Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Для
админ.ОО.
ст.преп. ГБУ ДПО «ЧИПКРО» Г. Успаева
2019
Курсы повышения квалификации
работников образования
по дополнительным профессиональным программам
в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
Слайд 2Дети с ОВЗ
Дети с инвалидностью
Слайд 3Закон №273-ФЗ определяет, что ребёнок с ОВЗ
– физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
(п. 16 ст. 2).
Слайд 4Инвалид -
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
(Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» )
Слайд 5Инклюзия (от inclusion - включение) –
обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ФЗ №273 - п.27 ст.2).
Слайд 6Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ
нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст.5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
Слайд 7Ст. 79 ФЗ-273
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПРА).
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися
Слайд 8Ст. 79 ФЗ-273
определяет условия обучения, воспитания и развития обучающихся
с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.ст.79 фз 273.docx
Слайд 9Ст. 79 ФЗ-273
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 10индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на
основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;(п.23, ст.2)
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;(п.28, ст.2)
Слайд 11ФЗ-273 ст.41
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся
в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
(Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. Определяет перечень заболеваний по МКБ-10 (с 01.08.2016).
Слайд 126. ст.41.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
11. ст.66.
Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Слайд 13ФЗ-273 ст.58
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Слайд 14Правительство РФ разработало проект изменений в Закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ . Законопроект посвящен вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью .
Во-первых, предложены поправки в терминологии. Так, обучающихся с умственной отсталостью в проекте именуют как обучающихся с нарушениями интеллекта, обучающихся со сложными дефектами, как обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Разработано новое определение обучающихся с ОВЗ, которое включает категорию инвалидов, если ПМПК подтвердит необходимость создания специальных условий для получения ими образования.
Во-вторых, проект предусматривает, что для получения образования детьми с ОВЗ педагоги при необходимости будут взаимодействовать не только с медицинскими организациями, но и с организациями, которые оказывают психолого-педагогическую и социальную помощь.
Предлагают исключить свободу педагогических работников в выборе форм обучения . Связано это с тем, что согласно Семейному кодексу РФ , статье 44 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ право выбора формы обучения принадлежит обучающимся, их родителям, но не педагогам.
В-третьих, законопроект восполняет пробел в части финансового обеспечения двухразового питания обучающихся с ОВЗ и закрепляет это расходным обязательством субъектов РФ.
И еще одна важная поправка предусматривает лицензирование образовательной деятельности не только по видам и уровням образования, но и по образовательным программам, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта. В отношении последних уточняется, что проходить госаккредитацию не нужно.
Общественное обсуждение проекта закона прошло 7 сентября 2016 года. Теперь предстоит независимая антикоррупционная экспертиза.
Слайд 15Приказ МОиН РФ 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Письмо Заместителя министра Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам»
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Слайд 16Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий
(«дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»
Письмо Минобрнауки России от 25.02.2015 № 02-60 «Об организации и проведении ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ и формировании предметных комиссий»
Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи»
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций (лучшие практики инклюзивного образования в РФ)»
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК 452-07 «О введении ФГОС ОВЗ (методические рекомендации).
Слайд 17В соответствии с частью 6 статьи 11 ФЗ-273
«В
целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования»
Слайд 18
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
(Пр.МОиН РФ от 19.12.2014 № 1598)
ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями). (Пр.МОиН РФ от 19.12.2014 № 1599)
Слайд 19В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с различными нарушениями развития:
слуха
зрения
речи (ТНР)
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
задержкой психического развития (ЗПР)
умственной отсталостью (УО)
расстройствами аутистического спектра (РАС)
Слайд 20Обучение на дому
вид очного индивидуального обучения для детей, которые по состоянию
здоровья не могут посещать очную школу. Занятия организуются школой и проводятся учителем на дому.
Аттестация, как при очном обучении - на основании текущих оценок и результатов контрольных работ.
Слайд 21Федеральные государственные образовательные стандарты НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС для
глухих детей;
ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей;
ФГОС для слепых детей;
ФГОС для слабовидящих детей;
ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи;
ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
ФГОС для детей с задержкой психического развития;
ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.
ФГОС для умственно отсталых детей.
Слайд 22
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(316 стр.)
Приказ
Министерства
образования и науки РФ
№ 1598 от 19 декабря 2014 года
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(52 стр.)
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1599 от 19 декабря 2014 года
Слайд 24ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки от
19.12.2014 № 1599,
охватывает весь период получения образования, так как для этой категории обучающихся (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями развития) не определены два уровня образования, учитывающих их специфические образовательные потребности.
Слайд 25Инновационность
разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на
инклюзивной «философии» образовательной политики, и принципе: необучаемых детей нет!
Слайд 26
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015
21. Содержание общего образования и условия организации
обучения учащихся с ограниченным возможностями здоровья определяются
адаптированной общеобразовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Слайд 27Развивающая деятельность. Трудовые действия.
Освоение и применение
психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Слайд 29МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ОРГАНИЗАЦИИ
КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙС РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Методическое пособие
Москва 2016