Слайд 1Религия древних германцев
Автор
Дорофеева Т.Г.
кандидат философских наук
доцент
Слайд 2Древние германцы
Группа родственных народов (десятки племён),
принадлежавших к индоевропейской
языковой семье
и занимавших к I в. обширную территорию
между Рейном и Вислой
от запада к востоку, Дунаем на юге и Балтийским и Северным морями на севере,
а также южную Скандинавию
Слайд 3Племена древних германцев
Виндилы, включавшие в себя племена бургундов, каринов, варинов, гуттонов
Они обитали в восточной части территории, на которой жили германские племена
Культ коня
в зодчестве германцев
Слайд 4Племена древних германцев
2. Ингвеоны (или ингевоны), включавшие в себя племена кимвров,
тевтонов, хавков
К ним относились также англы, саксы, юты, фризы и многие другие
Они обитали в северо-западной части германской территории, на побережье Северного моря, и на полуострове Ютландия
Слайд 5Племена древних германцев
3. Иствеоны (или искевоны), прирейнские племена - бруктеры, хамавы,
салии и другие, позднее слившиеся в племенные союзы франков
4. Певкины, бастарны, жившие на востоке, на территории, «граничащей с даками»
Слайд 6Племена древних германцев
5. Герминоны (или эрминоны)
К ним относились маркоманны,
квады, лангобарды, алеманны и некоторые мелкие племена, обитавшие на юге германских земель
6. Гиллевионы - скандинавские племена
Слайд 7Источники изучения древнегерманской религии
1) археологические памятники (рунические надписи, наскальные изображения и
пр.)
Слайд 8Руны
Письменность древних германцев
Употреблялась с I-II вв. по X-XIII вв.
на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, Исландии и Гренландии, а
в шведской провинции Даларна вплоть до XIX в.
После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей, но с XX в. их стали использовать для гадания и в качестве символики
Слайд 9Руны
Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run
(«тайна»)
Всего было обнаружено около 5000 рунических надписей, большая часть из которых в Швеции
Слайд 11Источники изучения древнегерманской религии
2) сообщения классических римских и греческих писателей
3)
данные средневековой христианской литературы - церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и т.д
Слайд 12Источники изучения древнегерманской религии
4) средневековые скандинавские сборники:
Эдда Старшая, или Поэтическая (X-XII
вв. ), содержащая мифологические и героические песни и сказания
Эдда Младшая, или Прозаическая (XII-XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат
Слайд 13Источники изучения древнегерманской религии
5) пережитки древней религии в виде
народных поверий и обычаев,
описанных в этнографической литературе
Слайд 15Один. Бодан. Вотан
Верховный бог. Бог войны
Как бог войны, Один
владел копьем; его сопровождали пожиратели падали - вороны, волки и орлы
Он получал удовольствие, сея раздоры, и под его влиянием люди забывали самые святые узы родства и свойства и начинали убивать друг друга
Слайд 17Один. Бодан. Вотан
Некоторые знатные герои были его любимцами: он открывал им
секреты стратегии и давал волшебное оружие
Другим воинам, берсеркам, он внушал такое безумие, что они сражались как дикие звери и, несмотря на свою наготу, уберегались от ран
Слайд 19Боги
Тор (скандинавский) Донар (южногерманский) - божество грома и молнии со своим
грозовым молотом
Тиу (Циу) - бог сияющего неба
Бальдер - светлое божество плодородия, весны и растительности
Фрейр - тоже связанный с плодородием
Локи - хитрый и коварный бог огня
Слайд 21Тор
Он владел молотом, который символизировал молнию, его культ был связан с
дубом
Моряки молились ему, как богу грозы, который может послать хорошую и плохую погоду
Крестьяне обращались к нему с просьбой о плодородном дожде (особенно в Швеции)
Был хранителем закона и справедливости в обще
Слайд 22Бальдер - светлое божество плодородия,
весны и растительности
Слайд 23Фрейр
Ведает миром и изобилием, а также плодородием людей, животных и растений
Отцом Фрейра был Ньерд, бог богатства и мореплавания
Его сестрой-близнецом - богиня любви Фрейя, а в некоторых источниках она называется и его женой
Слайд 27Эльфы – добрые духи
Населяют
луга
рощи
поляны среди лесов
берега ручьев
Слайд 29Эльфы. Человеческие черты
Живут в сообществе
управляемом владыкой
Увлекаются азартными играми и
танцами
Слайд 30Эльфы
Ночами эльфы до самозабвения танцуют на лесных полянах до крика ворона,
возвещающего о наступлении рассвета Тогда они исчезают, ибо опасаются людей
Простой смертный, который увидит их ночные танцы или, привлеченный красотой их женщин, вступит в танцующий хоровод, пропадает навсегда
Слайд 31Карлики (гномы)
Населяют подземный мир:
гроты
пещеры
скальные расщелины
Слайд 32Карлики (гномы)
Имеют
крепкое телосложение, иногда несколько уродливы
быстрый ум
Они
- предприимчивы
- относятся по-доброму, если завоюешь их расположение
- и мстительны в случае унижения
Слайд 34Карлики (гномы)
Могут превращаться в животных
Обладают пророческими способностями
Боги научили гномов кузнечному
и ювелирному искусствам, где им нет равных
Слайд 35Макрокосм - Тролли - великаны
Огромные
размеры
и громадная физическая сила компенсируют
убожество
их ума и духа
Слайд 36Тролли
Воплощение
бессмысленных и мощных стихий природы,
проявляющихся в
-
землетрясениях
- извержениях вулканов
- в сильных ветрах
- жестоких морозах
Слайд 37Тролли
Род гигантов возник раньше богов и людей
Они сохранили суровость и
грубость первобытного мира льда и мрака
Слайд 38Тролли
Они ненавидят богов, забравших у них пальму первенства и загнавших их
в Йотунхейм - страну, лежащую на конце мира и далекую от Асгарда
Тролли стремятся взять реванш и поэтому боги время от времени во главе с Тором предпринимают против них действия, чтобы удержать их в повиновении
Слайд 39Культ
Перед скалами и холмами или на берегах болотистых озер бросали приношения
Многие
области в Скандинавии изобилуют такими географическими названиями, как Луг Одина, Поле Одина, Скала Тора, Поле Фрейра и т.д.
Слайд 40Культ
Помимо мест, посвященных какому-то отдельному богу, были и многие другие священные
места; возможно, они считались жилищами богов или добрых духов, даже если не давали определенного имени
Скалы, колодцы и другие природные объекты, которым отдельные семьи приносили жертвы
Слайд 41Культ
Святилищ и храмовых зданий у германцев не было - местом культа
служили священные рощи, где находились жертвенники
Не было изображений богов, идолами служили обрубки деревьев
Слайд 42Жреческая организация
Воевавший с германцами римский император Юлий Цезарь видел важнейшее их
отличие от кельтов как раз в том, что у германцев «нет друидов, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях»
По словам Цезаря, гадание и узнавание воли богов находилось в руках старых женщин, что свидетельствует о сильных пережитках матриархата
Слайд 43Жреческая организация
Однако уже через 150 лет после Цезаря Тацит сообщает о
весьма влиятельном положении германских жрецов, в руках которых находится суд, которые распоряжаются племенными сходками и т. д.
При Таците оставались пережитки матриархата: роль женщин и в общественной, и в религиозной жизни германцев была очень большой. «Они думают, - писал Тацит, - что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний»
Слайд 44Жреческая организация
С. А. Токарев указывает,
что определенные пережитки матриархата
в жречестве сохранилось в таком специфическом обычае,
как переодевание жрецов племени наганарвалов в женскую одежду
(это явление трансвестизма, связанное с женским шаманством, как пережиток матриархата известен еще у ряда народов, например, Сибири и Северной Америки)
Слайд 45Жреческая организация
В то же время появляются и такие специфически мужские жреческие
обряды, как тот, о котором сообщает Тацит: «Есть у них и такие заклинания, возглашением которых, называемых «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь… причем принимаются во внимание не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести»
Этот факт говорит о росте значения мужской силы, милитаризации общества, утверждения доминирования мужчины в обществе
Слайд 46Жертвоприношения
Практика человеческого жертвоприношения имела у германских народов долгую историю
Тацит, Иордан, Прокопий
и другие авторы часто упоминают о племенах, у которых в различные периоды - I - VI вв. н. э. - захваченных в битве пленных приносили в жертву своему богу войны
Слайд 47Жертвоприношения
Жертвоприношения были жестоки : в жертву нередко приносили людей, преимущественно военнопленных,
а по крови и внутренностям жертв гадали об исходе войны
Этот кровавый варварский культ был опять-таки порождением воинственного быта эпохи
Слайд 48Валгалла
Рай для доблестных воинов
Один правит Валгаллой
Он отбирает половину воинов, павших в
бою, а валькирии доставляют их в чертог
Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе (богине любви)
Слайд 50Валгалла
Гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями
У этого
зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок
Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии
Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать
Слайд 51Валгалла
Воины едят мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый
день он воскресает
Пьют воины эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль
А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра
Слайд 52Валгалла
В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили
Валгаллу с адом
Эйнхерии (герои) с великими грешниками
Принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) отождествлены с бесконечностью адских мук