Слайд 1Историко-музыкальная
гостиная
(история, духовное краеведение, музыка)
“ Сергий Радонежский”- устроитель земли Русской”
Слайд 2Учителя :
Истории и обществознания Пулинец Г.Б.
Духовного краеведения и технологии Кибальниченко
Г.Н.
Музыки Калошина С.М.
Слайд 3Сергий происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали
к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где он и родился в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Слайд 4Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года — 25
сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Слайд 5 Биография.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной
школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Слайд 7Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во
время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился».
Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.
Слайд 8Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь,
чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей.
Слайд 9За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына
их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.
Слайд 11Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в
город Радонеж.
Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости».
Слайд 12
Начало
монашеской жизни.
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский
монастырь, где уже иночествовал его овдовевший б
рат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы
Слайд 15Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал
в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Слайд 16Тревожным было лето 1380 года на Руси. Из Золотой Орды доходили
грозные вести, что Мамай собрал огромное войско.
Над Русью нависла страшная угроза...
В конце июня стало известно, что оно подошло к границам русских земель.
Тогда московский князь приказал своим войскам выступать в поход. Дмитрий решил нанести удар по врагу вдалеке от границ Московского княжества.
Слайд 17И Вот у Сергия, известного всей Руси своей святостью, решил испросить
благословения Дмитрий Иванович прежде чем идти на битву с Мамаем.
Старец благословил князя и послал вместе с Дмитрием на правый бой двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Слайд 188 сентября 1380 года на Куликовом поле встретились два войска. По
обычаю тех времён битвы нередко начинались с поединка самых сильных богатырей. Из ордынских рядов на могучем коне выехал воин огромного роста, звали его Челубей. Андрей Пересвет решил с ним сразиться. Оба всадника разогнали своих коней и с силой ударили копьями друг друга. Поединок оказался коротким, оба всадника замертво упали со своих коней.
Тогда воины устремились навстречу друг другу.
Слайд 19Князь Дмитрий Иванович спрятал в дубраве отборное войск под командованием Владимира
Серпуховского. Этот засадный полк нанёс сокрушительный удар ордынцам как раз в тот момент когда они уже уверовали в свою победу. Мамай с малым войском бежал с поля боя.
Слайд 20За славную победу на берегах Дона князя Дмитрия Ивановича стали звать
Дмитрий Донской.
Слайд 21Так по благословению преподобного Сергия великой победой закончилась Куликовская битва.
Преподобный
Сергий —
величайший подвижник земли Русской.
Слайд 22Образование Троице-Сергиевого
монастыря.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствииТроице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.
Слайд 23Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с
особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Слайд 25Старость и кончина преподобного Сергия.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев
свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…25 сентября 1392 года Сергий скончался.
Слайд 27Обретение мощей преподобного Сергия.
Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи,
о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. 11 апреля 1919 года, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен.
Слайд 28О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии
(чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно.
В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры
Слайд 30Хотьковский монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется
почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне.