Слайд 1
Презентация на тему: «Двунадесятые Православные праздники»
Руководитель проекта Юдина Л.А.
учитель
ОДНКНР
МБОУЯСШ №2
Слайд 2Цели:
1.Познакомиться с двунадесятыми православными праздниками
2.Узнать ,как отмечаются праздники православной церковью 3.Установить,какая связь существует связь между церковным и народным календарем
Слайд 4Двунадесятые праздники - так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского
православного литургического календаря.
Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)
Слайд 5
Классификация
Господские
Сретенье
Вход господень в Иерусалим
Преображение Господне
Богородичные
Слайд 6Первый уровень классификации
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности
к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников относятся к так называемому минейному циклу (см. Минеи) и называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели. К ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября); Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября); Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря); Рождество Христово (25 декабря/7 января); Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января); Сретение Господне (2/15 февраля); Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля); Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Слайд 7Второй уровень классификации
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию.
Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа св. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско- богородичный, статус.
Слайд 8
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Слайд 9В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников
и отмечается 8/21 сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы сейчас живем. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Слайд 10Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня
празднуется 27 сентября (нов. ст.). Он имеет один день предпразднства (27 сентября) и семь дней попразднства (с 28 по 4 октября). Отдание праздника – 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Слайд 11Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Введение
во Храм Пресвятой Богородицы – это второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы и совершается сейчас в Русской Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.). В его основе лежит одноименное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских апокрифических памятников «История Иакова о рождении Марии»
Слайд 12Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Период с 7 по
18 января, называется Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января - страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах повсеместно идут богослужения.
Рождество – день рождения сына Божьего у Девы Марии – день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.
Слайд 13Место рождения Иисуса Христа
Серебряная звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду, появление которой ознаменовало
рождение Христа в иудейском городе Вифлееме две тысячи лет назад. Этой звездой отмечено место Рождения Спасителя в храме Рождества Христова, построенного над пещерой, в которой по преданию родился Иисус Христос. Этот храм один из самых древних в Святой Земле.
Вифлеем
Слайд 14Дары волхвов
Преподнося Младенцу золото, волхвы свидетельствовали, что признают Новорожденного за Царя.
Ладан
свидетельствовал, что Новорожденного признают за Бога, так как ладан используется при богослужении.
Смирна (благовонное масло, которым помазывают умерших) свидетельствовала, что Младенца признают за смертного человека.
Слайд 15Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Праздник Крещения
Господня празднуется 19 января (нов. Ст.), относится к числу двунадесятых господних праздников и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
Место события, ставшего исторической основой нашего современного праздника Крещения Господня, – нижнее течение Иордана близ его впадения в Мертвое море. Время действия – около 27 года Христианской Эры
Слайд 16Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Праздник Сретения Господня празднуется
15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1-7 дней попразднства.
Сретение в переводе со старославянского — «встреча». В этот день произошла встреча Бога и человечества. А в переносном смысле — встретились два Завета, и Старый окончательно уступил место Новому…
Слайд 17Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы православные отмечают по новому стилю
7 апреля. Это богородичный двунадесятый христианский праздник, связанный грядущим рождением Иисуса Христа. Архангел Гавриил явился Деве Марии и принес ей Благую Весть о том, что она стала избранной, «обрела благодать у Бога» и вскоре родит этому миру Спасителя. Мария с радостью и покорностью приняла великую весть о Непорочном Зачатии, увидев в словах ангела знак того, что человечество наконец-то прощено за первородный грех, совершенный Адамом и Евой. События Благовещения подробно описаны в Евангелии от Луки и в некоторых апокрифических текстах 2-го века (например, в «Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»).
Слайд 18.
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в
патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение..
Вход господень в Иерусалим
Слайд 19На Руси, как снег растает,
и в природе - тишина.
Первой
верба оживает,
безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье,
в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем,
со святынею в руках
Молят о благословеньи
с покаянием в сердцах.
Вербное воскресение
Слайд 22Вербное воскресенье
На Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так
называемое «шествие на осляти».
После праздничной службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия,
изображавшая само событие отмечаемого праздника.
Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом),
которую вел под уздцы идущий пешком царь.
В 1697 г. обряд был упразднен.
Слайд 23Преображение господне
Преображение Господне — событие, описанное в Евангелии о таинственном
преображении Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе.
Празднованием Преображения Господня церковь исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим преображением Господь благоволил предохранить своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.
Чтобы явить своим ученикам эту Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор — лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет.
Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте».
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее.
