Слайд 1Презентация на тему: Буддизм
Выполнила Борисова Ирина Ивановна
Слайд 2 Буддизм- самая древняя мировая религия.
Буддизм зародился в VI в. до н.э. в северо- восточной части Индии.
В настоящее время буддизм распространён в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает сотни миллионов последователей.
Слайд 3Возникновение буддизма
Традиция связывает
возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета.
Слайд 4Истины буддизма
Основой буддизма являются учение о четырех истинах:
1. Жизнь есть страдание
2.Причина
страдания заключена в наших желаниях
3.Для освобождения от страданий нужно избавиться от желаний
4. Указывает путь спасения
Слайд 6Основы учения
После нескольких лет
наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.
Слайд 7Основы учения
За две с половиной
тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией».
Слайд 8Основы учения
Характерной особенностью буддизма является
его этико- практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма.
Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм- религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о важных ценностях жизни.
Слайд 9Основы учения
Японский буддизм- синтез
буддийских идей, мифологии синьетнамто, японской культуры. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт выделяет буддизм среди других мировых религий.
Многих верующи буддизм привлекает тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященных местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им.
Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго- Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри- Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе.
Слайд 10Буддизм в России
Наиболее многочисленным народом
России, исповедующим буддизм, являются буряты. На территории Бурятии буддизм проник в начале XVII в. Тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаисткой веры.
Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие традиции.
Слайд 12Монашество в буддизме
Начало буддийскому
монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.
Большинство буддийских монахов — не отшельники, стремящиеся жить в максимальной изоляции от мирского общества. Мирская и монашеская часть буддийской Сангхи довольно тесно взаимодействуют: миряне дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, и получают взамен наставление в Дхарме. Буддийские монахи и монахини обычно живут не поодиночке, а небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Чаще всего поселяются неподалёку от поселений мирских буддистов. Обычно буддийские монахи и монахини стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами. Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются
Слайд 14Отличия от других учений и верований
В отличие от
монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет:
всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым»; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа»,
вечной души,
искупления грехов,
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению),
абсолютной преданности,
религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией),
Слайд 15Отличия от других учений и верований
единственного мироздания, число миров считается бесконечным,
провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения», непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности, резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, избранных и язычников,
каких-либо территориальных разделений, подобных разделению на «территорию мира» и «территорию войны» ,
притязаний на монопольную истину.
Слайд 17Пагода-буддийское сооружение культогого характера