Презентация, доклад на тему Воспитание: понятие, методы, система, виды

Содержание

Понятие воспитанияПод воспитанием понимают целенаправленный двусторонний, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.Такой подход к трактовке развития личности получил название личностно-деятельностной концепции воспитания.

Слайд 1Воспитание: понятие, методы, система, виды
Учитель МОУ «СОШ № 95 с УИОП»

г. Саратова
Горюнова Е.В.
Воспитание: понятие, методы, система, видыУчитель МОУ «СОШ № 95 с УИОП» г. СаратоваГорюнова Е.В.

Слайд 2Понятие воспитания
Под воспитанием понимают целенаправленный двусторонний, сознательно осуществляемый процесс организации и

стимулирования педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.
Такой подход к трактовке развития личности получил название личностно-деятельностной концепции воспитания.
Понятие воспитанияПод воспитанием понимают целенаправленный двусторонний, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования педагогом активной разнообразной деятельности учащихся

Слайд 3Личностно-деятельностная концепция воспитания
Сущность концепции состоит в том, что, только включая растущего

человека в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, общественно-полезную, морально-познавательную и нравственно-практическую, художественно-эстетическую и творческую, физкультурно-оздоровительную и т.д.) и умело стимулируя его активность в этой деятельности, педагог осуществляет истинное действенное воспитание.
Личностно-деятельностная концепция воспитанияСущность концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную,

Слайд 4Личностно-деятельностная концепция воспитания
В рамках деятельностно-личностной концепции воспитания ребенок как развивающаяся личность

рассматривается в качестве субъекта педагогического процесса, так как является активным его участником наряду с педагогом. Педагог организовывает воспитательную работу, руководит ею; учащийся выполняет разнообразную деятельность и в ее процессе развивается и формируется как личность.
Личностно-деятельностная концепция воспитанияВ рамках деятельностно-личностной концепции воспитания ребенок как развивающаяся личность рассматривается в качестве субъекта педагогического процесса,

Слайд 5Воспитание личности
Важнейшей задачей учителя в современном педагогическом процессе является развитие субъектной

позиции школьника в его жизнедеятельности, формирование его субъектности как личностного качества, отражающего активность и сознательность в отношениях к людям, к себе, к окружающей действительности.
Воспитание личностиВажнейшей задачей учителя в современном педагогическом процессе является развитие субъектной позиции школьника в его жизнедеятельности, формирование

Слайд 6Цели воспитания
Всестороннее и гармоничное развитие учащегося является необходимой основой для овладения

человеком в дальнейшем профессиональным мастерством в любой отрасли деятельности.
Цели воспитанияВсестороннее и гармоничное развитие учащегося является необходимой основой для овладения человеком в дальнейшем профессиональным мастерством в

Слайд 7Цели воспитания
В течение жизни человека цели воспитания изменяются в зависимости от

возраста воспитуемого, даже если в период его воспитания не меняются общественные идеалы и глобальная, общая цель воспитания остается неизменной;
Цели воспитанияВ течение жизни человека цели воспитания изменяются в зависимости от возраста воспитуемого, даже если в период

Слайд 8Цели воспитания
конкретная цель деятельности учителя в своей структуре содержит еще целый

ряд частных целей, которые рассматриваются как задачи: изучение предмета в целом, крупного раздела учебной дисциплины, отдельного урока или другого занятия, воспитательного мероприятия и т.д.
Цели воспитанияконкретная цель деятельности учителя в своей структуре содержит еще целый ряд частных целей, которые рассматриваются как

Слайд 9Цели воспитания
процесс достижения общей цели воспитания складывается из разнообразных действий различных

воспитателей и целых учебно-воспитательных организаций. Каждый конкретный учитель в зависимости от специфики преподаваемого предмета, профессиональной подготовки, особенностей учебного заведения ставит свою воспитательную цель. Квалифицированный воспитатель понимает место и роль своей деятельности в системе воспитательной работы по достижению общественного идеала и выполняет ее именно как часть работы, тесно связанной с деятельностью других воспитателей. Однако если его деятельность профессиональна, он всегда определяет свою конкретную цель учебно-воспитательной работы с учетом конкретных факторов и обстоятельств.
Цели воспитанияпроцесс достижения общей цели воспитания складывается из разнообразных действий различных воспитателей и целых учебно-воспитательных организаций. Каждый

Слайд 10Цели воспитания
В при осуществлении педагогического процесса (обучения и воспитания) выделяют иерархическую

систему целей:
Общая цель воспитания (гармоническое и стороннее развитие личности).
Цель воспитания детей определенного возраста (определяется на основе знания и учета в педагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей школьников).
Цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения.
Цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности.
Воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Цели воспитанияВ при осуществлении педагогического процесса (обучения и воспитания) выделяют иерархическую систему целей:Общая цель воспитания (гармоническое и

Слайд 11Цели воспитания
Например, Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:
общая, или генеральная, цель,

соответствующая представлениям общества об идеале личности (определяет характер педагогической деятельности вообще);
педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
оперативные воспитательные цели (ставятся при проведении отдельного урока или мероприятия).
Другие исследователи и практики могут классифицировать воспитательные цели по-иному, но в основном всегда определятся как самая значимая - общая цель воспитания.
Цели воспитанияНапример, Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности

Слайд 12Содержание воспитания
Цели воспитания определяют его содержание, под которым понимают совокупность знаний,

