

Слайд 2Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua —

язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Значит,

Слайд 3Как может быть сформулировано задание С2?
В задании С2 в каждом варианте

будут разные высказывания о языке. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Как может быть сформулировано задание С2? В задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Слайд 4Как может быть сформулировано задание С2?
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского

поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Как может быть сформулировано задание С2?Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты

Слайд 5Как может быть сформулировано задание С2?
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного

учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Как может быть сформулировано задание С2?Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных

Слайд 6Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные

требования к сочинению.  Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.  Внимательно прочитайте задание.

НЕОБХОДИМО: 1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату; 2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; 2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;  3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению.  Старайтесь их выполнить. В

Слайд 7Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте  высказывание о языке. 

Осмыслите

его.

Выделите ключевые слова.

Шаг 1.  Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте   высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Слайд 8Шаг 2.   Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких

языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 2.   Определяем основную мысль высказыванияВыясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в

Слайд 9Шаг 3.   Составляем план сочинения
План :
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим

2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
Шаг 3.   Составляем план сочинения План :1. Цитируем высказывание.2. Объясняем смысл высказывания.3. Приводим 2 примера из прочитанного

Слайд 10Помните!
о том, что каждый пункт плана - это новый абзац.


Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. 
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Помните! о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в

Слайд 11Пишем сочинение по плану. Шаг 4.  Цитируем высказывание и объясняем его смысл
Не забудьте

о логическом переходе к аргументам! 
В приведённых ниже примерах этот переход выделен жирным цветом.

Пишем сочинение по плану. Шаг 4.  Цитируем высказывание и объясняем его смысл Не забудьте о логическом переходе к

Слайд 12        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого

в жизни и в нашем сознании,  чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее  точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё  многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного 
высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:
утверждал
рассуждал
отмечал
считал и т.д.

          К.Г.Паустовский сказал:

Слайд 13Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

Можно обойтись и без цитирования, например:      Язык – одно из чудес, с

Слайд 14Или
Высказывание К. Г. Паустовского я

понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Или      Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной,

Слайд 15Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:
Присмотримся повнимательнее к словам в

тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Другие варианты формулировки последнего предложения данной части: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)Обратимся

Слайд 16Шаг 5.  Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя

и ваши рассуждения.
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из прочитанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Шаг 5.  Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текстаДалее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.Таким образом, общие

Слайд 17Например:  Аргумент 1. 
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее

значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Например:  Аргумент 1.  Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными

Слайд 18Аргумент 2. 
Русский язык

обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
Аргумент 2.          Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями.

Слайд 19Шаг 6. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как

правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.

Шаг 6. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о

Слайд 20Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в

русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Например:Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова

Слайд 21Образец сочинения
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский

язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.     Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Образец сочинения    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи

Слайд 22     Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования

слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

     Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть