Слайд 1Взаимодействие в работе логопеда и учителя.
Проблема дисграфии.
не виноват,
я стараюсь…»
Задача логопеда: устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательный процесс.
Слайд 3Дисграфия ?
Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798
году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту. По отношению же к детям врачи используют термин «дисграфия».
Слайд 4Нарушение процесса письма - Дисграфия.
Частичное нарушение процесса письма, при котором
наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв.
Нарушение процесса чтения - Дислексия.
Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы?
Слайд 5По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается
у
5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет.
необходимо постоянно помнить, что он больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении.
Слайд 7При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может
уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.
Слайд 8 Формы дисграфии
Артикуляторная
Моторная
Аграмматическая
Аккустическая
Оптико-пространственная
Слайд 9 Предпосылки нарушения письма
и чтения
1. Если ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.)
6. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. При нарушенном фонематическом восприятии
Слайд 10Чем может помочь учитель?
Правила:
режим благоприятствования;
отказ от проверок ребенка на
скорость чтения. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению);
подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее;
не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Слайд 11Чего делать нельзя!
Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть
совершенно другим.
Устная работа : упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.
Слайд 12Единые требования к ребенку
учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала
для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
учет возрастных особенностей детей;
предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
Слайд 13Профилактика дисграфии
1. « Найди букву.»
Через 2–2,5 месяца таких упражнений
(но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Слайд 14
2. «Короткие диктанты карандашом».
Ошибки не исправляйте в тексте, а только
пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку.
Слайд 15
3. «Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание
текста.»
Слайд 164. Автоматизации поставленных звуков,
« самоконтроль ребенка»
Слайд 175. Упражнения по развитию фонематического восприятия.
Слайд 18Игры со звуками
Игра «Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому
слову добавить звук К:
Вол – вол(К),
рыба - …,
моря - …,
завтра - …,
пар - …
Вставьте в слово Л после первого звука:
Кок – к(Л)ок, сон - …, куб - …,
пот - …, бок - …, Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …
Слайд 197. Игра «Отними звук»
Какое слово получится, если убрать первый звук:
Косы –
осы, крот - …, смех - …, шмель - …,
зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …,
8. Игра «Кто больше?»
Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть звук С.
В начале слова – сахар, слон, сумка;
в середине – миска, мост, маска;
в конце слова – овес, автобус, насос.
Слайд 209. Игра «Придумай словечко»
Учитель пишет на листе (доске) слог. Ребенку надо
придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)
10. Игра«Строители»
Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.
Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а» ? БАРАНКА.
Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова.
Слайд 21КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ
Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один
пень – два пня – пять пней.
один олень - … - …: один щенок - … - …:
одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:
одна доска - … - …: один львенок - … - ….
Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.
олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …
аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:
алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …
Слайд 22КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ
Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.
Кругый стол,
моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня
Упражнение 6.Составьте предложения из слов.
Бежал, широкой, по, улице.
Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.
В, с, театр, дети, учителем, поехали.
Старой, под, грелась, рысь, сосной.
Слайд 23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
Задание 1. Прочитай в таблице сначала все
слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.
КА ми та ЗЯ СУ ву ДО
фи РЫ па ШО ЛА су ты
бо де ри ЖУ дэ ха ку
не КИ ку ПИ ма ча вы
ДО де не ГО ЛО пи су
ШИ МО му ТЕ ки ра ЦЕ
зи ПЕ фы ЦУ се ха бо
Слайд 24 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
Задание 2. Не считая буквы в словах,
определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.
КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП
ЛЕТО КИТ КНИГА
Задание 3.Подсчитай, возьми, сложи
Выполнение: назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку); запиши ее, прочитай полученное слово.
(ОЛЕНЬ)
Слайд 25
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится:
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…».
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя начальных классов.