Презентация, доклад к уроку ОДНКНР

Содержание

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская Богоматерь», созданная в Константинополе в 12 веке. В начале 12века икона прибыла на корабле в Киев. Это был дар патриарха Константинополя князю Юрию Долгорукову. Икону поставили

Слайд 1Канонические православные изображения Богородицы «Священный лик Богоматери»
Выполнила работу учитель русского языка

и литературы МБОУ СШ №18 г.Волгодонска
Иванова В.З.
Канонические православные изображения Богородицы «Священный лик Богоматери»Выполнила работу учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №18 г.ВолгодонскаИванова

Слайд 2
Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская Богоматерь»,

созданная в Константинополе в 12 веке. В начале 12века икона прибыла на корабле в Киев. Это был дар патриарха Константинополя князю Юрию Долгорукову. Икону поставили в церкви Девичьего монастыря в Вышгороде, близ Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбов тайно вывез ее, чтобы доставить в Суздаль. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони. И никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. Ночью Андрею было явление Богоматери. Она велела ему оставить икону во Владимире, а там, где встали кони, построить церковь Рождества Богородицы. Местность вокруг нее получила название Боголюбово. Затем эту удивительную икону поместили в построенный вскоре Успенский собор во Владимире. Она стала называться Владимирской. Позднее икону торжественно перевезли в Москву.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская Богоматерь», созданная в Константинополе в 12 веке.

Слайд 3Владимирская Богоматерь
Как на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею,
Взор

ко взору, щеку прижав к щеке,
Неотступно требует…Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке…
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит…
М.Волошин
Владимирская БогоматерьКак на троне – на Ее руке,Левой ручкой обнимая шею,Взор ко взору, щеку прижав к щеке,Неотступно

Слайд 4Престол и орудия Страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон.

XIV - нач. XV в.
Престол и орудия Страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV - нач. XV в.

Слайд 5Путеводительница(Одигитрия).
Само название «Путеводительница» указывает нам на основную мысль иконы. Истинный путь

только один — путь ко Христу. На иконах этого типа Божия Матерь изображена с младенцем Христом. Богородица жестом руки указывает нам на Богомладенца Христа, словно говорит: «Идите за ним, если хотите быть совершенными».
Младенец на иконе восседает на левой, а иногда на правой руке Богородицы. Своей правой рукой Он благословляет нас на этот путь — трудный, но единственно спасительный.
На иконах Божией Матери обязательно помещается надпись — именование. Это сокращенное начертание слов «Матерь Бога» — греческие буквы МР ФУ. Это — первые и последние буквы греческих слов «Матерь Бога». Около изображения младенца Христа видим вторую надпись: 1С ХС — Иисус Христос.
Древнейшая икона иконографического типа Одигитрия — Влахернская икона Божией Матери.
Интересна ее история. Сначала эта икона находилась в Антиохии. Влахернская икона Божией Матери, по преданию, была написана евангелистом Лукой. До VII века она находилась в Константинополе, во Влахернской церкви и являлась покровительницей Константинополя и греческих императоров.
В VIII столетии в Константинополе начались гонения на почитателей икон. Влахернскую святыню тайно отнесли в одну тихую обитель и спрятали в церковной стене. Затеплив перед ней лампаду, заложили камнем. Около ста лет пробыла она там. И лишь в IX веке, когда с иконоборчеством было покончено, она была найдена и поставлена на свое место во Влахернском храме.
Когда турки взяли Царьград, икону тайно перевезли на Афон. В 1654 году ее отправили в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон и московское духовенство встречали ее на Лобном месте на Красной площади. Чудотворный образ был помещен в Успенский кремлевский собор.
В 1812 году, после изгнания французов из Москвы, икона была найдена поврежденной. Ее врезали в новую кипарисную доску и украсили богатой серебряной ризой. Интересно, что Влахернская икона — это не живопись,- она написана не красками, а как бы вылеплена из воскомастики. В России с этой иконы было сделано множество слепков.

Путеводительница(Одигитрия).Само название «Путеводительница» указывает нам на основную мысль иконы. Истинный путь только один — путь ко Христу.

