Слайд 1
Значение каллиграфии для
формирования грамотного письма
учащихся начальных классов
Слайд 2«Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся
за грамотность учащихся.»
С.П.Редозубов
советский педагог, кандидат педагогических наук
Слайд 3Значение каллиграфии для формирования грамотного письма
Уроки чистописания,
уроки письма самые важные на начальном этапе обучения, потому что формируется наш почерк. Многие, обращая внимание на интеллектуальные способности человека, не «смотрят» на его почерк, считая это чем-то необязательным, вторичным. А ведь по почерку можно судить о психологических особенностях его обладателя.
Слайд 4Значение каллиграфии для формирования грамотного письма
Работа
по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости.
Слайд 5Значение каллиграфии для формирования грамотного письма
Основы правописания
закладываются в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.
Слайд 6Значение каллиграфии для формирования грамотного письма
Связь между каллиграфией
и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах.
Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность .
Слайд 7уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
При крупном
почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы.
Слайд 8уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства.
Слайд 9Классификация ошибок письма
М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций
методического подхода.
Слайд 10Классификация ошибок письма
1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина
– неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
Слайд 11Классификация ошибок письма
Каллиграфические ошибки:
Неумение придерживаться строки
Несоблюдение наклона и размеров букв
Устойчиво неправильные
соединения букв (вопреки образцам)
«дрожащее письмо»
Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
Слайд 12Классификация ошибок письма
Графические ошибки:
Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов
произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар.
Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки.
Замена букв
По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.
Например: Жучка ---Шучка.
По причине диалектного произношения:
Например: Взяла --- узяла.
По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)
Слайд 13Причины типичных ошибок письма у младших школьников
Малый опыт чтения и письма;
Недостаточный
навык звукобуквенного анализа слов;
Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
Влияние просторечия и диалектного произношения.
Слайд 14Основная цель работы над каллиграфией
Основная цель работы
над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.
Слайд 16Тренинг-центр коррекции почерка «Каллиграфъ»
http://www.kalligraph.ru/
Слайд 17И.М. Сеченов говорил, что «всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная
с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении». Почерк — это тоже движение, его смело можно назвать письменным поведением человека.
Слайд 19Литература.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших
школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой – С-Пб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, - 2004.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
http://ext.spb.ru/site/1830-2012-11-13-18-03-53.pdf