Слайд 1Религиозные символы. Крест
Кочеганова Полина
Слайд 2Крест (праслав.*krьstъ
Угол между ними чаще всего составляет 90° или 45°. Во многих верованиях несёт сакральный смысл.
Слайд 3АНХ
Первым цивилизованным народом, широко использующим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции
существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану— бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура— бога Солнца.
Слайд 4Латинским крестом (лат.Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная
линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти.
В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж»
Слайд 5Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями; содержит,
кроме большой горизонтальной перекладины,
ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель.
Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник. распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад.
Слайд 6Армянский крест — крест с декоративными элементами на лучах (иногда неравной длины).
Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе армяно-католического сообщества мхитаристов, имеющее обители в Венеции и Вене.
Слайд 7Свастика
Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой стрелке, либо против часовой
стрелки. Древний и широко распространенный символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении храмов и домов.
Свастика как символ имеет много значений, у большинства народов они были положительны до того, как она была скомпрометирована нацистами и убрана из широкого использования.
У древних народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. В частности, направленная по часовой стрелке свастика — древний индийский символ, использующийся в индуизме, буддизме и джайнизме.
Слайд 8Солнечный крест
Графически представляет крест, располагающийся внутри круга. Встречается на предметах доисторической
Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века.
Слайд 9Греческий крест
Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную длину,
перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.
Слайд 10Баскский крест
Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей знак солнцеворота. В Стране
басков распространены два варианта креста, с направлением вращения по часовой и против часовой стрелки.
Слайд 11Сербский крест
Представляет собой греческий (равносторонний) крест, по углам которого изображены четыре
стилизованных Ͻ и С-образных огнива. Является символом Сербии, сербского народа и Сербской православной церкви.
Слайд 13Список литературы
История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии / Автор-составитель: К.В.П.. — М.:
Альманах «Жизнь вечная», 1997. — 40 с.
Успенский Б. А. Крест и полумесяц в русской церковной традиции // Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М., Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 2. — С. 12-14.