Слайд 6Богоматерь Влахернская 15-16 вв

Богоматерь Влахернская 15-16 вв

Слайд 7В иконографический тип «Путеводительница» входит такая известная икона, как Казанская икона

Божией Матери.
Этот образ был обретен Казанью вскоре после взятия Казанского царства Иваном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону, чтобы утвердить в вере только что обращенных в православие жителей. Святыня была обретена чудесным образом в земле.
В 1579 году Казань пострадала от пожара, который истребил часть города, прилегавшую к Кремлю, и огонь, охватив Кремль, превратил половину его в пепел. После пожара один стрелец, дом которого сгорел, приступил к постройке нового жилища на пепелище. Его дочери, девятилетней девочке Матроне, явилась во сне Божия Матерь. Она повелела ей возвестить архиепископу и градоначальнику города, чтобы они извлекли икону из земли. При этом Пресвятая Богородица указала место на пепелище старого дома, где находилась икона. Девочка рассказала о сне своей матери, и та решила, что это обыкновенный детский сон.
Еще дважды Богородица явилась во сне Матроне. В третий раз Матерь Божия явилась в грозном виде. От лица Ее исходило пламя, и Матрона услышала голос: «Если ты не исполнишь слов моих, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Со слезами рассказала девочка матери об этом видении. Тогда мать вместе с дочерью, взяв заступ, пошла на указанное место. Они начали рыть землю там, где у них в доме была печь. К ним присоединились другие люди, но никто ничего не находил. Дали заступ девочке. И как только она начала копать, икона обнаружилась. Она была завернута в рукав ветхой одежды из сукна вишневого цвета и сияла чудесным светом. Вероятно, икона была спрятана еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, гонимых магометанами.
Слух об обретении иконы разнесся по всему городу, к месту чудесной находки стеклось множество людей.После молебна икона была торжественно перенесена в Благовещенский собор, и на пути в храм она явила первое чудо. Слепой по имени Иосиф, прикоснувшись к иконе, исцелился. И с тех пор много раз у Казанской иконы совершалось чудо исцеления слепых.
Царь Иван IV приказал на месте об­ретения иконы построить храм во имя Казанской Божией Матери и устроить женский монастырь. Матрона, приняв монашеское пострижение, стала первой инокиней монастыря, а потом и настоя­ельницей этой обители.
К типу икон Одигитрия, или Путеводительница, также относятся: Тихвинская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Икона Божией Матери «Троеручица».

В иконографический тип «Путеводительница» входит такая известная икона, как Казанская икона Божией Матери.Этот образ был обретен Казанью

Слайд 8Богоматерь Казанская

Богоматерь Казанская

Слайд 9 
Каждая из икон «Одигитрия» написана в честь какого-либо чудесного события, и

поэтому, относясь к одному иконографическому типу, имеют свои особенности. Например, на иконе «Троеручица», не знающих историю иконы может удивлять третья рука Богородицы. Левая рука Девы Марии указывает на младенца, правой Она поддерживает младенца, но в правом рукаве одежды видна еще одна кисть руки.
Икона «Троеручица» связана с историей исцеления отсеченной руки святого XIII ве­ка Иоанна Дамаскина, ревностного защитника православия. Святой Иоанн Дамаскин занимал важную должность при дамасском князе и был оклеветан перед ним греческим императором Львом: будто бы Иоанн писал враждебные письма против Дамаска и его князя. Князь велел отсечь Иоанну руку и подвесить ее на городской площади. Рука была отсечена и вывешена на позор. Вечером страдалец послал к князю друзей передать ему следующие слова: «Усиливается и мучит меня боль, и не могу я утешиться, пока рука моя, повешенная на позор, не будет отдана мне». Князь сжалился и повелел возвратить Иоанну отсеченную кисть руки.
Наступила ночь. Иоанн стал горячо молиться перед иконой Божией Матери с младенцем. На коленях, приложив отсеченную руку к суставу, Иоанн стал просить Матерь Божию об исцелении, чтобы мог он дальше трудиться на ниве Божией. Долго он молился и, усталый, задремал. В полусне явилась ему Пречистая Богородица и сказала: «Твоя рука здорова». Иоанн проснулся. Он не чувствовал никакой боли, и вдруг увидел руку свою исцеленной. И лишь тонкой кровавой нитью проходил шрам как свидетельство и напоминание об этом событии.
В благодарность за чудесное исцеление Иоанн сделал из серебра кисть руки и приложил ее к иконе своей Заступницы, отчего и стал образ называться «Троеручица».

 Каждая из икон «Одигитрия» написана в честь какого-либо чудесного события, и поэтому, относясь к одному иконографическому типу,

Слайд 10Троеручица

Троеручица

Слайд 11На основе иконографического типа «Одигитрия» в Византии в XI веке сложился

другой тип, называемый «Умиление», или «Елеуса».
Елеуса — греческое слово, означающее «милостивая». На таких иконах Божия Матерь умильно склоняется к Сыну, Она просит у Него милости для человечества, и прильнувший к ней Сын словно отвечает Ей и миру благословением.
Рассмотрим внимательно одну из икон, относящихся к типу «Умиление», — Владимирскую икону Божией Матери. Нимбы Божией Матери и младенца соприкасаются, соприкосновенны и их святые лики. Так выражено соединение земного и небесного. В нимбе Богоматери нет креста, он вписан только в нимб младенца-Христа, потому что Христос принял крестную смерть ради спасения рода человеческого.
Темно-красноватый цвет мафория, покрывающий голову и всю фигуру Божией Матери, — символ земного. Три звезды на мафории несут в себе двойное значение: с одной стороны, это символ непорочности Пречистой Девы. С другой - три звезды символизируют Святую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.
Наиболее известная икона типа «Умиление» — Владимирская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. В XII веке она была перенесена из Царьграда в Девичий монастырь в городе Вышгороде, что под Киевом. Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем киевским, он отдал Вышгород в удел своему сыну Андрею. Но князь Андрей не любил Киева. Он родился в Суздале и стремился в Ростово-Суздальские земли. Однажды ночью (это было вес­ной 1155 года) в Вышгородском храме произошло нечто невероятное — икона Божией Матери стала сама двигаться по храму.
В ту же ночь князь с семьёй и небольшой свитой ушёл в Суздальскую землю. Чудеса от иконы начались уже в пути. Много раз спасала икона князя Андрея в военных походах. Перенесённая в выстроенный Успенский собор г.Владимира. Владимирская Богоматерь одна уцелела после случившегося пожара1185 года. В 1395 году святыню перенесли в Москву.
После того, как Тамерлану, рвавшемуся к Москве приснился сон, в котором он увидел Деву в окружении ангелов с мечами, войско хана отступило от города. С тех пор икона Владимирской Божьей матери стала почитаться защитницей России. Теперь она находилась в Успенском соборе Кремля. Православные монархи перед её ликом принимали венчание на царство в кремлёвском Успенском соборе. Перед Владимирской иконой русские люди приносили клятву Отечеству.


На основе иконографического типа «Одигитрия» в Византии в XI веке сложился другой тип, называемый «Умиление», или «Елеуса».Елеуса

Слайд 12Симон Ушаков Богоматерь Умиление Владимирская 1662г.

Симон Ушаков Богоматерь Умиление Владимирская 1662г.

Слайд 13Донская икона Божией Матери принесена донскими казаками, прибывшими в помощь великому

князю Дмитрию Донскому на битву с монголо-татарами. В день Куликовской битвы икону носили среди воинов для их ободрения и помощи против вражеской рати. После победы великий князь Дмитрий Донской перенес ее в Москву, где она находилась сначала в Успенском, а потом в Благовещенском соборе. В 1591 году полчища крымских татар внезапно подступили к Москве. Царь Феодор Иванович не надеялся отразить врагов своими силами. Он приказал с иконой Донской Божией Матери совершить крестный ход и потом целую ночь молился Небесной Заступнице о помощи.
Целые сутки русские войска бились с врагами и одолели их. В честь этого события на том месте, где среди воинов находилась икона Донской Божией Матери, был основан Донской монастырь, и чудотворный образ перенесли туда.
Почаевская икона Божией Матери — названа так в память чудесного явления Богоматери, произошедшего в 1340 го­ду на Почаевской горе, где теперь находится Почаевская Лавра.
У Почаевской горы в пещере жили два монаха. Однажды один из них взошел ночью на самую вершину горы для молитвы и вдруг увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. На месте явления Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск своей стопы, наполненный с тех пор прозрачной водой.
Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом благоверном князе Александре Невском. Икона была передана ему отцом - князем Ярославом Всеволодовичем (в крещении Феодором).
Широкое распространение и почитание иконы по всей России, когда она прославилась своими чудотворениями, связано с событиями начала XVII века — концом Смутного времени.
В 1613 году чудотворной феодо-овской иконой был благословлен на царство Михаил Романов. Этот чудо­ворный образ особо почитался семьей государя Николая II.

Донская икона Божией Матери принесена донскими казаками, прибывшими в помощь великому князю Дмитрию Донскому на битву с

Слайд 14Икона Почаевской Божьей Матери

Икона Почаевской Божьей Матери

Слайд 15Икона Феодоровской Божьей Матери

Икона Феодоровской Божьей Матери

Слайд 16 На иконах иконографичского типа Оранта Богоматерь изображается в полный рост, в

длинной одежде, с воздетыми руками, иногда без младенца. Но чаще Младенец Христос присутствует: Его образ вписан в круг.
В русской иконописи известны поясные изображения Богоматери Оранты, получившие название «Знамение». Знамение по церковно-славянски означает чудо. Изображение Младенца на лоне Богородицы — символ величайшего чуда: Господь пришел к нам на землю, Он родился, как простой младенец, от земной женщины, но Он — Сын Божий. Воздетые руки Богоматери означают призыв к молитве, и даже такая деталь, как поручи на руках Божией Матери, имеет свое значение. Поручи символизируют служение Церкви своему небесному Предстоятелю.
Очень распространена икона типа «Молящаяся» — икона Божией Матери «Знамение» Новгородская. Она представляет собой поясное изображение Пречистой Богоматери с поднятыми к небу руками и с изображением младенца Иисуса на Ее груди. Это название дано ей после чуда, или знамения, бывшего в Новгороде в 1170 году. Новгородцы, защищаясь от врагов, водрузили икону Божией Матери на стену близ того места, где кипела битва. Тысячи стрел летело в стену. Вдруг одна стрела вонзилась в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу. Святитель Иоанн, видевший это, воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица небесная! Ты даешь нам знамение, что молишься перед Сыном своим об избавлении города!» И вдруг в войсках врага началось смятение, и они отступили. С тех пор эту икону стали называть Знамение.
Икона Божией Матери «Нерушимая Стена», созданная из мозаике, находится в алтаре Киево-Софийского собора. Пресвятая Дева изображена в исполинский рост, стоящей на четвероугольном золотом камне с воздетыми руками. Восемь веков эта чудотворная икона оставалась неповрежденною и в самые тяжкие времена была заступницей земли русской.
На иконе Божией Матери «Неувядаемый цвет» Богоматерь на одной руке держит младенца, а в другой — цветок лилии, символ чистоты и непорочности.
Особую известность в наше время приобрела икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Младенец написан стоящим в чаше. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая. Чаша благодати всегда дается тем, кто приступает к ней с искренней верой в Бога. Чудотворный образ «Неупиваемая чаша» находится в Серпухове, в Высоцком монастыре. День и ночь горит перед ним неугасимая лампада. Непрерывен поток людей, приезжающих в монастырь из разных мест, чтобы помолиться о спасении, исправлении и исцелении пьяниц, наркоманов.
Явление чудотворной иконы «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин из Тульской губернии, отставной солдат, много повоевавший за свою жизнь, был одержим страстью к вину. Он пропивал все и дошел до нищенского состояния. Совесть мучила его, мучили болезни. По преданию, чудотворная икона исцелила больного, крестьянин, отслужив молебен, вернулся домой здоровым человеком.

На иконах иконографичского типа Оранта Богоматерь изображается в полный рост, в длинной одежде, с воздетыми руками,

Слайд 17Богоматерь Знамение

Богоматерь Знамение

Слайд 18Богоматерь Оранта Великая Панагия

Богоматерь Оранта Великая Панагия

Слайд 19Богоматерь Оранта Киев (мозаика) Софийский собор

Богоматерь Оранта Киев (мозаика) Софийский собор

Слайд 20Богоматерь Неупиваемая чаша

Богоматерь Неупиваемая чаша

Слайд 21М.Ю.Лермонтов
МОЛИТВА
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким

сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1837
 
 

М.Ю.Лермонтов МОЛИТВАЯ, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть