Слайд 1Воспитание в мировых религиях
Анохина Юлия Эдуардовна
Слайд 2
Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является
подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и секты, основанные на этих верованиях.
Основатели мировых религий известны каждому человеку: основателем христианства считается Иисус Христос, ислама - пророк Магомед, буддизма - Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда (просветленный).
Слайд 4
Христианство — крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникнув в Палестине
в I в. н э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. В основе лежит вера в Иисуса Христа как Бого-человека, Спасителя и Бога-Сына. Главный источник христианского вероучения — Священное Писание (Библия). В христианстве выделяется три главных направления — православие, католицизм и протестантизм.
Слайд 5
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает
«книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
Слайд 6Основные христианские идеи:
Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т.
е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.
Слайд 7
Задачей христианского воспитания является привитие любви ко Христу, Его Церкви и
образу Божию в каждом человеке, и возрастание в этой любви.
обучение есть целенаправленное взаимодействие Учащего (Бога), учащих и учащихся, направленное на развитие и согласованное взаимодействие всех душевных сил, способностей и качеств человека с целью передачи учащими и приобретения учащимися необходимых знаний, умений и навыков, способствующих их совершенствованию и достижению цели.
образование есть постепенное и целостное вызревание личности до соответствия ее с Богозданным образом через деятельное познание Первообраза - Господа нашего Иисуса Христа.
Слайд 8
Истинное образование должно быть направлено на достижение гармонии физического, духовного, интеллектуального
и социального начал в человеке..
Особенности образования
восстановить в человеке первоначальный образ Божий и привести к гармонии в отношениях
Слайд 9Особенности христианского образования в учебном процессе:
1. Создание в каждом учебном заведении
особой духовной атмосферы, поддерживаемой регулярными богослужениями, молитвенными собраниями, соблюдением принципов христианской морали.
2. Формирование благоговейного отношения к Библии как Слову Божьему и непререкаемому авторитету во всех вопросах, касающихся духовного опыта и практики.
3. Воспитание христианского характера, привитие христианских качеств и добродетелей, помощь в преодолении негативных черт характера и пороков.
Слайд 10
4. Поддержание высокого уровня образовательного процесса, предусматривающего развитие творческих способностей учащихся,
формирование самостоятельного и критического мышления.
5. Воспитание христианского отношения к своему здоровью, формирование здоровых привычек и наклонностей.
6. Сбалансированное сочетание умственного и физического труда. Социальная ориентация образования. Подготовка к будущей самостоятельной жизни.
7. Подчинение всех интересов и целей самому главному: служению Богу и обществу.
Слайд 11
Главная социальная функция семьи в христианской культуре - это духовно-нравственное воспитание
детей в традициях христианства.
Рождение детей в христианской семье воспринимается не как случайное события, а как дар Божий. И такой дар мать и отец обязаны "беречь и приумножать", а также раскрывать в нём все качества и таланты, которые приведут его к добродетельной жизни православного христианина.
Слайд 12
При воспитании детей роль отца и матери незаменима. Для духовного становления
детской личности семья незаменима. И в этом отношении семью не сможет заменить ни один социальный институт. Именно под влиянием матери и отца ребёнок узнаёт, "что такое хорошо и что такое плохо" и учиться справляться с проявлениями эгоизма.
Слайд 14
Ислам (мусульманство) — самая молодая по времени возникновения религия. Она была
основана в VII в. в Аравии Мухаммедом (Магаметом) и после арабских завоеваний этого и последующих веков широко распространилась в странах Ближнего и среднего Востока. Ислам — монотеистическая религия, важнейший её догмат — вера в единого бога Аллаха, создателя мира. Священная книга мусульман — Коран, включающий в себя 114 глав (сур).
Основным регионом распространения ислама, является — Юго-западная и Центральная Азия, Африка. Всего в мире 50 исламских государств, в 28 из которых ислам считается государственной религией. Это — Индонезия, Ливия, Египет, Казахстан, Алжир, Саудовская Аравия и т. д
Слайд 15Особенности воспитания
Воспитание проходит строго в исламских традициях, формируются моральные нормы, взятые
из заповедей Корана. Ребенка с детства учат почитать взрослых, быть порядочным.