умений, навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми овладевает воспитанник. К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновывая понятие всестороннего развития личности, определяли составные части воспитания. К. Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых, умственное воспитание.
Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Вместе с тем философы придавали огромное значение духовному росту развивающегося человека, приобщению детей к искусству, формированию у них нравственно-эстетических знаний и чувств, художественного вкуса.
Содержание воспитанияЦели воспитания определяют его содержание, под которым понимают совокупность знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов

Слайд 13Содержание воспитания
Таким образом, общая цель воспитания (всестороннее и гармоничное развитие личности)

определяет общее содержание воспитательного процесса в виде целостной системы воспитательной работы, осуществляемой специально подготовленными к ней людьми (педагогами) и направленной на формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе (в обучении и воспитании).
Содержание воспитанияТаким образом, общая цель воспитания (всестороннее и гармоничное развитие личности) определяет общее содержание воспитательного процесса в

Слайд 14Содержание воспитания
Выделяются следующие основные воспитательные направления:
формирование научного мировоззрения учащегося, умственное развитие;
нравственное

воспитание (формирование основ нравственной культуры личности, гражданственности и патриотизма, интернационализма, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, правовой и экологической культуры учащихся);
эстетическое воспитание как формирование эстетической культуры школьников;
трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся;
воспитание физической культуры.
Содержание воспитанияВыделяются следующие основные воспитательные направления:формирование научного мировоззрения учащегося, умственное развитие;нравственное воспитание (формирование основ нравственной культуры личности,

Слайд 15Задачи воспитания
К задачам воспитания относятся:
выявление и развитие природных задатков и творческого

потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности;
формирование субъектной позиции воспитанника в жизни (развитие самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к своей жизни и жизни другого человека, способности к самопознанию, саморегуляции, самоопределению, самореализации и объективной самооценке);
философско-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, интеллектуальное, умственное развитие школьников; умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творческому их применению и творчеству как созданию принципиально нового на основе познанного, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;
Задачи воспитанияК задачам воспитания относятся:выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах

Слайд 16Задачи воспитания
формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего нравственным нормам

человеческого общества;
развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
экологическое воспитание и образование;
эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим художественным ценностям и традициям;
физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни и стремления к физическому самосовершенствованию;
Задачи воспитанияформирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего нравственным нормам человеческого общества;развитие культуры чувств и опыта

Слайд 17Задачи воспитания
трудовое воспитание, формирование положительного отношения к труду, трудолюбия как личностного

качества, на основе которого вырабатывается готовность к трудовой деятельности и умение ее осуществлять; помощь в выборе профессии как сферы самореализации человека в личной жизни, в обществе;
формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры; гендерное воспитание и половое просвещение;
развитие правовой культуры учащихся, предупреждение правонарушений в детской и молодежной среде.
Задачи воспитаниятрудовое воспитание, формирование положительного отношения к труду, трудолюбия как личностного качества, на основе которого вырабатывается готовность

Слайд 18Виды воспитания
Существует много классификаций видов воспитания.
По формам различают:
- семейное, школьное, конфессиональное (религиозное),

дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;
по содержанию:
- трудовое, умственное, физическое;
Виды воспитанияСуществует много классификаций видов воспитания.По формам различают:- семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных

Слайд 19Виды воспитания
по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:
- авторитарное, свободное, демократическое;
по

объектам воспитания:
- идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.
Виды воспитанияпо доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:- авторитарное, свободное, демократическое;по объектам воспитания:- идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое,

Слайд 20Методы воспитания
К общим методам воспитания относятся:
убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа,

диспут, дискуссия и т.д.);
метод положительного примера;
метод упражнений (приучения);
методы одобрения и осуждения;
метод требования;
метод контроля, самоконтроля и самооценки;
метод переключения.
Методы воспитанияК общим методам воспитания относятся:убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);метод положительного примера;метод

Слайд 21Методы воспитания
В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников

следующие группы методов:
объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);
проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);
методы приучения и упражнения;
стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);
торможения (наказание, требование);
руководства и самовоспитания.
Методы воспитанияВ классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение,

Слайд 22Методы воспитания
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов

воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина).
Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:
методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Методы воспитанияВ настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной

Слайд 23Методы воспитания

Методы воспитания

Слайд 24Общие методы воспитания
В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания. Есть

методики, отражающие специфику воспитания в определенном возрасте или в конкретном учебно-воспитательном заведении (например, методы воспитания будут существенно отличаться в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков). Но в системе образования выделяют общие методы воспитания. Общими они называются потому, что они используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики определенного, конкретного воспитательного процесса.
Общие методы воспитанияВ педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания. Есть методики, отражающие специфику воспитания в определенном

Слайд 25Система методов воспитания
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном

и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств и приемов, а гармонично организованная их система.
На каком-то этапе воспитания тот или иной метод может применяться в достаточно изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами воспитания он утрачивает свое назначение, замедляет движение педагогического процесса к намеченной цели.
Система методов воспитанияВ реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь

Слайд 26Система методов воспитания
Методов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической

теории и практике накоплено очень много. Выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам методы помогает их упорядочение, классификация.
Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.
Система методов воспитанияМетодов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической теории и практике накоплено очень много.

Слайд 27Методика воспитательной работы
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали),

которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.
Методика воспитательной работыМетод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Приемы не

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть