Презентация, доклад на тему Иудаизм

Содержание

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью

Слайд 1 И У Д А И З М
План.
Общая характеристика, история
Основные принципы

веры
Культ, традиции, символы

И У Д А И З МПлан.Общая характеристика, историяОсновные принципы верыКульт, традиции, символы

Слайд 2Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего

мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух крупнейших современных мировых религий.
Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже “мозаизм”)— по имени легендарного законодателя евреев.
Основной источник изучения древнееврейской религии—Библия. Других, независимых от нее источников почти нет. Библия — по-гречески означает “книги” (перевод еврейского соферим с тем же значением).

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями

Слайд 3И У Д А И З М
Это исторически первая монотеистическая религия,

т.е. вероучение, принявшее, что Бог — один. Библия указывает имя человека, богатого владельца стад, жившего в городе Ур (в Месопотамии), понявшего, что Бог един. Это был патриарх (праотец) Аврам (позднее названный Авраамом). Внук Авраама Иаков (он же Израиль — «божий воин») считается родоначальником «двенадцати колен» (ветвей) евреев.
Название иудаизм происходит от имени правнука Авраама — Иуды, объединившего народ в самое многочисленное «колено Иудино», ставшее позднее основой одного из двух государств, на которые распалось единое царство (Иудея и Израиль).

И У Д А И З МЭто исторически первая монотеистическая религия, т.е. вероучение, принявшее, что Бог —

Слайд 4История возникновения

Первоначально с Аврамом, а затем со всем еврейским народом, Бог

(Элохим, Саваоф, Иегова, Яхве) заключает завет, согласно которому Авраам должен выполнять Его волю, не нарушать предписаний и «не скрываться», как это сделал в свое время Адам. Несколько позже эта воля была выражена в Десяти заповедях, которые были даны одному из вождей еврейского народа — Моисею на горе Синай.
Со своей стороны Бог обещал Аврааму и народу, который от него произойдет, защиту и покровительство, а также страну Ханаан (Палестину), где течет в реках молоко и мед, а затем — размножение по всему миру.
Наследники Авраама (имя которого теперь с двумя «а» означает «отец народов») в войнах с коренными народами Палестины завоевали эти земли, но ранее претерпели тяжелую жизнь в Египте («египетское пленение»), совершили бегство из Египта («исход») под руководством Моисея (это датируется XIII в. до н.э.).
Во время исхода из Египта и возвращения в «землю обетованную», длившихся по преданию около 40 лет, сформировалось иудейское вероучение.

История возникновенияПервоначально с Аврамом, а затем со всем еврейским народом, Бог (Элохим, Саваоф, Иегова, Яхве) заключает завет,

Слайд 5История возникновения

Традиция утверждает, что около 1700 г. до п. э. потомки

Авраама во время голода покинули Ханаан и переселились в Египет, где прожили; 400 лет. Примерно в 1230 г. до н. э. израильтяне покидают Египет. возглавляемые легендарным Моисеем (Моше) из колена Левина, направляются в Ханаан, Землю обетованную.

После завоевания Ханаана около 1000 г. до н. э. древние иудеи создают Израильское царство, возглавляемое последовательно Саулом, Давидом и Соломоном, центром которого становится Иерусалим (Ерушалим). Именно в эпоху царей, при Соломоне, в 958 г. до н. э. был построен храм Яхве на горе Синай, ставший центром иудаизма.


История возникновенияТрадиция утверждает, что около 1700 г. до п. э. потомки Авраама во время голода покинули Ханаан

Слайд 6Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их образа жизни, хозяйственного

и общественного уклада, а вместе с тем, конечно, и их религии. Евреи постепенно перешли от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства к земледелию. От местного палестинского населения евреи усвоили ряд религиозных праздников, связанных с земледелием: маццот — весенний праздник опресноков, который слился с древней скотоводческой пасхой; шеббуот — пятидесятница, праздник жатвы пшеницы; суккот — праздник кущей, в честь сбора плодов, и др.

Палестинский период

Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их образа жизни, хозяйственного и общественного уклада, а вместе с

Слайд 7История возникновения

В 322 г. до н. э. Александр Македонский завоевывает Ближний

Восток. На два столетия евреи попадают под влияние эллинистических правителей, греческой культуры в целом. Однако еврейский монотеизм оказался в состоянии противостоять ассимиляторской политике греков. Восстание 167 г. до н. э. возглавил Иегуда Маккавей. Он сумел взять под контроль всю территорию проживания евреев, возродил, зачастую насильственно, обряд обрезания, уничтожил алтари греческих богов.
14 декабря 64 г. до н. э. он очистил и заново открыл Иерусалимский храм. Однако в 63 г. до н. э. евреи опять потеряли независимость. Римский полководец Помпей захватил еврейское государство, положив начало римскому господству. Отношения евреев с римлянами с самого начала были враждебными. Восстания иудеев следовали одно за другим. Именно в этот период усилилась и стала массовой вера в скорое пришествие Мессии, который спасет народ, избавит от страданий и восстановит независимость.
История возникновенияВ 322 г. до н. э. Александр Македонский завоевывает Ближний Восток. На два столетия евреи попадают

Слайд 8Период II-VI вв. назван историками талмудическим. Именно в это время происходит

детализация и нормативная ритуализация культа, формируется Талмуд, охватывающий в том числе и все аспекты жизни верующих.


Период VI-ХVIII вв. принято именовать раввинистическим. Именно тогда начинается история теперь уже массовой диаспоры практически по всему миру, возникновения множества местных еврейских общин. Условия жизни евреев в диаспоре оказались неоднозначными. Так, завоевание в 711 г. арабами Испании открыло перед евреями уникальные возможности. К X в. туда перемещается центр мирового иудаизма, получает развитие еврейская цивилизация.

Период II-VI вв. назван историками талмудическим. Именно в это время происходит детализация и нормативная ритуализация культа, формируется

Слайд 9Однако после изгнания арабов положение начинает меняться в худшую сторону. Особенно

тяжелым положение евреев стало в XIII в., когда победившая в Европе западная церковь стала считать иудаизм враждебным христианству учением.
На евреев возложили вину за распятие Христа. Как результат была развернута травля нации. Распускались слухи о ритуальных убийствах христианских младенцев иудеями, их изгоняли из тех или иных стран (1290 г. — из Англии; 1492 г. — из Испании и т. д.), по решению Латеранского собора (1215 г.) евреев обязали носить отличительные знаки. После 1555 г. в Италии и Германии евреев обязали жить в гетто.

Однако после изгнания арабов положение начинает меняться в худшую сторону. Особенно тяжелым положение евреев стало в XIII

Слайд 10Культ Ягве
В древней допалестинской эпохе кроются корни культа национального бога Ягве,

ставшего впоследствии не только, главным, но даже единственным предметом почитания для всех евреев.
Вопрос о происхождении культа бога Ягве, этой центральной фигуры еврейской религии,— самый важный вопрос в изучении иудаизма, но в то же время и наиболее трудный. В науке он до сих пор окончательно не решен. Самое имя Ягве, или Яхве (раньше неправильно читали Иегова; не поддается убедительной расшифровке. Возможно, что оно не еврейское по происхождению.
Для самих евреев Ягве не всегда был общим богом. Он даже не был вначале богом всех израильтян — основного ядра еврейской группы племен. Но тут есть неясность. Обычно считается, что Ягве был богом собственно племени иудеев, а уже потом стал общенациональным богом всех евреев-израильтян.
Культ ЯгвеВ древней допалестинской эпохе кроются корни культа национального бога Ягве, ставшего впоследствии не только, главным, но

Слайд 11Догмат богоизбранности
Эта избранность мифологически обосновывается в Танахе сказанием о заключении завета

(договора) между Авраамом и Яхве и имеет следствием утверждение, что Бог предопределил всем народам мира определенные роли.

Теологи утверждают, что иудеям предстоит сыграть особую роль, роль уникальную в истории человечества.
Святой народ должен привести всех людей мира, каковы бы ни были на данный момент их верования, к признанию господства Яхве и принятию основных ценностей Торы.

Догмат богоизбранностиЭта избранность мифологически обосновывается в Танахе сказанием о заключении завета (договора) между Авраамом и Яхве и

Слайд 12Идея Мошиаха (Мессия)
Мошиах библейского периода выступает как будущий справедливый владыка, которому

предстоит восстановить величие еврейского государства, обеспечить его процветание и который при этом будет «...судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Исх. 11:3)

Позднее Мошиах мыслится уже не просто как устроитель общечеловеческого примирения (Исх. 11:11-16). С его приходом все человечество будет жить в мире и изобилии. Еврейский народ соберется на Святой земле, а весь мир признает владычество Яхве, и Иерусалим станет духовным центром всего человечества.

