Слайд 1Психологическая помощь детям
с девиантным поведением
Психолог: Садырова К.К.
6.04.2015г. (Выступл. на педсовете)
Слайд 3
"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения,
чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо"
А.С. Макаренко
Слайд 4Девиантное поведение
– поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь
то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.
Слайд 5
Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие
размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел.
В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.
Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.
Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.
Слайд 6Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы,
можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель:
-является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
-делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
-организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:
-изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
-организует профилактическую и коррекционную работу в школе;
-поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
-взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.
Психолог:
-изучает личность учащегося и коллектива класса;
-анализирует адаптацию ребенка в среде;
-выявляет дезадаптированных учащихся;
-изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
-подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
-выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;
-осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьная медсестра:
-исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
-организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
-разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
-взаимодействует с лечебными учреждениями.
Слайд 7Формы отклоняющегося поведения:
Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее
социальному порядку и благополучию окружающих:
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство и кражи
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
Слайд 82. Асоциальное поведение –
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе,
угрожающее благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство.
Настенные надписи и рисунки непристойного характера
Ненормативная лексика
Слайд 93. Аутодеструктивное поведение-
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее
целостности и развитию личности:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Слайд 10
Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознаниии
Слайд 11Высокий уровень стресса
Жестокое отношение
родителей к детям
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Асоциальные, психически
больные родители
Отсутствие родителей
Нестабильная семья
Очень большая семья
Семейные конфликты
Неадекватное воспитание
и низкий контакт
родителей с детьми
Низкий уровень
нравственности
семьи
Необразованные
родители
Семья
Причины отклонений
Слайд 12Диагностика. Алгоритм действий:
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение
матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных и выявление отклонений.
Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Работа с детьми всех участников образовательного процесса
Работа с детьми, родителями, педагогами
Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Слайд 13Тест
«несуществующее животное»
ярко выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 14Тест
«несуществующее животное»
средне выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 15
Тест
«несуществующее животное»
слабо выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 16Тест
«несуществующее животное»
низко выраженный уровень проявления агрессивности
Слайд 17Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Проявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Прощение
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение в интересную деятельность
Моральная
поддержка
Слайд 18Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в обучении:
Оказание учителями-предметниками индивидуальной
методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
Слайд 19Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в поведении
1.Индивидуальная работа классного руководителя
с родителями и ребенком;
2.Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения
3.Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
5.Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений
Слайд 20ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ВОСПИТАНИЯ
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
Слайд 21
Ко мне, школьному психологу обратился классный руководитель.
Запрос классного руководителя: «Девочка
не желает учиться, что делать».
Жалобы классного руководителя: на уроках занимается посторонними делами, разгуливает по классу. Основное время учебного процесса может бегать по классу, ползать под столами, залезать в коробки. Поведение часто неадекватное: кричит без видимых причин. Программный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.
Наблюдение и беседа психолога с девочкой : Девочке 7 лет, ученица 1 класса. Мама родила дочь в позднем возрасте. Дочь воспитывает без отца. Девочка посещала детский сад. Состоит на «Д» учете у невропатолога. Вспыльчива, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу. По словам девочки, его трудности в учебе связаны с тем, что, дети не принимают ее, учитель не понимает ее. В контакт со взрослыми и детьми не вступает, с одноклассниками не дружелюбна. Иногда у девочки случаются конфликты, связанные с учебной деятельностью. Она становиться капризной и отказывается выполнять задание. Это связано с тем, что она не может проявлять длительное волевое усилие. Адаптация ребенка к школе является для него сложным испытанием. Девочка сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сама. К ним относятся нежелание посещать школу, страх перед школой, учителем, нарушение взаимоотношений со сверстниками и другие.
Наблюдение на уроке: На уроках девочка неусидчива, капризничает, ссылаясь на усталость в руке, даже в самом начале урока. Дисциплинированность девочки зависит от того, каким по счету стоит урок. На первых двух уроках девочка спокойна, пытается сосредоточиться на выполнении заданий. К концу учебного дня становится невнимательной, рассеянной, зевает во весь голос. Порой залезает под партой и сидит плачит во весь голос.
Слайд 22
Психологическая помощь была направлена на терапию негативных состояний. Применялись методы: беседа,
наблюдение,проективные методики, арттерапии, аутогенной тренировки позитивной психотерапии, нервно-мышечной релаксации. Девочка посещала коррекционные занятия. Дополнительно проводились коррекционно-развивающие упражнения на улучшение внимания и письма. Была проведена расстановка на девочку с Марианной Франке-Грикш. Маме и девочке были даны рекомендации.
Результаты: В скором времени положительные результаты заметили мама и учитель. Девочку мама перевела в другой класс. Девочка стала успешно учиться со второго класса. Учитель в который была переведена девочка нашла подход к ученице, класс принял ее. Ушли головные боли, раздражительность; настроение стало позитивным, с редкими колебаниями; появилась уверенность в своих силах.
Слайд 23
Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
-прежде всего необходим индивидуальный
подход к каждому ученику;
-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
-быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью