Слайд 1 Использование нейропсихологических техник и приёмов, направленных на формирование УУД, в практике
работы учителя-логопеда.
МБОУ г. Мурманска СОШ №27
Учитель-логопед: Феофанова Е.С.
г. Мурманск 2018 г.
Слайд 2В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре
блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 3
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся :
знание моральных норм;
умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 4
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним
относятся:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
оценка;
саморегуляция.
Слайд 5
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные (в том числе знаково-символические действия);
логические;
постановка
и решение проблемы.
Слайд 6
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 7
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию
Слайд 8«Объясните ....».
Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно
понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для какого-то игрового персонажа.
Слайд 9 «Письмо с пропусками».
Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а
вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
Слайд 10«Будь внимательным!».
Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя»,
поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:
В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.
Слайд 11
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать
по плану.
Слайд 12«Расскажи о звуке по плану-схеме»
Слайд 13«Определи порядок действий».
1 2
Вставьте буквы А-Я в слова и спишите предложения.
3
Укажите в словах наличие и место гласных А-Я, а также
4
согласные звуки перед ними.
Ирин… и Т…н… играли в пр…тки.
М…ч уп…л в …му.
С…ш… бр…л на руки бр…т… .
Н… столе леж…л… тр…пк… .
Слайд 14
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
Слайд 15
Этапы самопроверки:
I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не
связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических ошибок в слове.
III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
Слайд 16
Проверь свою работу
(I проверка)
Проверь отдельно
каждое слово, начиная с последнего.
Не пропустил ли ты букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Слайд 17
Проверь свою работу
(II проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.
Не словарное
ли слово?
Есть ли в слове орфограммы? Какие?
Обозначь опасные места
Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Слайд 18
Проверь свою работу
(III проверка)
Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.
Не пропустил
ли ты слово?
Не написал ли лишнее слово?
Как написаны предлоги и союзы?
Правильно ли слова связаны друг с другом?
(Проверь окончания)
Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!
Слайд 19
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Слайд 21
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные (в том числе знаково-символические действия);
логические;
постановка и решение проблемы.
Слайд 22
Коммуникативные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.