Слайд 1Выполнила:
педагог-психолог М.В. Куманцова
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Слайд 2Ведущий вид деятельности - учебный
Происходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся
более подвижны и уравновешены, тем не менее возбуждение преобладает над торможением.
Возрастает физиологическая выносливость, работоспособность.
Слайд 3Трудности, с которыми ребенок сталкивается
в школе.
Резкое изменение режима дня.
Трудность, которая
проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка.
Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний.
Слайд 4Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится.
У
ребенка сформирована установка на отказ от усилий.
Дома заранее сформирован страх перед школой.
Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.
Слайд 5Факторы, которые благоприятно влияют на процесс адаптации:
Полная семья.
Высокий уровень образованности родителей.
Правильные
методы воспитания.
Положительный стиль общения с учителями.
Отношения со сверстниками.
Слайд 6Потребности детей младшего школьного возраста
Потребность в свободных действиях и движениях.
Потребность познания
действительности в новых впечатлениях.
Потребность в игре.
Слайд 7Динамика мотивов у младших школьников.
Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней
стороне пребывания в школе.
Возникает интерес к первым результатам учебной деятельности.
Возникает интерес к процессу и содержанию учения.
Интерес к способам добывания знаний.
Слайд 8Особенности познавательной сферы.
Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое
по объему.
Уровень распределения внимания невысокий (не справляются с написанием диктанта).
Трудности с переключением внимания (переход от одного урока к другому).
Слайд 9Особенности развития памяти
Память носит наглядно-образный характер.
Более развито непроизвольное запоминание.
Преобладают приемы механического
запоминания.
Воспроизведение чаще всего дословно.
Преобладает наглядно-образное мышление.
Слайд 10Особенности развития внимания:
Преобладает непроизвольное внимание;
Внимание активизируется, но ещё не стабильно;
Формируется произвольное
внимание (благодаря волевым усилиям и высокой мотивации).
Слайд 11Развитие речи:
Увеличивается словарный запас, до 7 000 слов;
Острая потребность в общении;
Контекстная
речь (связная, осмысленная) – показатель уровня развития ребёнка.
Слайд 12Воображение в своём развитии проходит
2 стадии:
Первая – воссоздающая (репродуктивная);
Вторая –
продуктивная.
Если в 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, то с возрастом на первое место. Выступает слово, дающее простор фантазии.
Слайд 13Самостоятельность – волевая черта характера
Чем младше школьники, тем хуже они умеют
действовать самостоятельно;
Младшие школьники подражают другим, поэтому окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения.
Слайд 14Волевые черты личности школьника:
Выдержка. Проявляется сначала в умении подчиняться требованиям взрослых.
Позже возникает умение сдерживаться, подчиняться режиму и распорядку.
Импульсивность – отрицательная черта. С возрастом она встречается всё реже.
Настойчивость. Чаще развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учёбе даже при больших трудностях.
Слайд 15Мотивационная сфера
Мотивационная сфера – ядро личности.
Мотив получения высоких отметок, среди социальных
мотивов учения, занимает главное место.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей.
Слайд 16Развитие самосознания
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство
собственной неполноценности и даже безнадёжности;
Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленная не на учебную деятельность, а на другие виды деятельности;
Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.
Слайд 17Эмоциональная сфера:
Чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение
с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат учебной деятельности;
Осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены;
Ученики для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учёбе;
У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, несдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям.
Слайд 18Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Учитель является ключевой фигурой. Это центр
всей его жизни.
На учителе завязано эмоциональное самочувствие ребенка.
На отношения со сверстниками часто оказывает влияние учитель.
Слайд 19Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки:
Оценка взрослыми учебной деятельности и
самого ученика.
Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать уровню его возможностей.
Если у ребенка низкая самооценка, то формируется мотив избегания неудач.
Слайд 20Страхи ребёнка:
В дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения;
В
подростковом возрасте – превалируют социальные страхи;
Младший школьный возраст – это своеобразный перекрёсток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи.
Слайд 21Известный российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил,
чтобы наладить общение с ребёнком, в случае если возникли трудности. Некоторые из них касаются того, как помочь ребёнку взрослеть.
Слайд 22Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он
не просит о помощи. Свои невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Слайд 23Правило 2. Постепенно, но неизменно снимайте с себя заботу и ответственность
за личные дела Вашего ребёнка и передавайте их ему.
Слайд 24Правило 3. Позволяйте Вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий
(или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Слайд 26Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
Слайд 27Объективные сложности этого возраста
Изменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую
систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, выполняет новые функции
Подростковый возраст это период бурного полового созревания.
Дефекты воспитания становятся заметными
Появляется интерес к противоположному полу и к самому себе
Слайд 28Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение.
Учение отходит на второй план, но
остается главным видом деятельности.
Слайд 29Основные потребности детей этого возраста
Потребность в самоутверждении ( в определенном социометрическом
статусе).
Потребность в общении со сверстниками.
Слайд 30Динамика мотивов общения подростков со сверстниками
4 класс – главное просто желание
быть среди сверстников, вместе что-то делать, играть.
5-6 класс – появляется мотив занять определенное место в коллективе.
7-8 класс – стремление к автономии в коллективе сверстников, желание быть значимым в глазах сверстников.
Слайд 31Противоречия подросткового возраста
Социализация с одной стороны, врастание в мир человеческой культуры,
а с другой стороны индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».
Слайд 32Основные интересы детей подросткового возраста
Интерес к своей внешности.
Интерес к противоположному полу.
Познавательный
интерес.
Слайд 33Особенности познавательной сферы
Готовность ко всем видам учебной деятельности.
Привлекают самостоятельные формы организации
занятий на уроке, сложный материал, необычные формы работы.
Развивается познавательный мотив.
Избирательное отношение к предмету (интерес к предмету связан с личностью учителя).
Вызывают интерес те предметы, где можно высказать свою точку зрения.
Слайд 34Основные новообразования возраста
Развитие самосознания.
Формирование самооценки.
Формирование внутренней психологической среды.
Переживания, связанные с отношением
к собственной личности (как правило отрицательные).
Подростки находят у себя все новые недостатки.
Важно давать положительную обратную связь.
Самооценка крайне неустойчива.
Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми.
Формируются нравственные понятия, суждения.
Слайд 35Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Более значимо общение со сверстниками.
Мнение родителей
менее значимо.
Ощущение того, что ребенок «уходит».
Между подростками складываются различные по степени близости отношения: просто товарищ, близкий товарищ, личный друг.
Очень ревностно относятся к изменам.
Слайд 36Особенности эмоциональной сферы
Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью.
Характерны упрямство, своеволие, немотивированные
поступки
При столкновении с трудностями могут бросать начатое дело. Поэтому важно давать посильные задания и вооружать способами их выполнения.