Слайд 1Воспитание: понятие, методы, система, виды
Учитель МОУ «СОШ № 95 с УИОП»
г. Саратова
Горюнова Е.В.
Слайд 2Понятие воспитания
Под воспитанием понимают целенаправленный двусторонний, сознательно осуществляемый процесс организации и
стимулирования педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.
Такой подход к трактовке развития личности получил название личностно-деятельностной концепции воспитания.
Слайд 3Личностно-деятельностная концепция воспитания
Сущность концепции состоит в том, что, только включая растущего
человека в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, общественно-полезную, морально-познавательную и нравственно-практическую, художественно-эстетическую и творческую, физкультурно-оздоровительную и т.д.) и умело стимулируя его активность в этой деятельности, педагог осуществляет истинное действенное воспитание.
Слайд 4Личностно-деятельностная концепция воспитания
В рамках деятельностно-личностной концепции воспитания ребенок как развивающаяся личность
рассматривается в качестве субъекта педагогического процесса, так как является активным его участником наряду с педагогом. Педагог организовывает воспитательную работу, руководит ею; учащийся выполняет разнообразную деятельность и в ее процессе развивается и формируется как личность.
Слайд 5Воспитание личности
Важнейшей задачей учителя в современном педагогическом процессе является развитие субъектной
позиции школьника в его жизнедеятельности, формирование его субъектности как личностного качества, отражающего активность и сознательность в отношениях к людям, к себе, к окружающей действительности.
Слайд 6Цели воспитания
Всестороннее и гармоничное развитие учащегося является необходимой основой для овладения
человеком в дальнейшем профессиональным мастерством в любой отрасли деятельности.
Слайд 7Цели воспитания
В течение жизни человека цели воспитания изменяются в зависимости от
возраста воспитуемого, даже если в период его воспитания не меняются общественные идеалы и глобальная, общая цель воспитания остается неизменной;
Слайд 8Цели воспитания
конкретная цель деятельности учителя в своей структуре содержит еще целый
ряд частных целей, которые рассматриваются как задачи: изучение предмета в целом, крупного раздела учебной дисциплины, отдельного урока или другого занятия, воспитательного мероприятия и т.д.
Слайд 9Цели воспитания
процесс достижения общей цели воспитания складывается из разнообразных действий различных
воспитателей и целых учебно-воспитательных организаций. Каждый конкретный учитель в зависимости от специфики преподаваемого предмета, профессиональной подготовки, особенностей учебного заведения ставит свою воспитательную цель. Квалифицированный воспитатель понимает место и роль своей деятельности в системе воспитательной работы по достижению общественного идеала и выполняет ее именно как часть работы, тесно связанной с деятельностью других воспитателей. Однако если его деятельность профессиональна, он всегда определяет свою конкретную цель учебно-воспитательной работы с учетом конкретных факторов и обстоятельств.
Слайд 10Цели воспитания
В при осуществлении педагогического процесса (обучения и воспитания) выделяют иерархическую
систему целей:
Общая цель воспитания (гармоническое и стороннее развитие личности).
Цель воспитания детей определенного возраста (определяется на основе знания и учета в педагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей школьников).
Цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения.
Цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности.
Воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Слайд 11Цели воспитания
Например, Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:
общая, или генеральная, цель,
соответствующая представлениям общества об идеале личности (определяет характер педагогической деятельности вообще);
педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
оперативные воспитательные цели (ставятся при проведении отдельного урока или мероприятия).
Другие исследователи и практики могут классифицировать воспитательные цели по-иному, но в основном всегда определятся как самая значимая - общая цель воспитания.
Слайд 12Содержание воспитания
Цели воспитания определяют его содержание, под которым понимают совокупность знаний,
умений, навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми овладевает воспитанник. К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновывая понятие всестороннего развития личности, определяли составные части воспитания. К. Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых, умственное воспитание.
Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Вместе с тем философы придавали огромное значение духовному росту развивающегося человека, приобщению детей к искусству, формированию у них нравственно-эстетических знаний и чувств, художественного вкуса.
Слайд 13Содержание воспитания
Таким образом, общая цель воспитания (всестороннее и гармоничное развитие личности)
определяет общее содержание воспитательного процесса в виде целостной системы воспитательной работы, осуществляемой специально подготовленными к ней людьми (педагогами) и направленной на формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе (в обучении и воспитании).
Слайд 14Содержание воспитания
Выделяются следующие основные воспитательные направления:
формирование научного мировоззрения учащегося, умственное развитие;
нравственное
воспитание (формирование основ нравственной культуры личности, гражданственности и патриотизма, интернационализма, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, правовой и экологической культуры учащихся);
эстетическое воспитание как формирование эстетической культуры школьников;
трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся;
воспитание физической культуры.
Слайд 15Задачи воспитания
К задачам воспитания относятся:
выявление и развитие природных задатков и творческого
потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности;
формирование субъектной позиции воспитанника в жизни (развитие самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к своей жизни и жизни другого человека, способности к самопознанию, саморегуляции, самоопределению, самореализации и объективной самооценке);
философско-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, интеллектуальное, умственное развитие школьников; умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творческому их применению и творчеству как созданию принципиально нового на основе познанного, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;
Слайд 16Задачи воспитания
формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего нравственным нормам
человеческого общества;
развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
экологическое воспитание и образование;
эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим художественным ценностям и традициям;
физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни и стремления к физическому самосовершенствованию;
Слайд 17Задачи воспитания
трудовое воспитание, формирование положительного отношения к труду, трудолюбия как личностного
качества, на основе которого вырабатывается готовность к трудовой деятельности и умение ее осуществлять; помощь в выборе профессии как сферы самореализации человека в личной жизни, в обществе;
формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры; гендерное воспитание и половое просвещение;
развитие правовой культуры учащихся, предупреждение правонарушений в детской и молодежной среде.
Слайд 18Виды воспитания
Существует много классификаций видов воспитания.
По формам различают:
- семейное, школьное, конфессиональное (религиозное),
дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;
по содержанию:
- трудовое, умственное, физическое;
Слайд 19Виды воспитания
по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:
- авторитарное, свободное, демократическое;
по
объектам воспитания:
- идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.
Слайд 20Методы воспитания
К общим методам воспитания относятся:
убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа,
диспут, дискуссия и т.д.);
метод положительного примера;
метод упражнений (приучения);
методы одобрения и осуждения;
метод требования;
метод контроля, самоконтроля и самооценки;
метод переключения.
Слайд 21Методы воспитания
В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников
следующие группы методов:
объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);
проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);
методы приучения и упражнения;
стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);
торможения (наказание, требование);
руководства и самовоспитания.
Слайд 22Методы воспитания
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов
воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина).
Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:
методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Слайд 24Общие методы воспитания
В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания. Есть
методики, отражающие специфику воспитания в определенном возрасте или в конкретном учебно-воспитательном заведении (например, методы воспитания будут существенно отличаться в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков). Но в системе образования выделяют общие методы воспитания. Общими они называются потому, что они используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики определенного, конкретного воспитательного процесса.
Слайд 25Система методов воспитания
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном
и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств и приемов, а гармонично организованная их система.
На каком-то этапе воспитания тот или иной метод может применяться в достаточно изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами воспитания он утрачивает свое назначение, замедляет движение педагогического процесса к намеченной цели.
Слайд 26Система методов воспитания
Методов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической
теории и практике накоплено очень много. Выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам методы помогает их упорядочение, классификация.
Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.
Слайд 27Методика воспитательной работы
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали),
которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.