Слайд 1Храмы Сосновского благочиния
МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Сосновка 2017
Слайд 2Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как
и изучение истории родной страны. История Храмов и православия в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества.
Мы должны знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков. И конечно, хранить память об этом: от деда к отцу, от отца к сыну. Но очень часто, прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое.
На территории Сосновского благочиния находятся Храмы, у которых есть своя древняя и очень увлекательная история.
Слайд 3 Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь — особый
дом, посвященный Богу. Православную Церковь приметишь с первого взгляда. Вид храма сильно отличается от обычных зданий. Грация линий строения, светлая, радостная раскраска, а высоко вверху, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов. Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.
Слайд 4Крестовоздвиженский храм р.п.Сосновка
В небольшом районном
поселке Сосновка, Сосновского района Тамбовской области, возвышается Крестовоздвиженская каменная церковь.
В конце XVIII столетия по приказу Павла I большая часть населенного пункта была пожалована генералу Христофору Бенкендорфу, вторую же часть Сосновки передали во владение камер-юнкера князя Ивана Голицына. Именно на его деньги в 1836 году здесь была построена Крестовоздвиженская церковь.
О внешнем виде храма можно судить по фотографии 1889 года.
Слайд 5 Во времена гонений, при советской власти, этот храм, как
и многие другие православные обители, был закрыт. Его переоборудовали в кинотеатр «Октябрь». Только в 1991 году Крестовоздвиженскую церковь вновь передали верующим. С тех времен и до нашего времени отцам настоятелям и прихожанам общими усилиями удалось восстановить обитель. В 1998 году храм посетил владыка Евгений.
В 2002 году был возведен купол. В этом же году был пожар. В 2005 году была возведена колокольня.
При обители работают воскресная школа и приходская библиотека. Храм имеет три престола: главный в честь Воздвижения честного и животворящего Креста Господня и два придельных - во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и святого Питирима Тамбовского.
Слайд 6Крестовоздвиженский храм р.п.Сосновка
Слайд 7Посещение храма владыкой Евгением в 1998 г
Слайд 10Крестовоздвиженский храм р.п. Сосновка
Слайд 11Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Александровка
Слайд 12Храм был перенесен из Мамонтовой пустыни и построен в 1921 году
жителями деревни Александровки. Иконы переносили на руках напрямую. Икону Спасителя нёс Щербаков Тимофей Никитович, а икону Богородицы нес Богданов Никита Евгеньевич. Инициатор всего был Щербаков Тимофей Никитович. Первым настоятелем тогда был о. Иннокентий(сан неизвестен), проживавший в с. Космачевка.С 1921-1959гг ктитором храма был Щербаков Тимофей Никитович.
В 1941- май 1945гг храм был закрыт. Во время войны в храме сушили табак. Благодаря этому по сей день там ничего не завелось. Во время обысков плащаницу Христа прятали у кузнеца (имя неизвестно) за иконой, т.к. у него обыск не проводили. С мая 1945 - апрель 1946гг там служил протоиерей Валентин Ястребцов.
Слайд 13Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Александровка
Слайд 14 В 1975 – 1976гг настоятелем был схиархимандрит Рафаил. С 1972
– 2003гг - настоятель храма протоиерей Анатолий Макеев. Во время его настоятельства храм был расширен: алтарная часть, храмовая часть, притвор были расширены вдвое. В 1980г – роспись храма. Храм расписывал иконописец Георгий Кротов (г.Тула), а в 2011г был расписан купол храма: были написаны 4 евангелиста и Вседержитель. С 6 сентября 2003 года и по сей день настоятелем храма является иерей Александр Костиков.
Слайд 15 Свято - Никольская Мамонтова пустынь
Мамонтова пустынь
Слайд 16 Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца был основан в
1629 году по велению матери первого царя из Дома Романовых - инокини Марфы.
По преданию, в монастыре на берегу Святого озера долгие годы жил старец Мамант, по имени которого и названо было место. Старец стал строителем первой церкви обители.
Он обнаружил у трёх лип икону святителя Николая и на том самом месте соорудил первый храм, посвященный этому святому. Святой образ сделался главной святыней обители, а из спиленных лип была изготовлена церковная утварь.
Слайд 17Часовня-храм в честь святого угодника
Памятник святителю Николаю
Слайд 18 После революции 1917 года в Николаевской церкви была устроена
детская коммуна, затем винный магазин, а на Святом озере, которое считалось целебным, завели гусиную ферму.
Скульптуры из Мамонтовой пустыни, разнообразные по композиции, расписанные красками как иконы, привлекли исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский
Историко-археологический музей. В 1930 году монастырь был разрушен.
Несмотря на это и в советское время не прекращался поток верующих людей, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере.
Слайд 19Двухэтажный келейный корпус с домовой церковью для насельниц монастыря
Строящийся Свято-Никольский храм
Слайд 20 С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской
обители по благословению епископа Тамбовского Феодосия. На старом фундаменте были вновь возведены церковь, часовня и купель на Святом озере. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.
22 мая 2008 в пустыни был открыт памятник святителю Николаю созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма.
В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса.
Слайд 21
Наша обзорно-тематическая экскурсия раскрыла неизвестные страницы истории моей малой
родины, а именно историческую судьбу Храмов Сосновского благочиния.
История данных храмов – это история моего родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
Храмы имеют огромное значение. Они всегда выполняли миротворческую, объединительную миссию и являлись источником культурного, образовательного роста России.