Слайд 1
Выявление и работа с детьми из социально-опасных семей. Постановка на учёт.
Социальный
педагог
МБОУ Большелогской СОШ Тютюниченко Ирина Ринатовна
Слайд 2
Жизнь любого человека начинается с семьи.
.
Слайд 3
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё
определение данному понятию.
С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
Слайд 4
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» )
Слайд 5
Основными критериями при определении семей этой категории являются
неисполнение родителями своих обязанностей
по обеспечению детей;
отсутствие условий для воспитания детей;
вовлечение детей в противоправные действия;
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей;
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Слайд 6
Типы семей, находящихся в социально опасном положении:
Типы семей СОП
Конфликтная
Аморальная
Педагогически-несостоятельная
Асоциальная
Слайд 7
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так
как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи «группы риска».
Слайд 8
Семьи «группы риска» – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся
обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.
Слайд 9
К семьям «группы риска» относятся:
- малообеспеченные;
- неполные семьи;
-
многодетные;
- матери-одиночки;
- семьи, имеющие детей инвалидов;
- родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; алкоголизмом, наркоманией;
- семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Слайд 10
Признаки социального неблагополучия у обучающегося:
Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Склонность к
обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
Неумеренный аппетит
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
Привлечение внимания любым способом
Чрезмерная потребность в ласке
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности в обучении
Слайд 11
Признаки Физического насилия в семье:
Боязливость ребенка
Сосание пальца, раскачивание
Боязнь
идти домой
Жестокое обращение с животными
Стремлении скрыть причину травм
Слайд 12
Этапы работы МБОУ Большелогской СОШ с семьей, находящейся
в социально -
опасном положении (СОП).
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
2 этап. Совместная работа социального педагога, классного руководителя и психолога по работе с семьёй СОП.
3 этап. Школьный Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
4 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ Большелогской СОШ и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
5 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.
Слайд 13
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка
данных.
«Сигнал» от классного руководителя -
1 шаг – выезд в семью для обследования жилищно-бытовых условий семьи.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная:
сбор информации по семье;
беседы с родителями, законными представителями;
рекомендации и консультации;
постоянные посещения семьи;
анкетирование детей из СОП ;
диагностика детей из СОП,
учет и контроль СОП.
Слайд 14
Социальный педагог формирует:
Личное дело семьи СОП,
Карту учета семьи СОП,
Программа реабилитации семьи
СОП,
План индивидуальной работы с семьёй СОП,
Координационный план работы с семьёй СОП,
Дневник бесед и наблюдений за детьми из СОП
Слайд 15
2 этап. Совместная работа социального педагога, классного руководителя и психолога в
работе с семьёй СОП:
обеспечивают связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливают контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
изучают причины неблагополучия семьи, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций;
изучают личностных особенностей семей;
помощь в трудоустройстве родителей через Центр занятости населения АР РО;
консультируют родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей ;
изучают индивидуальные особенности обучающихся из СОП и их динамику;
контролируют посещаемость учебных занятий и успеваемость детей из СОП;
анализируют условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся из СОП и определяют меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
Слайд 16
3 этап. Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на
семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
Слайд 17
4 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ Большелогской
СОШ и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ Большелогской СОШ»
Слайд 18
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с детьми
и родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
координировать учебную помощь родителей их детям;
выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Слайд 19
В работе с детьми из семей, находящихся в СОП можно выделить
основные направления работы:
проведение консультаций, бесед с детьми;
оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
оказание помощи ребенку в умении планировать свое свободное время;
Вовлечение детей в систему дополнительного образования (кружки, секции, студии и.т.д.);
при хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПК для определения уровня его развития, программы обучения и типа образовательного обучения;
отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
организация свободного времени во время каникул, летнего отдыха;
помощь в организации трудовой занятости подростков из семей СОП(с 14 лет).
Слайд 23
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
улучшение положения и
качества жизни ребенка;
устранение причин неблагополучия;
расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
родители проявляют заботу о детях;
дети посещают общеобразовательное учреждение;
уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Слайд 24
5 этап. Представление документов на семью для постановки на Районный учет
-
- Передача документов в Администрацию Большелогского Сельского поселения,
-передача документов в КДН для постановки семьи в Единый Банк Социально-опасных семей,
- передача документов в отдел опеки и попечительства УО ААР,
Совместная работа со специалистами этих служб.
Слайд 25
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении
или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ Большелогской СОШ отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.
А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Слайд 31Успешное взаимодействие заключается в единстве и сплоченности всех специалистов