Слайд 24Преображение господа нашего Иисуса Христа
Гора Фавор
Храм Преображения
Роспись храма
Икона
Софийского храма
Слайд 2519 августа - Второй Спас (Яблочный Спас)
ПреображениеДень Второго Спаса
Слайд 26Почему яблочный?
Почему яблочным? Как известно, мы, русские, приняли православную веру от
Византии. А по византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды – главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Слайд 27Яблочный спас
19 августа - Второй Спас (Яблочный Спас)
Преображение..
Яблочный Спас. Спасовка. Лакомка.
Встреча осени. Первые Осенины.
Это большой крестьянский праздник. Он установлен в честь преображения Иисуса Христа. В этот день в церкви носят плоды, виноград, мед, яблоки для освящения. И после этого начинают есть яблоки, груши. «Лакомиться первыми яблоками». Наделяли ими бедных, больных. Кто этого не делал, считался недостойным общения.
Существует большое количество различных примет, а также обычаев, исполнение которых верующие связывают с дальнейшим благополучием и здоровьем как для себя лично, так и для членов своей семьи.
Одним из таких обычаев является угощение нищих выращенными на своем огороде плодами. Считается, что в этом случае следующий урожай будет особенно обильным. Показательно, что выполнять данный обряд следовало, не дожидаясь просьб от самого нищего человека, увидев которого правоверный должен был сам вынести ему овощи и фрукты.
Слайд 28Это событие совершилось в 1158 году. Тогда в один день, но
в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими болгарами.
Тогда, в ознаменование высшей, небесной, помощи и спасения, от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошёл яркий свет, причём как среди ромейских войск, так и в русском стане. В память об этом событии греческим и русским священноначалием согласно было установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Медовый спас
Слайд 29Водосвятие в этот день происходило по всей России. По преданиям, именно
в этот день крестилась Русь при Владимире Святом. Во всех городах и селах из церквей торжественно выносились кресты, совершались крестные ходы к рекам, озерам, прудам, около которых совершались молебны и освящалась вода. Обязательно освящали и «мирские» колодцы. После водосвятия купались в надежде защититься от лихорадки и сглаза, избавиться от грехов: «На Спаса в Иордане купаться — незамоленные грехи простятся».
Купали в этот день в Иордани обязательно лошадей, чтобы не было падежа.
Слайд 30В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности —
в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять. Н о целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на двор : Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!
Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою 'ребячью долю', зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: 'Первый Спас — лакомка'.
Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Медовый спас
Слайд 31Спас на полотне
Третий Спас, назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня
в Константинополь на Полотне. По легенде во время земной жизни Христа князь Едесский тяжело заболел и послал своего художника с письмом к Спасителю . Художнику захотелось изобразить черты Спасителя на полотне, но никак не удавалось. Иисус Христос велел принести воды, умылся , вытер лицо платком , и на полотне проступил образ его . Сначала образ хранился в городе Едесс, а затем был перенесен в Константинополь (29 августа).
Спас нерукотворный17век
Слайд 32Праздник
Успения Пресвятой Богородицы
28 августа православные христиане
отмечают праздник
Успения Пресвятой
Богородицы,
который называют в народе
и Богородичной Пасхой.
Слайд 33Когда впервые начали отмечать праздник
В качестве церковного праздника Успение начинают отмечать
с IV века, о чем упоминает Григорий Турский, и свидетельствуют древние календари. Первоначально праздник совершался 18 января, но в отдельных регионах 15 августа. Массовое распространение праздника произошло во второй половине V столетия, после III Вселенского (Эфесского) собора
(431 г.), который подтвердил почитание Марии как Божией Матери, непорочно родившей Христа. Тогда же были написаны стихиры на праздник Успения константинопольским патриархом Анатолием.
Слайд 34Вознесение Господне
Вознесение принадлежит к двунадесятым праздникам подвижного годового цикла и празднуется
в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции – Ascensio, «Восшествие») выражает одно из важнейших событий новозаветной истории, – окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни и возвращение в Божественную сферу бытия («на небо»).
Слайд 35День Святой Троицы. Пятидесятница
День Святой Троицы празднуется на 50-й день после
Пасхи и имеет 1 день предпразднства и 6 дней попразднства
В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Именно ему суждено было стать первым христианским храмом.
В Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.
Слайд 37Литература
«Православные праздники» ООО «Издательство АСТ» 2006 г.Тверь
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/18202/%D0%B4%D0%B2%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5
/ppt4web.ru/uploads/ppt/23/ba2da69739c06c089c15b9a8865a6fda.pptx
http://kinderlibrary.files.wordpress.com/2010/03/23079266_2.jpg?w=480&h=439