Слайд 1
ЗЛОСТЬ – ЭТО
ЭМОЦИЯ,
АГРЕССИЯ – ЭТО УЖЕ
ПОВЕДЕНИЕ
Подготовил:
педагог-психолог МБОУ НШЛ №1
Слайд 2Основные факторы, влияющие на появление подростковой агрессивности
период полового созревания;
фактор перехода от
детства к взрослой жизни;
отношения в семье (в основном прошлые периоды отношений);
отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.
Слайд 3 Агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость;
с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить.
Эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.
Слайд 4 Агрессия не бывает без эмоций гнева, злости или ярости.
Проявления злости
и гнева у детей так же разнообразны, как и у взрослых людей, но более отчетливы, менее замаскированы.
Эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.
Слайд 5
Злость дает сигнал организму готовиться к бою.
Злость может быть позитивным
стимулом для ваших действий.
Злость также может быть симптомом чего-то другого, в зависимости от того, насколько часто и насколько интенсивно человек чувствует злость.
Слайд 6 Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление
или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Слайд 7 Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо
психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Слайд 8Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Несколько основных источников агрессивного поведения:
главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают подростка родители и педагоги;
низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае";
чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающее безопасности подростка;
столкновение подростка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности;
агрессия часто возникает без реального повода;
влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию.
Слайд 9Виды агрессии:
Физическая агрессия
(нападение) –
использование
физической силы
против другого лица.
Слайд 10 Косвенная агрессия -действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни,
злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Слайд 11 Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора),
так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Слайд 12Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости,
резкости, грубости.
Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Слайд 13 Истоки агрессивности лежат в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка,
его принуждения, в том числе наказанием, страхом ), в меньшей мере со сверстниками, учителями.
ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ:
Если ребенка часто критиковать - он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрировать враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учиться быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учиться быть терпеливым.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учиться верить.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Слайд 14Скорая помощь при агрессивных проявлениях:
полное игнорирование реакций ребенка;
контролируйте собственные негативные эмоции;
избегайте
применения силы в ответ на агрессивное поведение детей;
выражение поддержки ребенку: "конечно, я понимаю, что тебе обидно...";
акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка;
сказать ребенку о его поведении: "ты ведешь себя агрессивно!";
переключение внимания на другую деятельность.
Слайд 15 Если агрессивное поведение подростка вовремя не корректируется, такие дети, проявляющие агрессию,
становятся изгоями, им труднее найти друзей, поддержку со стороны окружающих, они чаще становятся участниками инцидентов, и впоследствии имеют проблемы с законом.
Слайд 16Несколько психолого-педагогических заповедей при работе с агрессивными подростками:
Негативная оценка должна всегда
касаться конкретного проступка, а не личности в целом. Плохим может быть то, что совершил ребёнок, а не он сам.
Никогда не стоит унижать ребёнка - физически или словами: ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, такое поведение взрослых не вызовет.
Подростку должно быть ясно, за что именно его наказывают. Иначе наказание воспринимается просто как необъяснимый эмоциональный всплеск или выражение отрицательного к нему отношения.
Слайд 17Наказание должно следовать сразу за проступком. Конечно, подросток уже в состоянии
осознать отсрочку наказания, но сообщено об этом должно быть сразу после неприятных событий, заслуживающих наказания.
Важно, чтобы все, кто его окружает, выражали единство в оценке тех или иных действий подростка. Несогласованные действия взрослых (один наказал, другой отменил) зачастую являются манипуляцией по отношению к подростку и не позволяют ребёнку самому выстраивать четкую картину мира – он так и остаётся с непониманием того, что хорошо, а что плохо.
Наказывая подростка за проступки, не забывайте хвалить его за успехи. Для гармоничного и здорового развития подростку необходимо своевременное получение информации, особенно от близких и значимых людей, о том, что замечены его достоинства, победы и результаты.
Слайд 18Искоренить подростковую агрессию можно, если взрослые будут придерживаться следующих правил:
Относиться к
подросткам с уважением, не проявлять грубость по отношению к ним, стараться разговаривать с ними на равных.
Учить ребенка выражать негативные чувства словами, а не кулаками.
Ограничивать время у телевизора и исключать из эмоционального рациона ребенка фильмы и передачи, прославляющие насилие и убийство.
Прививать любовь к чтению, на литературных примерах воспитывать сочувствие к слабым, желание помочь.
Слайд 19Учить подростков не заражаться энергией стаи, а выбирать приятелей, с которыми
у них есть не только общие интересы, но и взаимное уважение и понимание.
Проводить с подростком время на природе, играть в подвижные игры, вовлекать в занятия спортом, в кружки и факультативы (учитывая предпочтения ребенка).
Когда подросток занят полезным и интересным делом, его уже не потянет на "кулачные бои".
Говорить с подростками о цикле жизни, помогать им с ранних лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная житейская мудрость.
Основная задача педагогов - научить его разрешать конфликты позитивно.
Слайд 20 Здоровая агрессия подростков помогает им научиться быть инициативными, отстаивать себя. Подростковая
ситуативная агрессия необходима для тренировки эмоционально-волевой сферы упражнениями, которые подготавливают подростка к тому, что во взрослой жизни ему не раз придется отстаивать право быть собой. Но научиться делать это без ошибок не менее трудно, чем научиться