Слайд 1Классное самоуправление
(из опыта работы классного руководителя)
Классные руководители 8 «Б» и 8
«Г» классов
Мальцева Оксана Андреевна
Герлак Ольга Ингмаровна
Слайд 2Класс – он тот же муравейник!
Каждый должен быть при деле:
Строить взаимоотношения,
Понимая
их значение,
И, конечно же, общенье,
Получая одобренье,
Ну а главное –
Уменье показать себя в красе!
Слайд 3Становление и жизнь
ученического самоуправления в классе – процесс,
с одной
стороны, управляемый классным руководителем, с другой – естественный, саморазвивающийся. Чем серьезнее будет подготовительная работа, проведенная классным руководителем, тем успешнее произойдет переход ученического самоуправления класса
в состояние саморазвития.
Слайд 4Самоуправление –
одна из форм управления коллективом, когда предпочтение отдается демократическому,
стимулирующему типу взаимоотношений.
Самоуправление –
право на внутреннее управление своими силами, право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.
Слайд 5 Цели самоуправления
Воспитательная – развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма,
ответственности.
Учебная – организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
Досуговая – подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.
Трудовая – самообслуживание.
Слайд 6Совет
старшеклассников
Актив
класса
Классное
собрание
учащихся
Родительское
собрание
Структура самоуправления в гимназии
Заместитель
директора
по ВР
Классный
руководитель
Совет
старост
Слайд 7 Модель ученического самоуправления класса представляет собой имитационно-игровую форму демократического самоуправления.
Все дети делятся на микрогруппы (комитеты) в соответствии со своими интересами, способностями и дружескими привязанностями. При подготовке любого дела каждый комитет вносит свой посильный вклад в его организацию и реализацию.
Слайд 8Актив
Класса
(Староста
и заместитель
старосты)
Комитет
образования
Родительское
собрание
Структура самоуправления в классе
Классный
руководитель
Комитет
культуры
Комитет
труда
Комитет
спорта
и ЗОЖ
Классное
собрание
учащихся
Комитет
печати
Слайд 9 Высшим органом ученического самоуправления класса является классный актив. Он избирается
классным коллективом путем выборов и решает важнейшие вопросы жизнедеятельности класса, утверждает общественные поручения, контролирует их выполнение.
Слайд 10Открытость и доступность (все школьники могут принимать участие в делах по
своему усмотрению).
Добровольность и творчество (свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей).
Равенство и сотрудничество (ребята строят свои взаимоотношения на основе равноправного партнерства).
Непрерывность и перспективность (учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения).
Принципы организации самоуправления
Слайд 11Методы развития классного самоуправления
Метод авансированного доверия;
Метод ответственного поручительства;
Метод личного примера;
Метод убеждения;
Метод
общественного мнения;
Метод поощрения;
Игры и соревнования;
Ритуалы и традиции;
Метод «педагогической инструментовки конкретного дела» – вооружение ученического актива технологией подготовки и проведения конкретного дела.
Слайд 12Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого
времени, но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно.
Слайд 131 стадия: «Песчаная россыпь»
Ребята, которые не связаны между собой; каждый «живет»
сам по себе. Дети мало знают друг друга
и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.
Слайд 142 стадия: «Мягкая глина»
Каждый ученик выдвигает цели и интересы, при
этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет классный руководитель, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования руководителя. Педагог играет роли советника и генератора идей.
У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
Слайд 153 стадия: «Мерцающий маяк»
Взаимодействие в коллективе более активное, нежели на
предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства «МЫ». Появляются лидеры. Классный руководитель сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.
Слайд 164 стадия: «Алый парус»
Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение класса.
Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: «Один за всех и все за одного». Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Класс я люблю не потому, что он так хорош, а потому, что он мой») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своему классу, тем хуже к другому, особенно, если он сравнивается с моим).
Слайд 175 стадия: «Горящий факел»
Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты классному
руководителю, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничеству. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой. Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.
Слайд 18Смысл самоуправления в классе заключается не в управлении одних детей другими,
а в обучении всех учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе, где каждый ученик может реализовать свои способности и возможности.
Слайд 19Трудовое воспитание
Уборка закрепленного за классом кабинета.
Принятие участия в субботниках.
Дежурство по гимназии,
столовой.
Патриотическое воспитание
Поздравление ветеранов войны и труда с праздниками.
Проведение Уроков Мужества.
Проведение бесед, классных часов на патриотическую тему.
Участие в соревнованиях «А ну-ка, парни».
Нравственность и духовное воспитание
Проведение бесед о моральном облике и достоинстве россиянина.
Проведение бесед и диспутов о нравственности, духовном облике современного человека.
Проведение бесед об общечеловеческих ценностях.
Эстетическое воспитание
Посещение музеев, концертов, театра.
Физическое воспитание
Проведение бесед о ЗОЖ,
о вреде курения, употребления наркотических средств, алкоголя.
Участие в проведении Дней Здоровья, спортивных соревнованиях, олимпиадах.
Проведение бесед о правильном отношении к своему здоровью.
ФУНКЦИИ
Слайд 20Классное руководство – целая философия!
Поэтому будем добрыми к тем, кто от
нас зависит, беречь, щадить неприкосновенность, уязвимость, ранимость других. Будем сами звездами! И тогда мы сможем воспитать
неординарные, творческие, жизнерадостные, яркие личности!
И пусть наши ученики станут лучше и умнее нас!
Не забывайте, что классный руководитель – это не обязанность, это бесконечное творчество…