Презентация, доклад на тему Выступление на МО по теме Трудности в обучении предметов филологического цикла

Содержание

Объединяют: память мышлениевосприятиевниманиеЧтение и письмо- базовые школьные навыки

Слайд 1Полготовила учитель начальных классов Цебер Ольга Ивановна МБОУ ГСОШ № 1.
Трудности

в обучении предметов филологического цикла
Полготовила учитель начальных классов Цебер Ольга Ивановна МБОУ ГСОШ № 1.Трудности в обучении предметов филологического цикла

Слайд 2Объединяют:
память
мышление
восприятие
внимание
Чтение и письмо- базовые школьные навыки

Объединяют: память мышлениевосприятиевниманиеЧтение и письмо- базовые школьные навыки

Слайд 3Нарушения чтения и письма
Дисграфия- нарушения письма
Дислексия- нарушения

письменной речи и чтения
Нарушения  чтения и письма  Дисграфия- нарушения     письмаДислексия- нарушения письменной речи и

Слайд 4Нарушение или несформированность зрительного и зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти;
Нарушение или

несформированность речевых функций;
Нарушение или несформированность зрительно- моторной координации.

Причины нарушений:

Нарушение или несформированность зрительного и зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти;Нарушение или несформированность речевых функций;Нарушение или несформированность зрительно-

Слайд 5Проводится в течение продолжительного времени с использовании большого количества однотипного речевого

материала.

Коррекция

Проводится в течение продолжительного времени с использовании большого количества однотипного речевого материала.Коррекция

Слайд 6Упражнения для коррекции навыка письма

Упражнения для коррекции навыка письма

Слайд 7Задание 1. Добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово.

Точка, лень, стол, пол, каска, утка, лещ, оса.
Задание 2. Найдите ошибки и запишите правильно слова.
Фамолет, маразин, весня, пуловица.
Задание 3. Найдите в одном слове два других.
Соробака, коронава, козаро, норага, куцарица.
Задание 4. « Звук заблудился»
Жучка будку (булку) не доела, неохота, надоело. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей). На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.
 

Фонетика.

Задание 1. Добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово. Точка, лень, стол, пол, каска, утка,

Слайд 8Задание 1. Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов-« палочек». Н

Ж Ш А К Б
Найди одинаковые буквы, написанные разными шрифтами.
Задание 2. Обведи красным карандашом сначала все буквы, у которых есть надстрочные элементы, а синим карандашом все буквы, имеющие подстрочные элементы.
Задание 3. Опознать недописанные буквы, найти неверно написанные, из различных элементов построить буквы.

Отработка смыслоразличительных признаков букв

Задание 1. Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов-« палочек». Н Ж Ш А К Б

Слайд 9Задание 1. Посчитай, сколько в тексте маленьких слов (состоящих из одной,

двух или трех букв).
Задание 2. Посчитай, сколько в тексте слов написано с заглавной буквы, сколько точек в тексте.
Задание 3. «Развесь» фонарики в начале каждого предложения (над заглавными буквами дорисовываются разноцветные кружочки – фонарики).
Задание 4. Прочитай загадки, отгадай их. Если трудно, выделяй границы слов карандашом. СТОИТАНТОШКАНАОДНОЙНОЖКЕЦВЕТНОЕКОРОМЫСЛОНАДРЕКОЙПОВИСЛО.

Формирование умения правильно определять границы слова и предложений в тексте.

Задание 1. Посчитай, сколько в тексте маленьких слов (состоящих из одной, двух или трех букв).Задание 2. Посчитай,

Слайд 10Задание 1. Запишите слова, чтобы согласные л, м, в, р, б

были в них твердыми.
Мял - , вёз - , ряд - , вёл - , бил - , люк - .
Задание 2. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные.
Мел, дом, мёд, лес, лоб, мех, мох, род, ряд, пёс, мяч, рёв, крюк.
Задание 3. Вставь буквы а или я.
Гр. дка, Ан., тр.ва, тр.пка, р.ды, р.ды, пол., кот.та.
Задание 4. Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.
Лисата, вишня, селедка, караси, салёт, тота Луда, пралка.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами я, ё, ю, е, и.

Задание 1. Запишите слова, чтобы согласные л, м, в, р, б были в них твердыми. 	Мял -

Слайд 11 Задание 1. Спиши слова, вставляя, где надо, мягкий знак.
Пет.,

тюлен., знак., якор., лошад., зуб., сет., арбуз., фонар..
Задание 2. Напиши названия месяцев по временам года. Вставь, где надо, мягкий знак.
Июн., апрел., май, август, январ., июл., март, ноябр., феврал., октябр., декабр., сентябр. .
Задание 3. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.
Пузырек, уголек, пенек, зверек, хорек.
Задание 4. Замените выделенные слова противоположными по значению.
Сладкая ягодка, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок.
Задание 5. Допишите предложения с подходящими по смыслу словами с ь.
Пришла ….. . Часто идет … . С полей убрали …. .

Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака.

Задание 1. Спиши слова, вставляя, где надо, мягкий знак. Пет., тюлен., знак., якор., лошад., зуб., сет.,

Слайд 12 Задание 1. Найди слова с разделительным мягким знаком.
Пью, пальто,

шью, бьёт, банька, альбом, платье.
Задание 2. Запиши слова только с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Под елью была лисья нора. Дружно живет наша семья.
Задание 3. Ответь на вопросы, используя слова из скобок.
- Когда загораются звезды? ( Ночь.)
- Чем заставили комнату? ( Мебель.)
- Чем покрыли стол? ( Скатерть.)
- Когда улетают лебеди? (Осень.)
Задание 4. Как сказать одним словом? Ответ запиши словом с разделительным мягким знаком.
Снежная буря-
Домики для пчел-
Мать, отец, дети-
Ягоды, сваренные в сиропе-

Разделительный мягкий знак.

Задание 1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Пью, пальто, шью, бьёт, банька, альбом, платье. Задание

Слайд 13 Задание 1. Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите

слоги в слова.
На дорожках лу _ цы, жи
На асфальте ро_ цы, ши
За окном кри_ т гал _ та, ча
Под крыльцом пи _ т котята, ща
В речке пле _ тся _ рята, чу
В клетках прыгают кроль _ та, щу
А у дерева в ти _
Е _ ха к ё _ ку спе _ т.
Задание 2. Угадайте и запишите последнее слово.
Ты к обеду положи ложки, вилки и ... (ножи).
Кот живёт у нас на крыше, а в чулане жили … (мыши).
Принесла нам дождь плакучий, эта грозовая …(туча).
На рыбалке не ворчу, щуку из реки …(тащу).
Я откликаться не хочу, меня зовут, а я …(молчу).

Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Задание 1. Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова.На дорожках лу _

Слайд 14Задание 1. Вставьте большую букву:
в женские имена: _ ветлана,_ льга,_

ля.
В мужские имена: _ ладимир, _икита, _ ергей.
В названия городов: _ осква, _ оронеж, _ иров.
Задание 2. Подберите к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества и фамилии, клички животных, названия городов и улиц.
Бабушка ______ ,поэт _____ ,учительница ____ , корова ____ , котенок ____ , город ___ , деревня _____ , улица ____ .
Задание 3. Спишите. Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.
Псу шарику подарили шарик. Котенок пушок поймал пушок. Жеребенок ветер мчался, как ветер.
Задание 4. Спишите, исправьте ошибки.
На сцене сказочный терем. в нём дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, ворона каркуша.

Правописание имен собственных.

Задание 1. Вставьте большую букву: в женские имена: _ ветлана,_ льга,_ ля.В мужские имена: _ ладимир, _икита,

Слайд 15Задание 1. Прочитайте слова. Запишите в два столбика: в первый –

с безударной гласной е, во второй – с безударной гласной и.
В..сна, л..са, сп..на, р..ка, п..сьмо, цв..ты, с..мья.
Задание 2. Сначала выпишите слова, в которых проверочным является слово в единственном, а потом во множественном числе.
Гр..за,гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.
Задание 3. Из данных слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ветры, дуют, х..л..дные. Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые. Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Задание 1. Прочитайте слова. Запишите в два столбика: в первый – с безударной гласной е, во второй

Слайд 16Задание 1. Прочитайте пословицы и поговорки. Подумайте, какие согласные нужно вписать

в слова. Подберите проверочное.
В зимний холо д/т всякий моло т/д. Лу к/г от семи неду г/к. Медве д/ть неуклюж/ш, да дюж/ш.
Задание 2. Допишите предложения словами противоположного значения. Тополь высокий, а шиповник … . Река широкая, а ручей … . Редька горькая, а груша … . Камень тяжелый, а пух … .
Задание 3. Исправьте ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка, саласки, ропкий, снешки, зуп, гласки.
Задание 4. Какие буквы убежали?
Я и круглый, я и гла.кий, и на вкус приятно сла.кий. Знает каждый карапу., что зовут меня арбу. .
На ушах его сере. ки, а на но.ках есть сапо.ки.На голо.ке гребешок. Вот какой наш петушок.

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.

Задание 1. Прочитайте пословицы и поговорки. Подумайте, какие согласные нужно вписать в слова. Подберите проверочное. 	В зимний

Слайд 17Задание 1. Найдите лишнее слово. На какой вопрос отвечают эти слова?