Слайд 16Принципы воспитания в исламе:
Малыша растят в вере. С ранних лет ему
прививают веру в Аллаха, почитание своей религии. Очень строго следят взрослые за тем, чтобы малыш соблюдал заповеди. В исламе они называются сунны.
Конфликты исходят не от ребенка, а от его окружения. Если ссоритесь с ребенком, значит на него дурно влияют в садике, школе, друзья, родня или кто-то еще, а сам малыш не виноват, ведь он — открытая душа, чистый лист.
За становление духовных ценностей у малыша отвечает его семья перед Богом.
Религия должна быть в радость, а не обязаловкой.
Слайд 17
Множество легенд ходит про суровое воспитание в исламе. А вот поощрение
тоже весьма интересное. Чтобы похвалить ребенка, которого с малых лет приучают к религии и развитии внутреннего мира, мусульмане говорят, что Аллах доволен им. Это очень мощный стимул в верующей семье, сказать малышу, что Бог одобряет его поступки, радуется за него. Так у ребенка формируется представление о том, что Бог присматривает за ним, помогает ему. А каждое хорошее действие ребенка прославляет Аллаха. Вот такой стимул.
Слайд 18
Само рождение ребенка в исламе считается великим счастьем. Семья создается для
того, чтобы дать жизнь детям. Это ее основное предназначение по мнению мусульман. При рождении ребенка семья получает довольство Аллаха, ведь они продолжают свой род на Земле. Ребенок в доме — благодать для мусульманина. Чем больше детей, там легче дается их воспитание, и тем больше благодать в доме, говорит пророк Мухаммед.
Слайд 19Правила воспитания в исламе:
Будьте милосердны.
Будьте нежны к детям.
Никаких жестоких мер.
Нельзя смеяться,
издеваться, язвить в сторону малыша. Это скажется на его самооценке.
Учите самостоятельности.
Объясните что значит религия, ее важность в жизни.
Радуйтесь, если ребеночек задает вопросы, значит он развивается, доверяет вашему мнению. Поощряйте эти вопросики про все на свете.
Слайд 20
Учите самозащите.
Если приходится наказывать сына, четко объясните, что он сделал неправильно.
Жесткие меры без объяснения подразумевает, что малыш плохой.
Прежде чем наказывать, объясните, что вы наказываете его за проступок, а не потому что не любите его.
Учите малыша планировать распорядок дня. Потом в жизни ему станет проще с навыком планирования времени.
Извиняйтесь, если вы не правы.
Стройте свои отношения на доверии, помните, чтобы сын вам доверял, вы тоже должны доверять его мнению, советоваться с ним.
Слайд 21Плоды хорошего воспитания достаются ценой большого труда и забот, поэтому в
процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:
1. религиозный - приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата;
2. нравственный аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства;
3. физический - формирование сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу;
Слайд 22
4. интеллектуальный - формирование у ребенка стремления к постижению наук и
познанию окружающего мира;
5. психологический - воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
Слайд 23
Каждый мусульманин обязан знать пять столпов Ислама и обязан донести их
до своего ребенка:
1. шахада - соблюдение строжайшего единобожия (Таухид);
2. намаз - совершение ежедневной пятикратной молитвы (Салят);
3. закят - материальное пожертвование;
4. саум - соблюдение поста в месяц Рамадан;
5. хадж - совершение паломничества в Мекку.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.
Слайд 24
Родители обязаны обучить своих детей правилам, которые они должны соблюдать в
течение всего дня. Даже процесс одевания четко регламентируется исламом:
1. при одевании начинать с имени Аллаха;
2. при одевании начинать с правой стороны. От Аиши передают: «Пророк Аллаха во всех своих действиях предпочитал правую сторону: при одевании, расчесывании и в очищении»;
3. при снятии одежды начинать с левой, с именем Аллаха;
4. новую одежду, желательно начать носить в праздничный день – пятницу;
5. не надевать одежду с изображением живых существ.
Слайд 26
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в.
до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию.
Слайд 27
Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей.
Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Слайд 28
Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы
избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Слайд 29
В отличие от других мировых религий, буддизм развивался прежде всего как
монашеская традиция. По сегодняшний день монашество является центральным институтом и идеалом буддийской культуры, поскольку оно является практическим воплощением учения Будды, с его отказом от мирских удовольствий и обетом безбрачия. Буддизм является единственной традицией, где с раннего детства принимают в монахи.
Слайд 30Обязанности родителей по отношению к детям:
- родители оберегают ребёнка от зла;
-
обучают их добродетели и побуждают делать добро;
- дают ребёнку хорошее образование;
- устроить им брак с подходящей им второй половинкой;
- передать им своё наследство, как придёт для этого время;
Слайд 31Обязанности детей по отношению к родителям
- дети должны поддерживать своих родителей;
-
исполнять свои обязанности по отношению к матери и отцу;
- помнить и хранить семейные обычаи и традиции и принятый в семье уклад жизни;
- быть достойными того, чтобы получить от родителей их наследство;
- делать религиозные подношения матери и отцу, даже после их смерти.
Слайд 32
Современные родители-буддисты отмечают, что главный принцип воспитания детей - их личный
пример, поведение и внутреннее состояние. Они не ставят целью воспитать ребенка буддистом, давая возможность ему сделать самостоятельный осознанный выбор уже в зрелом возрасте.
Прежде всего, они стремятся привить любовь и уважение ко всем живым существам и объясняют закон кармы (причины и следствия). Тогда ребенок осознает, что любое действие дает результат в будущем и только от его поступков зависит, положительным или отрицательным будет эффект.
Слайд 33
Главным методом самосовершенствования в буддизме является медитация. Практикующие буддизм люди очень
уравновешены и спокойны и эти качества они передают своим детям. Уже с первых лет жизни ребёнка его можно обучать осознанно дышать и медитировать.
Буддийское воспитание существенно выделяет детей тем, что такие дети отличаются большим миролюбием. Вплоть до того, что пойманную муху или жука выпустят в форточку. Они очень ответственно подходят ко всем своим поступкам и осознают их.
Слайд 34
Согласно буддийскому учению главной задачей воспитания является очищение человеческой души, которую
следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенство. В этом очищении различали три основные стадии: предварительную, сосредоточенности, окончательного усвоения. Буддизм обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.
Слайд 35
Основными центрами буддийского образования сделались монастыри, двери которых были открыты послушникам
из всех каст. Вначале обучение (во всяком случае, элементарное) велось на родном для учеников языке. Позже внимание уделяли грамматике санскрита, который (с I в. до н.э.) стал ведущим языком обучения в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. КIIIв. н.э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Алфавитно-слоговое письмо заметно повышало результативность образования. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение трактатов по философии, математике, медицине и пр. Наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.
Слайд 36
Во 2-6 вв. происходит ренессанс индуизма. Необрахманизм внес изменения во взгляды
на воспитание. Оно стало рассматриваться как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела». Программы обучения постепенно приближались к жизненным потребностям. Предусматривалось расширение доступа в учебные заведения представителей разных каст. Происходило постепенно нараставшее слияние буддийской и брахманской педагогических традиций. Согласно буддизму, как и индуизму, важнейшим условием воспитания считалось служение ученика наставнику. В свою очередь, учитель должен был разделять с учениками все, что имел.
Слайд 37
В период сосуществования буддизма и необрахманизма образование получали в брахманских школах
вед и в буддийских монастырях. В ведических школах обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст; акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии. Кроме санскрита обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа школ вед: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. В программах аграхаров постепенно стали учитываться житейские потребности. С притоком в аграхары кшатриев и особенно вайшьи увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.
Слайд 38
В буддийских монастырях учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности,
а обучение носило более практический характер. Сложились крупные просветительские центры буддизма. В VI в. в Индии насчитывалось не менее 5 тыс. буддийских монастырей с более чем 200 тыс. ученых монахов.
Получил известность, например, комплекс в Такташиле (г. Таксила в Пакистане), в монастырях которого жили известные ученые и философы, которые учили медицине, искусству, астрономии, естествознанию, коммерции, магии, заклинанию змей и пр. Не меньшую славу получила просветительская деятельность в Наланде (близ г. Бхуванешвара), где в период расцвета (IV в. до н.э.) действовали 13 буддийских монастырей с множеством учеников и наставников — знатоков философии, логики, вед, медицины, филологии, языкознания, права, астрономии и др. Ученые-просветители Такташилы и Наланда поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком