Слайд 1
Воспитание детей
с нарушением зрения
Навыки самообслуживания
Самостоятельность ребенка
Общение с ребенком
Ориентировка
Развитие осязания
и мелкой моторики
Физическое развитие
Мелкая моторика в быту
Слайд 2
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физически не развитый незрячий ребенок, в дальнейшей
самостоятельной жизни, сталкивается с очень большими для
себя трудностями в бытовой, трудовой и учебной деятельности.
Пример Наклониться, присесть и надеть обувь или завязать шнурок;
Пример Застегнуть пуговицы или молнию;
Пример Ходить по ступенькам;
Пример Поднять упавшую вещь;
Пример Поднять таз с водой;
Пример Присесть над тазом для мытья;
Пример Повышенная утомляемость;
Пример Устает рука при письме и т.д.
Слайд 3
Вторичные отклонения
в двигательной сфере и физическом развитии:
Слабая мышечная сила;
Нарушение осанки и походки, развитие плоскостопия;
Нарушение функции равновесия, координации, точности, скорости и ритма движений;
Нарушение в двигательной ориентировке;
Нарушение в способности максимального расслабления (скованность, напряженность);
Функциональные нарушения кардиореспираторной ситемы (сердечно-сосудистая, дыхательная);
Снижение работоспособности, повышенная утомляемость;
Формирование отрицательных личностных качеств (неуверенность, отсутствие смелости, решительности и т.д.)
?Важно Правильно организованная коррекционно-воспитательная работа в семье, а в дальнейшем в школе предупреждает возникновение вторичных отклонений, а если они возникли – компенсирует нарушенные функции.
Слайд 4
Подвижные и развивающие
игры
Подвижные игры: «Кошки-мышки», «Петух», «У медведя
во бору», «Поезд», «Воробушки и автомобиль», Самолеты», «Солнышко и дождик», «Кто соберет больше грибочков», «Перелет птиц», «Поезд» и т.д.;
Играйте с ребенком в мяч. Лучше всего использовать звенящий мяч. Можно катать его, передавать друг другу , подбрасывать, бросать в корзину, сбивать предметы или ударять о стену и ловить его и т.д.;
Для развития равновесия учите ребенка ходить по узким дорожкам, веревке, бревну, мостику и т.п., проводите игры: «Паук и мухи»; «Не замочи ноги», «Салки – ногу от земли» и т.д.;
Учите ребенка прыгать, подпрыгивать используя такие игры как: «Лягушки», «С кочки на кочку», «Кто выше», «Достань яблочко», «Достань до ладони», «Перепрыгни через ручеёк», «Воробушки»;
Для развития слухового восприятия используйте игры: «Где звенит колокольчик?», «Догони мяч» (звенящий), «Узнай по голосу», «Иди так, как я хлопаю»;
Слайд 5
?Важно Двигательный режим является обязательной составной частью общего распорядка дня.
Не
допускайте, чтобы ребенок все время сидел или лежал;
Разрешайте ребенку как можно больше двигаться , ходить и бегать;
Не бойтесь, что малыш натолкнётся на предмет, ушибется или ударится, оступиться или упадет;
Пусть ребенок всё делает самостоятельно;
У ребенка обязательно должны быть домашние трудовые обязанности;
Создайте дома спортивный уголок, в котором малыш сможет лазать по лестнице, висеть на кольцах и турнике, кататься на качелях, прыгать на скакалке и т.д.;
Ходите с ребенком на прогулки;
Слайд 6
Играйте с ребенком в подвижные и развивающие игры;
Делайте с ребенком утреннюю
зарядку;
Выполняйте специальные упражнения для развития мелкой моторики рук;
Выполняйте упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
Выполняйте упражнения для развития дыхательной системы;
Во время занятий проводите физкультминутки;
Закаляйте ребенка;
Необходимо точно и неукоснительно соблюдать режим дня.
Запомните Соблюдайте принцип постепенного увеличения физических нагрузок:
Проводите разминку перед выполнением физических упражнений;
Необходим плавный переход от большой интенсивности и средней к состоянию покоя.
Слайд 7
Для подготовки незрячего ребенка к школе необходимо:
расширять представления ребенка об окружающем
;
предоставлять любую возможность для обследования предметов ;
предоставлять возможность проявления самостоятельности;
привлекать к выполнению простейших домашних дел;
играть с детьми в сюжетно-ролевые игры;
научить играть ребенка со зрячими сверстниками;
формировать у ребенка позитивный образ своего «Я»;
научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться,
выворачивать одежду, складывать и убирать на полку вещи.
выполнять гигиенические процедуры, чистить зубы;
следить за своим внешним видом, мыть ноги и стирать носки;
заправлять кровать;
аккуратно пользоваться туалетом;
формировать культуру поведения за столом.
Слайд 8
Навыки самообслуживания
?Важно Чрезмерная опека своих детей оказывает плохую услугу: дети
вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни.
На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.
?Пример (умение пользоваться чашкой) одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать её; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.
?Пример (одевание) возьмем свитер, вывернем налицо, найдем воротник, положим свитер перед собой, проденем руки в рукава и т.д.
Процесс одевания должен происходить в замедленном темпе, в противном случае это превращается для ребенка в непонятные движения;
?Важно Не упустить моментов проявления ребенком активности;
Овладевая практическими действиями по самообслуживанию развивается и игровая деятельность, что имеет огромное значение для ребенка дошкольного возраста;
Слайд 9
Советы родителям
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за
него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребенке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого ребенка и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Слайд 16Самообслуживание и самостоятельность