Идея Мошиаха (Мессия)Мошиах библейского периода выступает как будущий справедливый владыка, которому предстоит восстановить величие еврейского государства, обеспечить

Слайд 13Раввинат
Огромное большинство евреев, особенно еврейская беднота, ремесленники, мелкие торговцы, часть рабочих,

находилось в духовном рабстве у раввинов-талмудистов. Дух Талмуда продолжал господствовать в синагогальных общинах.
В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов.
Чтобы легче было разобраться в обширных талмудических правилах, еще в XVI в. в качестве своего рода справочника-конспекта Талмуда был составлен свод религиозно-обрядовых правил — Шулхан-Арух, призванный служить как бы настольной книгой религиозного еврея. Ни одна другая религия мира не наполнена до такой степени мелочными предписаниями.
РаввинатОгромное большинство евреев, особенно еврейская беднота, ремесленники, мелкие торговцы, часть рабочих, находилось в духовном рабстве у раввинов-талмудистов.

Слайд 14Модернизм. Государство Израиль
В новейшее время — с начала XIX в. -

стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие “просвещенные” защитники религии толкуют иносказательно библейские рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реакционное правительство пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он объявлен государственной религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-талмудические принципы. Смешанные браки, евреев с неевреями, запрещены законом.
Модернизм. Государство ИзраильВ новейшее время — с начала XIX в. - стали делаться и сейчас делаются попытки

Слайд 15Священные книги
Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все

экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея.
Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг.
Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов.
Священные книгиТора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до

Слайд 16Четыре конфессии иудаизма
Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало

от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.
Четыре конфессии иудаизмаГлавная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.Караимство

Слайд 17Основные принципы веры

В иудаизме нет символа

веры, обязательной формулы или набора формул, которые бы определяли принадлежность еврейской общине,
Есть «13 великих основных принципа веры»:
Бог-Творец — причина всего сущего.
Только один Бог, и Он нераздельно один.
Бог бестелесен.
Бог абсолютно вечен, ничто не существовало до Него.
Только Бог достоин поклонения. Нельзя поклоняться ни ангелам, ни звездам, ни чему-либо иному, что ниже Бога.
Существуют пророчества.
Величайшим пророком был, есть и будет Моисей.

8. Тора Божественного происхождения, «Она была передана нам через Моисея, который действовал как писец, записывающий под диктовку».
9. «К Торе, Устной и Письменной, ничего не следует прибавлять и от нее ничего не следует убавлять».
10. «Бог знает все, что делают люди, и никогда не отводит от их своих взоров, как утверждают те, кто говорят. Оставил Господь землю сию».
11.«Бог вознаграждает тех, кто исполняет заповеди Торы, наказывает тех, кто преступает ее наставления. Величайшая награда — будущий мир и жесточайшее наказание — лишение жизни в будущем мире».
12. Мессия — «царь Израиля из дома Давида и от семени Соломона» — непременно придет, но срок его прихода неизвестен.
13. Мертвые воскреснут.

Основные принципы веры     В иудаизме нет символа веры, обязательной формулы или набора формул,

Слайд 18Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
Не делай

себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела свои. А день седьмой - суббота - Господу, Богу твоему. В этот день не делай никакого дела.
Почитай отца твоего и мать твою.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай жены ближнего твоего и всего что у ближнего твоего.
(Второзаконие. 5: 6—22)

Десять заповедей

Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.Не делай себе кумира и никакого изображения, не

Слайд 19Главная особенность иудаизма
Ожидание Мессии (Мошиаха) и непризнание таковым Христа.
«Иудаизм не считает

Иисуса Мессией потому, что он не исполнил библейских пророчеств, ожидавшихся от прихода Мессии. Самое главное пророчество, связанное с приходом Мессии в те дни, было: "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут более учиться воевать" Исайя 2:4. Другими словами, с приходом Мессии в мире должен воцариться мир. Если этого не свершилось, стало быть, Мессия еще не пришел» "
Главная особенность иудаизмаОжидание Мессии (Мошиаха) и непризнание таковым Христа.«Иудаизм не считает Иисуса Мессией потому, что он не

Слайд 20Праздники
ПЕСАХ - иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является

первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.
ПраздникиПЕСАХ - иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования -

Слайд 21Синагога
Пережив многовековую историю войн, разрухи и благоустройства, эпохи судей, пророков, царей,

зарождения христианства, иудаизм создал огромную философию и богатую обрядность.
Центром молитвенных собраний является синагога. Изображения Бога и людей запрещены. Приняты три ежедневных богослужения. В синагогах сидят, а не стоят (женщины отдельно от мужчин).

