Слайд 1
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Слайд 2АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Переход к новому образу жизни,
к
новым условиям деятельности,
к новому положению в обществе,
к новым взаимоотношениям со
взрослыми, со сверстниками, учителями.
Слайд 3ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОПРИЯТНОЙ
АДАПТАЦИИ
Сохранение физического, психического и социального здоровья детей
Установление
контакта с учащимися, с учителем,
Формирование адекватного поведения
Овладение навыками учебной деятельности
Слайд 4 Условия
адаптационного периода первоклассников
Организация режима школьной жизни
первоклассников.
Создание предметно-пространственной среды.
Организация оздоровительно-профилактической работы.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
Организация внеучебной жизни первоклассников.
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Слайд 5ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПЕРВОКЛАССНИКА
чередование учебной деятельности и игровой
пятидневный режим обучения
«ступенчатый режим обучения»
облегчённый
день в середине учебной недели
ежедневные динамические паузы
Слайд 6 НАШИ ПЕРВОКЛАССНИКИ
Школа должна быть готова учить и развивать
любых детей, принимать такими какие они есть и помогать их личностному росту
Слайд 7
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ПЕРВОКЛАССНИКАМ
Для успешной адаптации первоклассников необходима помощь психолога.
Слайд 8ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 9 ИГРА -
СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 10 НАВЫКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ПАРНОЙ, КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ
Слайд 11АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПЯТИКЛАССНИКОВ
переходим
Слайд 12 Негативные проявления у детей в начале 5-го класса:
Снижение
интереса к учебе
Снижение успеваемости
Напряженные отношения между детьми
Повышенная тревожность
Непредсказуемые реакции
Отстранение от взрослых
Слайд 13Факторы, делающие процесс адаптации пятиклассников таким непростым:
смена учителя
появляется множество
разных учителей
появление новых предметов
новые требования
отсутствие постоянного кабинета
смена позиции
Слайд 14ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ
ПО МНЕНИЮ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Увеличение объёма домашнего задания
Разные требования учителей -
предметников
Слайд 15ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ
Основная причина трудностей в адаптации – нестыковка программ начальной
и средней школы, из-за различия целей, которые они перед собой ставят
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
Адаптировать ребёнка к новому образу жизни,
где в качестве ведущей выступает учебная деятельность
Сформировать у него начальные школьные навыки- научить читать, писать, считать
Слайд 17ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ:
Ввести подростка в систему наук, ознакомить его
с основами научных знаний.
Слайд 18Письмо Министерства образования и науки РФ
«Об обеспечении успешной адаптации ребенка
при переходе со ступени начального общего образования
на основную»
Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период (5-6 классы)
Слайд 19Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период
(5-6 классы)
Прежде всего, коллектив
учителей, который будет работать в 5 классе, должен ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Слайд 20Единая «команда» педагогов начальной и основной школы
Под «командой» педагогов понимается объединение
людей на основе общих ценностей, смыслов и поставленных задач, которое характеризуется взаимопониманием, способностью к согласованию своих позиций.
Слайд 21Принципы работы «команды»
Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с пятым-шестым классом
(или группой классов, или целой параллелью).
Учителя 5-6 классов должны быть наиболее опытными, квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам
На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы.
В школе должна существовать творческая группа учителей (межпредметное методобъединение)
Слайд 22Организационные формы работы «команды»
Специальные курсы и семинары повышения квалификации, на которых обучается вся
группа педагогов, работающих в пятом классе;
Проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме преемственности обучения;
Организация разновозрастного сотрудничества детей 1-6-х классов с активным участием педагогов как начальной, так основной школ;
Система открытых уроков, на которых отслеживается самими педагогами динамика изменений методов (способов), форм и содержания образовательного процесса от 1 к 6 классу;
Использование информационных ресурсов и технологий для организации разных форм взаимодействия взрослых и детей между собой для решения личностно значимых задач младших подростков.
Слайд 23
Тяжёлая адаптация возникает тогда, когда весь комплекс учебных и внеучебных
нагрузок превышает возможности ребёнка. И поэтому мы, взрослые, должны создать все необходимые благоприятные условия для успешной адаптации ребёнка к новым условиям. И самое важное, что сегодня мы можем сделать, это составить план совместной работы учителей начального и среднего звена.
Слайд 24ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА:
Посещение уроков ;
Подготовка и проведение диагностических
мероприятий;
Выявление группы риска;
Посещение родительских собраний;
Собеседование с классными руководителями;
Подготовка материалов к педагогическим консилиумам
Коррекционно-развивающая работа по выявленным проблемам
Тренинговые занятия по адаптации
Слайд 25Рекомендации классным руководителям 5-х классов:
На первом родительском собрании представьте новых учителей,
способствуйте установлению контакта родителей с ними.
Поддерживайте контакт с родителями учащихся
Помогите новым ученикам запомнить фамилии и имена одноклассников и учителей предметников
Контактируйте с учителем начальной школы
Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем учащегося
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья .
Слайд 26Рекомендации
учителям–предметникам:
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе терминологии, подборе
методических приемов
Дозируйте объем домашних заданий с учетом уровня подготовки учащихся
Налаживайте эмоциональный контакт с классом
Старайтесь выработать и следовать единым требованиям с коллегами
Поддерживайте контакт с родителями учащихся
Используйте оценку достижений как ориентацию на успех, а не как средство наказания
Замечайте положительную динамику в развитии каждого учащегося, сравнивая детей друг с другом
Выставляйте отметки с учетом личностных особенностей и достижений каждого учащегося
Применяйте методику работы в группах, парах
Наряду с отметкой чаще используйте оценочные суждения, систему поощрений
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавая о проблемах ребенка
Старайтесь учитывать в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент, особенности восприятия, внимания, памяти, темп деятельности и т. д.
Слайд 27Программа перехода учащихся из начальной школы в основную