Тюльпан, ель, астра, василёк. Берёза, осина, ива, шиповник. Жук, оса, воробей, стрекоза, бабочка. Окунь, сом, чайка, ерш, карась.
Задание 2. Запишите слова в два столбика: в первый – отвечают на вопрос кто?, во второй – отвечают на вопрос что?
Мяч, заяц, жук, стол, собака, арбуз, роза, кошка, щука, гусь, юла, петух.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задание 1. Найдите лишнее слово. На какой вопрос отвечают эти слова? Тюльпан, ель, астра, василёк. Берёза, осина,

Слайд 18Задание 1. Запишите слова в два столбика: в первый – обозначающие

цвет, во второй – вкус.
Короткий, белый, холод, синий, соленый, холодный, синеет, голубой, горький, кислый, сладкий.
Задание 2. Подберите к словам в скобках однокоренные прилагательные. Соедините их с существительными.
Погода (дождь),песня (печаль), день (тихо), книга (ум), друг (верность).
Задание 3. Отгадайте загадки, назовите признаки предметов.
Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается.
Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый. Ватой наземь лег.
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой. Кто же я такой?
Задание 4. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.
Этот … зверек живет в лесу. У него … ушки, … хвост. Передние лапки … , а задние … . Шубка у зверька летом … , а зимой … .

Слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какое, какие?

Задание 1. Запишите слова в два столбика: в первый – обозначающие цвет, во второй – вкус. Короткий,

Слайд 19Задание 1. Спишите предложения, вставьте подходящее по смыслу слово, отвечающее на

вопрос что делает?
Пушистый снег хлопьями … на землю. Он … белым ковром. Петя с лыжами … на горку. Слова для справок: падает, идет, лежит.
Задание 2. Спишите. Слова в скобках запишите правильно.
По оврагу (течь) ручей. Крот (жить) в норе. Лошадь (возить) грузы. Я (петь) любимую песню.
Задание 3. Подберите противоположные по смыслу слова.
Влетает - …, выходить - …, включаю - …, пришел - …, улетает - ….
Задание 4. К данным словам подберите глаголы, подходящие по смыслу.
Ветер - …, …, …. Вода - …, …, …. Река - …, …, …. Солнце …, …, ….

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?

Задание 1. Спишите предложения, вставьте подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос что делает? 	Пушистый снег хлопьями

Слайд 20 Этапы формирования навыка чтения

Этапы формирования навыка чтения

Слайд 21Этап осознанной, контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связывания

ее с буквой и на этой основе – воссоздание звукового образа слова (чтение побуквенное, послоговое).

Аналитический

Этап осознанной, контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связывания ее с буквой и на этой

Слайд 22Процесс дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается

в единый процесс и воссоздается звуковой образ слова (чтение словами).

Синтетический

Процесс дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздается звуковой

Слайд 23 Это уход из-под контроля сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового

образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова (или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя – видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла.

Автоматизация

Это уход из-под контроля сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой

Слайд 24Коррекция навыка чтения

Коррекция навыка чтения

Слайд 25ИГРА 1. И что же тут читать?
Работа может проводиться как индивидуально,

так и в коллективе – дети ведь любят соревноваться и смеяться вместе. В этих играх ребенок учится читать внимательно потому, что слова из игровых карточек ему знакомы, ребнок перестает спешно читать, поскольку нет необходимости в смысловой антиципации для дальнейшего осмысления текста.
Правила игры. На столе разложено 6-14 карточек со словами. Карточки перевернуты. Ведущий предлагает игрокам выбрать по одной карточке, а затем прочитать вслух. За каждое верно прочитанное сочетание слов на карточке ведущий присуждает игроку 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.
В качестве поощрения игрока ведущий может предложить победителю самому выбрать следующую игру. Это очень хорошо мотивирует ребенка в любом возрасте.
После прочтения карточек игроки должны проиллюстрировать прочитанный рассказ и сами сочинить несуществующие словосочетания или, если получится, стихи.
КАРТОЧКА.
Хливкие, шорьки, домрытые, зелюки, трюсливые, мюмзлики, курачая мова, ввидоброточный бармаглот, дивлявый брандашмыг( Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес»).
ИГРА 2. Сколько спряталось котов?
Правила игры. Игроки сидят за столом. Ведущий раздает игрокам одинаковые тексты, затем предлагает «посчитать» всех «котов», которые спрятались на странице: нужно найти все буквы «К», с которых начинаются слова в тексте. Выигрывает тот, кто найдет « всех котов» или наибольшее их количество.
Фрагмент текста.
А от Шарика пользы мало было. Он только носился от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так работал, что только земля летела во все стороны.
Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.
 

Игры для развития произвольного внимания.  

ИГРА 1. И что же тут читать?Работа может проводиться как индивидуально, так и в коллективе – дети

Слайд 26ИГРА 1. Лесенка.
Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению

слов целиком, а затем к чтению целых предложений.
Правила выполнения упражнения:
ведущий предлагает игрокам спеть «Лесенку» под определенную мелодию;
ведущий говорит игрокам, что нужно прочитать «Лесенку», как это делают актеры в театре:
- прочитайте все предложения ласково;
- прочитайте громко;
- прочитайте шепотом и медленно;
- прочитайте будто все предложения- вопросительные;
- прочитайте громко, выделяя только первое ( второе,…) слово в каждом предложении;
- прочитайте каждое выделенное слово в предложении сердито.
Вдохните как можно глубже и прочитайте предложения на одном выдохе:
Маша
Маша лепила
Маша лепила бабу
Маша лепила снежную бабу
Маша лепила вчера снежную бабу

Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова.

ИГРА 1. Лесенка.Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению слов целиком, а затем к чтению

Слайд 27ИГРА 1. 1 вариант. Правила игры. Ребятам нужно сказать: «Представьте, что

мы идем по пригоркам, чтобы подняться на вершину горы. С вершины горы мы увидим очень красивый пейзаж. Но чтобы добраться до вершины, надо пройти все пригорки. Их девять, и все надо посчитать вслух: 1,2,3,… до 10. Нужно не просто считать, но и повышать голос с каждым следующим пригорком. Чем выше пригорок, тем выше голос».
2 вариант. Правила игры. «Спускаемся с горы. С горки можно бежать на счет : 9,8,7….до 1»На вершине ( на цифре 9) голос должен быть громким, а у подножия – тихим.

Упражнения, помогающие распределить дыхание.

ИГРА 1. 1 вариант. Правила игры. Ребятам нужно сказать: «Представьте, что мы идем по пригоркам, чтобы подняться

Слайд 28ИГРА 1. Всех переговорим.
В классе или группе работу над скороговорками

следует проводить в начале. Это не потребует большого количества времени (что важно для учителя, считающего каждую минуту на уроке) и даст хороший темп работы.
Игра позволяет научиться распределять дыхание, четко произносить звуки, контролировать себя, выработать умение работать в паре и группе.
Правила игры. Ведущий предлагает каждому игроку четко проговаривать вслед за ним сначала одну скороговорку, затем вторую, третью… и так до восьми. При этом ведущий должен не только следить за четкостью речи, но и тем, чтобы игроки проговаривали новые скороговорки сначала медленно, а затем, привыкнув к четкому проговариванию уже знакомых скороговорок – увеличивали скорость речи.
Примеры скороговорок и забавных сочетаний.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Грузный грузин грузит грузди.
2 вариант. Все предыдущие правила игры сохраняются. Добавляется лишь одно - постепенное заучивание нескольких скороговорок.
Ведущий добавляет 1-2 предложения к тексту скороговорки на каждом следующем занятии, например, в течение недели. Игроки учатся проговаривать вместе в одном темпе.
 
 
 

Игры, помогающие четко проговаривать буквы и их сочетания.

ИГРА 1. Всех  переговорим.В классе или группе работу над скороговорками следует проводить в начале. Это не

Слайд 29Судить о степени сформированности навыков чтения и письма позволяют результаты диагностических

работ
Судить о степени сформированности навыков чтения и письма позволяют результаты диагностических работ

Слайд 30Диктант текста
Списывание текста
Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок
Оценка сформированности навыка письма в

1 классе
Диктант текстаСписывание текстаСамостоятельное подписывание двух сюжетных картинокОценка сформированности навыка письма в 1 классе

Слайд 31Распознавание букв
Чтение слогов
Чтение слов
Чтение печатного текста
(3 предложения)
Оценка навыка

чтения в 1 классе
Распознавание буквЧтение слоговЧтение словЧтение печатного текста  (3 предложения)Оценка навыка чтения  в 1 классе

Слайд 32Списывание слов с рукописного текста
Списывание двух предложений с рукописного текста
Списывание слов

с печатного текста
Диктант строчных и прописных букв (наиболее часто искажаемых)
Диктант слов простого и сложного слогового состава
Диктант предложения
Диктант текста
Самостоятельное составление и запись рассказа по сюжетной картинке
Самостоятельное составление и запись рассказа по серии картинок

Оценка сформированности навыка письма в 4 классе

Списывание слов с рукописного текстаСписывание двух предложений с рукописного текстаСписывание слов с печатного текстаДиктант строчных и прописных

Слайд 33Распознавание букв
Чтение слогов
Чтение слов
Чтение сложного текста
(9 сложных предложений) с

последующими ответами на 2 вопроса

Оценка навыка чтения в 4 классе

Распознавание буквЧтение слоговЧтение словЧтение сложного текста  (9 сложных предложений) с последующими ответами на 2 вопросаОценка навыка

Слайд 34 Творческих успехов!

Творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть