Презентация, доклад на тему Возрастные особенности младшего школьного возраста

Содержание

Ведущий вид деятельности - учебныйПроисходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся более подвижны и уравновешены, тем не менее возбуждение преобладает над торможением.Возрастает физиологическая выносливость, работоспособность.

Слайд 1Выполнила:
педагог-психолог М.В. Куманцова
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Выполнила: педагог-психолог М.В. КуманцоваВозрастные особенности детей младшего школьного возраста

Слайд 2Ведущий вид деятельности - учебный
Происходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся

более подвижны и уравновешены, тем не менее возбуждение преобладает над торможением.
Возрастает физиологическая выносливость, работоспособность.






Ведущий вид деятельности - учебныйПроисходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся более подвижны и уравновешены, тем не

Слайд 3Трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе.
Резкое изменение режима дня.
Трудность, которая

проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка.
Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний.
Трудности, с которыми ребенок сталкивается  в школе.Резкое изменение режима дня.Трудность, которая проистекает из характера взаимоотношений с

Слайд 4Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится.

У

ребенка сформирована установка на отказ от усилий.
Дома заранее сформирован страх перед школой.
Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.
Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится.У ребенка сформирована установка на отказ от

Слайд 5Факторы, которые благоприятно влияют на процесс адаптации:
Полная семья.
Высокий уровень образованности родителей.
Правильные

методы воспитания.
Положительный стиль общения с учителями.
Отношения со сверстниками.
Факторы, которые благоприятно влияют на процесс адаптации:Полная семья.Высокий уровень образованности родителей.Правильные методы воспитания.Положительный стиль общения с учителями.Отношения

Слайд 6Потребности детей младшего школьного возраста
Потребность в свободных действиях и движениях.
Потребность познания

действительности в новых впечатлениях.
Потребность в игре.
Потребности детей младшего школьного возрастаПотребность в свободных действиях и движениях.Потребность познания действительности в новых впечатлениях.Потребность в игре.

Слайд 7Динамика мотивов у младших школьников.
Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней

стороне пребывания в школе.
Возникает интерес к первым результатам учебной деятельности.
Возникает интерес к процессу и содержанию учения.
Интерес к способам добывания знаний.
Динамика мотивов у младших школьников.Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней стороне пребывания в школе.Возникает интерес к

Слайд 8Особенности познавательной сферы.
Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое

по объему.
Уровень распределения внимания невысокий (не справляются с написанием диктанта).
Трудности с переключением внимания (переход от одного урока к другому).
Особенности познавательной сферы.Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое по объему.Уровень распределения внимания невысокий (не

Слайд 9Особенности развития памяти
Память носит наглядно-образный характер.
Более развито непроизвольное запоминание.
Преобладают приемы механического

запоминания.
Воспроизведение чаще всего дословно.
Преобладает наглядно-образное мышление.
Особенности развития памятиПамять носит наглядно-образный характер.Более развито непроизвольное запоминание.Преобладают приемы механического запоминания.Воспроизведение чаще всего дословно.Преобладает наглядно-образное мышление.

Слайд 10Особенности развития внимания:

Преобладает непроизвольное внимание;
Внимание активизируется, но ещё не стабильно;
Формируется произвольное

внимание (благодаря волевым усилиям и высокой мотивации).
Особенности развития внимания:Преобладает непроизвольное внимание;Внимание активизируется, но ещё не стабильно;Формируется произвольное внимание (благодаря волевым усилиям и высокой

Слайд 11Развитие речи:
Увеличивается словарный запас, до 7 000 слов;
Острая потребность в общении;
Контекстная

речь (связная, осмысленная) – показатель уровня развития ребёнка.
Развитие речи:Увеличивается словарный запас, до 7 000 слов;Острая потребность в общении;Контекстная речь (связная, осмысленная) – показатель уровня

Слайд 12Воображение в своём развитии проходит
2 стадии:
Первая – воссоздающая (репродуктивная);
Вторая –

продуктивная.
Если в 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, то с возрастом на первое место. Выступает слово, дающее простор фантазии.
Воображение в своём развитии проходит 2 стадии:Первая – воссоздающая (репродуктивная);Вторая – продуктивная.Если в 1 классе воображение опирается

Слайд 13Самостоятельность – волевая черта характера
Чем младше школьники, тем хуже они умеют

действовать самостоятельно;
Младшие школьники подражают другим, поэтому окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения.


Самостоятельность – волевая черта характераЧем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно;Младшие школьники подражают другим, поэтому

Слайд 14Волевые черты личности школьника:
Выдержка. Проявляется сначала в умении подчиняться требованиям взрослых.

Позже возникает умение сдерживаться, подчиняться режиму и распорядку.
Импульсивность – отрицательная черта. С возрастом она встречается всё реже.
Настойчивость. Чаще развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учёбе даже при больших трудностях.
Волевые черты личности школьника:Выдержка. Проявляется сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже возникает умение сдерживаться, подчиняться режиму

Слайд 15Мотивационная сфера
Мотивационная сфера – ядро личности.
Мотив получения высоких отметок, среди социальных

мотивов учения, занимает главное место.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей.
Мотивационная сфераМотивационная сфера – ядро личности.Мотив получения высоких отметок, среди социальных мотивов учения, занимает главное место.Важный аспект

Слайд 16Развитие самосознания
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство

собственной неполноценности и даже безнадёжности;
Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленная не на учебную деятельность, а на другие виды деятельности;
Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.



Развитие самосознанияУ детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадёжности;Снижает остроту

Слайд 17Эмоциональная сфера:
Чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение

с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат учебной деятельности;
Осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены;
Ученики для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учёбе;
У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, несдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям.

Эмоциональная сфера:Чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности,

Слайд 18Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Учитель является ключевой фигурой. Это центр

всей его жизни.
На учителе завязано эмоциональное самочувствие ребенка.
На отношения со сверстниками часто оказывает влияние учитель.
Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстникамиУчитель является ключевой фигурой. Это центр всей его жизни.На учителе завязано эмоциональное

Слайд 19Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки:

Оценка взрослыми учебной деятельности и

самого ученика.
Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать уровню его возможностей.
Если у ребенка низкая самооценка, то формируется мотив избегания неудач.
Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки:Оценка взрослыми учебной деятельности и самого ученика.Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать

Слайд 20Страхи ребёнка:
В дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения;
В

подростковом возрасте – превалируют социальные страхи;
Младший школьный возраст – это своеобразный перекрёсток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи.
Страхи ребёнка:В дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения;В подростковом возрасте – превалируют социальные страхи;Младший

Слайд 21Известный российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил,

чтобы наладить общение с ребёнком, в случае если возникли трудности. Некоторые из них касаются того, как помочь ребёнку взрослеть.

Известный российский психолог   Ю.Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы наладить общение с ребёнком, в

Слайд 22Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он

не просит о помощи. Свои невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Свои невмешательством

Слайд 23Правило 2. Постепенно, но неизменно снимайте с себя заботу и ответственность

за личные дела Вашего ребёнка и передавайте их ему.

Правило 2. Постепенно, но неизменно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребёнка и

Слайд 24Правило 3. Позволяйте Вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий

(или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Правило 3. Позволяйте Вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он

Слайд 26Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Слайд 27Объективные сложности этого возраста
Изменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую

систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, выполняет новые функции
Подростковый возраст это период бурного полового созревания.
Дефекты воспитания становятся заметными
Появляется интерес к противоположному полу и к самому себе
Объективные сложности этого возрастаИзменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми

Слайд 28Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение.
Учение отходит на второй план, но

остается главным видом деятельности.
Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение.Учение отходит на второй план, но остается главным видом деятельности.

Слайд 29Основные потребности детей этого возраста
Потребность в самоутверждении ( в определенном социометрическом

статусе).
Потребность в общении со сверстниками.
Основные потребности детей этого возрастаПотребность в самоутверждении ( в определенном социометрическом статусе).Потребность в общении со сверстниками.

Слайд 30Динамика мотивов общения подростков со сверстниками
4 класс – главное просто желание

быть среди сверстников, вместе что-то делать, играть.
5-6 класс – появляется мотив занять определенное место в коллективе.
7-8 класс – стремление к автономии в коллективе сверстников, желание быть значимым в глазах сверстников.
Динамика мотивов общения подростков со сверстниками4 класс – главное просто желание быть среди сверстников, вместе что-то делать,

Слайд 31Противоречия подросткового возраста
Социализация с одной стороны, врастание в мир человеческой культуры,

а с другой стороны индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».
Противоречия подросткового возрастаСоциализация с одной стороны, врастание в мир человеческой культуры, а с другой стороны индивидуализация, открытие

Слайд 32Основные интересы детей подросткового возраста
Интерес к своей внешности.
Интерес к противоположному полу.
Познавательный

интерес.
Основные интересы детей подросткового возрастаИнтерес к своей внешности.Интерес к противоположному полу.Познавательный интерес.

Слайд 33Особенности познавательной сферы
Готовность ко всем видам учебной деятельности.
Привлекают самостоятельные формы организации

занятий на уроке, сложный материал, необычные формы работы.
Развивается познавательный мотив.
Избирательное отношение к предмету (интерес к предмету связан с личностью учителя).
Вызывают интерес те предметы, где можно высказать свою точку зрения.



Особенности познавательной сферыГотовность ко всем видам учебной деятельности.Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный материал, необычные

Слайд 34Основные новообразования возраста
Развитие самосознания.
Формирование самооценки.
Формирование внутренней психологической среды.
Переживания, связанные с отношением

к собственной личности (как правило отрицательные).
Подростки находят у себя все новые недостатки.
Важно давать положительную обратную связь.
Самооценка крайне неустойчива.
Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми.
Формируются нравственные понятия, суждения.
Основные новообразования возраста Развитие самосознания.Формирование самооценки.Формирование внутренней психологической среды.Переживания, связанные с отношением к собственной личности (как правило

Слайд 35Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Более значимо общение со сверстниками.
Мнение родителей

менее значимо.
Ощущение того, что ребенок «уходит».
Между подростками складываются различные по степени близости отношения: просто товарищ, близкий товарищ, личный друг.
Очень ревностно относятся к изменам.

Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстникамиБолее значимо общение со сверстниками.Мнение родителей менее значимо.Ощущение того, что ребенок «уходит».Между

Слайд 36Особенности эмоциональной сферы
Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью.
Характерны упрямство, своеволие, немотивированные

поступки
При столкновении с трудностями могут бросать начатое дело. Поэтому важно давать посильные задания и вооружать способами их выполнения.
Особенности эмоциональной сферыПодростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью.Характерны упрямство, своеволие, немотивированные поступкиПри столкновении с трудностями могут бросать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть