Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается ибо (Дева), и мир с Нею обновляется».
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери.
В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова. Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны— долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».
Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова.
В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.
В середине августа 1799 года Александр Суворов получил предписание от императора России об отводе союзных войск в Швейцарию для соединения с находившимся там русским корпусом А.Римского-Корсакова. 21 сентября 1799 года войска Суворова выступили в Швейцарский поход. Швейцарский поход – переход выступивших из Северной Италии русских и австрийских войск под командованием фельдмаршала Александра Васильевича Суворова, участвовавших в войне Второй коалиции, через Альпы в направлении Австрии.
Лучами солнечными сентябрьское небо озарилось,
В этот день Пресвятая Дева Мария родилась,
Мир наполнила светом и добром,
Путь тернистый пройдя притом.
С праздником великим всех христиан поздравляем,
Верить в Бога, искренне призываем,
Пусть в жизни вашей будет много счастья,
Пускай исчезнут навсегда ненастья.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами.
Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Это торжественное событие произошло в 326 году. В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.
В румынском монастыре Бистрица Воздвижение Креста Господня - икона - изображает троицу: Константин с Еленой молятся около патриарха. Ватиканская миниатюра одиннадцатого века изображает императора Василия Второго с Крестом с епископами. Кстати, у католиков и православных рядом с епископом всегда изображены диаконы, охраняющие Крест. Московская икона семнадцатого века повествует о праздновании Воздвижения. Перед храмом стоит патриарх Макарий с диаконами и Животворящим Древом. Судя по положению рук, возможно, епископ проводит тропарь Воздвижению Креста Господня. По обе стороны стоят равноапостольные Константин с Еленой. Снизу располагается хор церковных певцов. По бокам расположены апостолы со святыми.
В 1811-ом году Россия отмечала десятую годовщину коронации императора Александра Первого. Именно к этому событию было приурочено освящение нововыстроенного собора в честь Казанской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге.
Он шел безропотно тернистою дорогой,
Он встретил радостно и гибель и позор;
Уста, вещавшие ученье правды строгой,
Не изрекли толпе глумящейся укор.
Он шел безропотно и, на кресте распятый,
Народам завещал и братство и любовь;
За этот грешный мир, порока тьмой объятый,
За ближнего лилась Его святая кровь.
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий образ тот
О назначении великом человека,
И волю спящую на подвиг не зовет?
О нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день. Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа!
А. Плещеев (1858)
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
В день празднования победы над шведами под Калишем по указанию Петра I на фасадах некоторых домов близ Петропавловской крепости вешают уличные фонари, которые впоследствии положат начало уличному освещению Петербурга
Как радовалась Анна
Торжественному дню,
Когда вела ко храму
Кровиночку свою,
Так мы своим всем сердцем
Марию воспоем,
И храму поклониться
Сегодня все пойдем.
Ее благословенье
Пусть всех нас осенит,
И дарит наслажденье,
И веру сохранит!
Этот день всегда прекрасен,
Солнце, ветер или дождь;
Светел мир и духом ясен,
Каждый в храм сегодня вхож!
Богородица святая
В храм вошла таким же днем.
Это время вспоминая,
Дверь отворим в Божий дом.
Самые ранние изображения Рождества Христова встречаются в катакомбах и на саркофагах. В них используются уже сложившиеся в античном искусстве типы изображения роженицы, пастухов, вола и осла, яслей. В катакомбах св. Себастьяна изображаются спеленутый Младенец, вол и осел, а рядом Богоматерь в образе молодой женщины в тунике и со свободно падающими на плечи волосами.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть