Слайд 1Доклад
Тема: 1 . «Внеклассная работа по предмету, как средство развития личности».
Августовская конференция
Секция заместителей директоров по УР
август 2015 год
2. Школа после уроков: Организация занятости школьников во внеурочное время
Методические рекомендации. Астана 2015
Подготовил: Рябокон И.В
Слайд 2«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно
быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».
Из Конвенции о правах ребёнка
Концепция модернизации казахстанского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует внеурочная работа (факультативы, предметные кружки)
Слайд 3В Плане нации «100 конкретных шагов», который выдвинул Глава государства для
реализации пяти институциональных реформ, обозначены консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел». Это, прежде всего патриотизм, верность идеалам добра и дружбы, трудолюбие, честность, образованность
Казахстанский опыт организации занятости школьников показывает, что особое внимание в своей воспитательной работе школы уделяют внеурочной деятельности.
Внеурочная работа – это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающие формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции. От урока к внеучебной деятельности:
Слайд 4Урок
Потребность в самореализаци
Внеурочная деятельность
Слайд 5Художественно-эстетическое дополнительное образование: через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта
человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии родного края, охране природы, является основной частью непрерывного экологического образования.
Приоритетным направлением системе дополнительного образования учеников по праву является :
1. Развитие детского и юношеского туризма и краеведения.
2. В Республике Казахстан также развиваются учреждения по организации научно-технического творчества учащихся.
3.Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе образования школьников ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.
Слайд 6Особенности организации занятости школьников во внеурочное время в организациях образования
К внеклассной
работе предъявляются следующие требования:
– внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
–необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
–предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;
–содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;
–должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
–необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.
Слайд 7Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких
методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, и в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между: – всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; – основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным и др.
Слайд 83. Принцип вариативности. В организации образования культивируется широкий спектр видов (направлений),
форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих. Проектирование, планирование, организация внеурочной деятельности школьников предполагает решение комплекса педагогических, организационно-методических и управленческих задач.
Слайд 9Педагогические задачи организации внеурочной деятельности:
Создать условия для занятости школьников во
внеурочное время.
2. Обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности, учитывая интересы, возрастные, индивидуальные особенности учащихся.
3. Содействовать успешности, творческой самореализации учащихся, самовыражению, личностной самопрезентации реальных и потенциальных возможностей.
4. Способствовать формированию личностной, метапредметной и предметной компетенции учащегося.
5. Организовать социальные практики школьников с целью расширения кругозора, ознакомления с окружающим миром, активной социализации.
6. Обеспечить профилактику рисков возникновении вредных привычек, девиантных форм поведения, посредством включения школьников в личностно-значимую и социально-полезную деятельность
Слайд 10Организационно-методические задачи организации внеурочной деятельности:
Разработать программно-методические материалы по организации внеурочной
деятельности в условиях школы.
Создать банк программ метапредметных курсов, кружков, секций, студий, обеспечивающих все направления внеурочной деятельности.
Создать «портфолио» методического объединения учителей по организации внеурочной деятельности школьников.
Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Систему школьного воспитания делится на три этапа:
раскрытие личности (1 – 4 классы);
развитие личности (5 – 8 классы);
становление и самоактуализация личности ( 9 – 11 классы).
Слайд 11Управленческие задачи организации внеурочной деятельности:
Утвердить функциональные обязанности педагогов, обеспечивающих организацию
внеурочной деятельности школьников.
Утвердить план-график проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности со школьниками.
Определить пути стимулирования педагогов, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности школьников. Организация внеурочной деятельности школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться:
– в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учащихся и т.п.;
– с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово;
– в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.;
– в различных формах социального творчества и социальных практик младших школьников трудовой, патриотической, экологической и др. направленности .
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных школ, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.
Слайд 12Методические рекомендации по организации занятости школьников во внеурочное время в организациях
образования
По организации занятости школьников во внеурочное время в организациях образования могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:
– комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов к результатам следующего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
– тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Слайд 13– образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня. Такие программы
могут иметь возрастную привязку, например: для 1 класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3 классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса – образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
– образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
– возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); – индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Слайд 14Организации образования должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного
направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Слайд 16Значение внеклассной работы
по предмету
образовательное
воспитательное
Слайд 20Формы внеклассной работы:
олимпиады,
интеллектуальные марафоны,
литературные гостиные,
конкурсы и праздники,
различные
тематические вечера и конференции,
работа предметных (научных) клубов,
проведение предметных недель,
фестивали и диспуты,
ярмарки знаний,
выставки.
Слайд 21Задачи внеклассных
мероприятий по предметам:
преодоление предметной обособленности знаний;
соединение теоретической и
практической стороны программного материала;
поддержка и развитие интереса
к школьным дисциплинам;
комплексное изучение предметов;
формирование умения жить, учиться, работать в коллективе.