Слайд 1Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Педагогический совет
24 марта 2014 г
Выступление социального педагога
Беляевой Ирины Анатольевны
Слайд 2Семья – это…
Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно
складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития; происходит становление его индивидуальности.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.
Индивидуальность отмечается только у личности.
Развитая индивидуальность - это яркие позитивные особенности человека, выделяющие его как личность из массы всех остальных.
Слайд 3Становление индивидуальности ребенка в семье.
Слайд 4Типы семей
Благополучная - это семья, в которой все члены семьи связанны
между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие
Неблагополучная – это семья, в которой отсутствует благо для ребенка, в которой нет любви к ребенку, заботы о нем; удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов не соблюдаются
Слайд 5К неблагополучным семьям относятся
Конфликтная семья – это семья, в которой
отношение супругов носят конфликтный характер, причем один конфликт наслаивается на другой. Это сопровождается грубостью, скандалами; чувства любви, уважения разрушаются; дети растут раздражительными, неуравновешенными, часто злыми, не умеющими ладить с людьми.
Слайд 6 В аморальной семье супруги конфликтуют не только друг с другом,
но и с нормами поведения в целом, с общепринятым образом жизни. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, нуждаются в симпатии и поддержке окружающих, но завоевывать их они не умеют. Чаще всего такие дети, став взрослыми, пополняют ряды правонарушителей.
Педагогически несостоятельная семья характеризуется тем, что родители сознательно настраивают детей против учителей, школы. Сами же они некомпетентны в вопросах воспитания детей, причем не стремятся изменить что-то в лучшую сторону. Дети из таких семей чаще всего невосприимчивы к педагогическим воздействиям учителей, находятся на низком уровне обучаемости и воспитуемости.
Слайд 7Члены асоциальной семьи имеют отрицательную направленность к ценностям, идеям, интересам общества.
Они вовлекают несовершеннолетних в проституцию, азартные игры, наркоманию; подают отрицательный пример пьянством, ссорами, скандалами, невыполнением родительских обязанностей; грубо, жестоко обращаются с детьми.
По статистическим данным, ежегодно в такой ситуации оказываются около 2 млн. мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет.
Для 10% из них семейное насилие заканчивается смертельным исходом.
2 тыс. кончают жизнь самоубийством.
Слайд 8Стили семейного воспитания по Миниярову В.М. и соответствующие им семь социально-психологических
типа личности ребенка
Сочувствующий стиль – Интровертированный тип ребенка
Попустительский стиль –Конформный тип ребенка
Состязательный стиль – доминирующий тип ребенка
Рассудительный стиль – сензитивный тип ребенка
Предупредительный стиль – Инфантильный тип ребенка
Контролирующий стиль – тревожный тип ребенка
Гармоничный стиль – гармоничный тип ребенка
Слайд 9Успешное становление личности ребёнка в семье достигается, если родители:
1. Последовательно удовлетворяют
базисные потребности ребёнка. По Маслоу, это:
физиологические потребности – в пище, отправлении естественных надобностей, тепле, движениях, жилище, отдыхе;
экзистенциальные – в безопасности своего существования, в определённых постоянстве, порядке, регулярности окружающего социума;
социальные – в привязанности, в общении, в заботе о другом и во внимании к себе;
престижные – в уважении и признании со стороны значимых для ребёнка лиц, в позитивной самооценке;
духовные – в совместной деятельности, в творческом самовыражении;
Слайд 102. Помогают ребёнку сохранять душевное равновесие, бодрость духа,
ритм активной жизни, оберегают от стресса.
3. Внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребёнок хочет поделиться с ними.
4. Находят в себе силы уважать ребёнка и его достоинство, несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий в отношении ребёнка, всегда способны найти в нём то, за что стоит похвалить.
5. Признают право ребёнка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действия.
6. Помогают ему стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.
Слайд 11Формы взаимодействия педагога с родителями
Беседа, целью которой является установление контакта между
учителем и родителями;
Телефонный звонок - для получения информации от родителей, оповещение родителей.
Опросники, анкеты - используются для изучения различных сторон воспитательных воздействий родителей, отношения к ребенку;
Посещение занятий родителями - знакомство родителей с особенностями класса, отдельного ученика, учителя;
Родительские собрания – цель которых, повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни класса;
Слайд 12
Досуговые мероприятия - формируют эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, культуру
досуга и инициативу родителей
Слайд 19Совместное творчество - сплочение родительского коллектива в организации совместной деятельности
Индивидуальное консультирование,
цель которого – помощь в решении проблем ребенка и родителя
Посещение детей на дому – для контроля, поддержки, получения информации
Благодарственные письма –для поощрения и стимуляции родительской инициативы
Разработка памяток для родителей – советы педагогов и психологов родителям
Слайд 20Памятки родителям.
10 заповедей родительства.
Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким
вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому, тот- третьему: это -необходимый закон благодарности.
Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его тяжела не меньше, чем вам ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет опыта.
Не унижайте!
Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним , радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с вами.
Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
Слайд 21Памятки родителям
Правила взаимопонимания.
Ставьте интересы других людей выше собственных.
Будьте преданы своей семье,
не предавайте ее.
Будьте верны и надежны.
Уважая других, уважайте себя.
Терпимо относитесь к другим точкам зрения.
Воспринимайте людей как равных себе.
Учитесь сопереживать другим, ставя себя на их место.
Умейте прощать и не будьте обидчивы.
Живите в согласии с самим собой и другими людьми.
Проявляйте чуткость.
Будьте уверенны в себе.
Будьте свободны от лжи и обмана.
Умейте контролировать свои желания и поступки.
Упорно идите к цели, невзирая на препятствия.
Стремитесь делать все как можно лучше.
Слайд 22Тест родительско- детских отношений.
(авторы А.Я. Варга, В.В. Столин)
Я всегда сочувствую своему
ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше отгораживать ребенка от реальных жизненных проблем, если они травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немного незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает в себя все плохое, как губка.
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.