СинагогаПережив многовековую историю войн, разрухи и благоустройства, эпохи судей, пророков, царей, зарождения христианства, иудаизм создал огромную философию

Слайд 22Ритуалы и обычаи
Главный праздник, как и у христиан, — Пасха (точнее,

пейсах — «исход»), и посвящен он «исходу» евреев из Египта. Он празднуется в апреле (нисан, по лунному календарю). Через 50 дней празднуется Шаббоут («пятидесятница»), посвященный дарованию Богом Торы Моисею.
В праздник Суккот («праздник Кущей») вспоминаются исторические странствия еврейского народа; Пурим («жребий») — весенний жизнерадостный праздник в воспоминание спасения евреев от злодея Аммана
Существует множество ритуалов и обычаев. Ничего нельзя делать в субботу. Над входной дверью дома должен висеть футляр с фрагментом Торы («мезуза»).

Голова мужчин должна быть обычно покрыта. Наиболее ортодоксальные евреи (хасиды) придерживаются традиции отращивать пейсы и бороды. Нельзя есть мясо ряда животных («трефная пища»).


Ритуалы и обычаиГлавный праздник, как и у христиан, — Пасха (точнее, пейсах — «исход»), и посвящен он

Слайд 23Запреты
К древнейшей эпохе относится множество запретов — табу. Одни из них

связаны с половой жизнью и коренятся, видимо, в обычаях общинно-родового строя; другие — с пищей.
Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три.
Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др.
Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”).
В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.
ЗапретыК древнейшей эпохе относится множество запретов — табу. Одни из них связаны с половой жизнью и коренятся,

Слайд 24Реликвии и символы иудаизма
Свитки Торы.
На

протяжении по меньшей мере 3000 лет текст Торы (Ветхого Завета) переписывался вручную, а затем выверялся людьми весьма почетной профессии (сойфертами)— специально подготовленными считчиками Торы. Текст прочитывался с начала до конца и с конца до начала, при этом скрупулезно подсчитывалось количество тех или иных букв. Например, в Книге Бытия 20 780 слов и 78 100 букв. Таким образом удалось сохранить подлинность этого документа Древних веков.
Реликвии и символы иудаизма   Свитки Торы.   На протяжении по меньшей мере 3000 лет

Слайд 25

Кипа.
Мужской головной убор евреев, небольшая шапочка, которую в России называют ермолкой. Это не предмет повседневного ношения. Как правило, представители еврейских диаспор надевают ее во время религиозных праздников, при посещении синагоги и в своем кругу.

Кипа.   Мужской головной убор

Слайд 26Менора
Иудейская «менора», или священный семисвечник. Ее освящение связано с историческим случаем,

когда после осквернения Иерусалимского храма греками (V в. до н. э.), испачкавшими все запасы священного масла, менора с однодневным запасом масла прогорела целых девять дней. Этот случай был признан раввинами чудесным.

«Еврейская энциклопедия» так истолковывает ее облик: «Семисвечная менора служит символом сотворения мира в 7 дней, средняя ветвь олицетворяет субботу... Вместе с тем 7 ветвей должны напоминать землю — 6 сторон мира и небеса». Семь ветвей меноры толкуются так же, как семь дней недели. В настоящее время менора — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба государства Израиль.
МенораИудейская «менора», или священный семисвечник. Ее освящение связано с историческим случаем, когда после осквернения Иерусалимского храма греками

Слайд 27Звезда (щит) Давида

Шестиконечная звезда. У евреев она называется «щит Давида», что

на иврите звучит как Маген-Давид. Эти треугольники символически представляют две стихии: огонь и воду. Во времена Давида под знаком шестиконечной звезды состоялось объединение иудеев с другими народностями Израиля. Вторичное рождение этого символа произошло в Пражской синагоге, где с XVIII века началось движение за воссоединение рассеянной по миру еврейской нации и образование еврейского государства на месте, с которого этот народ был изгнан.



Особенной популярностью она пользовалась в Средние века. Нынче на государственном флаге Израиля на белом фоне синим цветом изображен Маген-Давид.

Звезда (щит) ДавидаШестиконечная звезда. У евреев она называется «щит Давида», что на иврите звучит как Маген-Давид. Эти

Слайд 28Звезда Соломона
Не менее часто, чем звезда Давида, в амулетах и магии

используется и другая звезда — пятиконечная, также называемая пентаграммой, или пентаклем (или же звездой Соломона). Название этого знака происходит от греч. pentagrammon (от «pente» — «пять» и «gramma» — «линия»). Издревле это был самый распространенный магический символ.

Символически пятиконечная звезда представляет человека с вытянутыми руками и ногами. Если голова человека обращена вверх, пентаграмма рассматривается как знак света, счастья и мира; если же звезда перевернута, то она превращается в символ Сатаны и сил зла.

Звезда СоломонаНе менее часто, чем звезда Давида, в амулетах и магии используется и другая звезда — пятиконечная,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть