Слайд 1
Здоровье и безопасность детей в мире ИКТ
«Компьютер – это резонатор
того интеллекта, с которым человек к нему обращается»
В.Г.Кротов
Слайд 2- Актуальность:
В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы
о влиянии компьютера на организм человека и, в первую очередь, на его физическое
и психическое здоровье.
Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьника, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребёнка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдельными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.
- Практическая значимость:
Материал необходим для формирования культуры использования компьютеров, разработки методов профилактики их вредного воздействия
Слайд 3- Цель работы:
Изучение влияния компьютера на здоровье школьников; соблюдение правил безопасности
при работе за компьютером и в сети Internet
-Задачи:
Ознакомить учащихся с основными вредными факторами, действующими на человека за компьютером.
Ознакомить школьников с методами профилактики заболеваний.
Слайд 4
Компьютеры – это хорошо
Компьютерные игры развивают:
быстроту реакции, мелкую моторику рук, восприятие
объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно координацию
Компьютерные игры учат:
обобщать, мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки
Тот, кто с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Играя в компьютерные игры, к попадаешь в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий.
Слайд 5
Компьютеры – это плохо
Вреден ли компьютер для здоровья человека?
Однозначного ответа на
этот вопрос не существует: одни специалисты считают, что компьютер несёт непоправимый вред здоровью и лучше, чтобы дети за ним не проводили свое свободное время.
Проблемы, возникающие в процессе работы на компьютере
- проблемы зрения;
- позвоночный синдром;
- грудной синдром;
- сосудистый синдром;
- проблемы, связанные с электромагнитным излучением;
развитие компьютерной зависимости.
Слайд 6
К первым признакам развития компьютерной зависимости относятся следующие:
– ешь,
пьешь чай, готовишь уроки у компьютера;
– провел хотя бы одну ночь у компьютера;
– прогулял школу – сидел за компьютером;
– приходишь домой и сразу садишься за компьютер;
– забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
– пребываешь в плохом, раздраженном настроении, не можешь ничем заняться, если компьютер сломался;
– конфликтуешь, угрожаешь, шантажируешь в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Слайд 7Компьютеры и физическое здоровье детей
Компьютер может стать помощником
в интеллектуальном развитии школьника, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации
Слайд 8
Субъективные жалобы пользователей персонального компьютера,
возможные причины их происхождения.
Слайд 9
«Золотые правила»
при работе с компьютером
Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.
Разминка может быть общая, танцевальная, для глаз.
Выучить разминки несложно, сложнее контролировать их самостоятельное применение.
Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно.
Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе.
Временные рамки работы за компьютером колеблются в зависимости от возраста ребенка.
Кроме того, от долгого сидения за компьютером возникает так называемый грудной синдром.
Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к появлению заболевания, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации рабочего места и режима работы, в частности делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для рук.
Слайд 10
«Золотые правила»
при работе с компьютером
Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером.
Ухудшение зрения у детей нарастает от 4% в 1 классе до 25% на выходе из школы. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром»
Рабочее место должно быть достаточно освещено. Нужен хороший монитор, правильная его настройка и использование качественных программ.
Специальное питание для глаз. Гимнастика, разминки для глаз.
Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку.
Слайд 11
Прямая осанка – здоровое будущее ребенка!
За компьютером надо сидеть чуть
выше обычного.
Откажитесь от стула для вас привычного.
Приобретите удобное кресло ребенку!
От него будет больше проку и толку!
Голову держать надо прямо,
Не наклонять ее только влево или только вправо.
Сидя за компьютером, сильно вперед не наклоняться,
Иначе без спины и зрения можно остаться
Слайд 12
Внимание!
Правильная посадка за компьютером!
Слайд 13
Внимание!
Неправильная посадка за компьютером!
Слайд 14Это может сделать каждый!
Правильность своей осанки несложно определить в домашних условиях.
Встаньте спиной к стене. Если осанка правильная, вы касаетесь стены тремя точками — затылком, лопатками и ягодицами.
Если грудной кифоз усилен, ваша голова слегка наклонена вперед и затылок не касается стены
Слайд 15Компьютер и зрение
Зрение человека мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным
изображением.
Людей можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".
Жалобы пользователей ПК зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера.
Слайд 16
Профилактика нарушения осанки и зрения при работе на компьютере
Время непрерывной работы
за компьютером в пределах одного урока для учащихся 8-11классов не должно превышать 15-25 минут;
В день младший школьник может пребывать перед монитором до полутора–двух часов, разделив их на 4 сеанса;
Чередование компьютерных занятий и физической активности;
Использование упражнений, снижающих зрительное утомление;
Применение разного рода тренажёров, установленных под рабочим столом – педалей, пневмоковриков;
Подбор стула, соответствующего росто-возрастным показателям ребёнка;
Принятие мер по уменьшению отражений от монитора (выключение верхнего света, задёргивание штор на окнах, поворот монитора;
Контроль позы ребёнка;
Использование упражнений кистевых пружинных или резиновых эспандеров; гимнастики, направленной на снятие утомления в кистях рук и предплечья, проведение точечного массажа.
Слайд 17
Выводы:
Большинство школьников не знают вредных факторов, действующих на человека за компьютером.
2.
Ученики недостаточно заботятся о своём здоровье, проводя много времени за компьютером, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
3. Многие школьники игнорируют методы профилактики заболеваний при работе за компьютером.
Слайд 18
Безопасность при работе в сети Internet
В наше время все большее количество
людей получает возможность работать в Интернете. У каждого из вас есть компьютер, и большинство из вас имеют выход в Интернет. А вы задумывались об обеспечении своей безопасности в Интернете. А знаете ли вы, что изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, а теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. Вы должны знать, что, подключаясь к Интернету, вы встречаетесь с целым рядом угроз, о которых не подозреваете. Какие опасности в Интернете встречаются наиболее часто?
Слайд 19
- Вирусы и программы-черви (Программы, проникающие в компьютер для копирования, повреждения или уничтожения
данных).
- Программы-трояны (Вирусы, имитирующие полезные программы для уничтожения данных, повреждения компьютера и похищения личных сведений.)
- Программы-шпионы (Программы, отслеживающие ваши действия в Интернете или отображающие навязчивую рекламу.)
Основные угрозы безопасности компьютера:
Слайд 20
Основные угрозы безопасности детей в Интернете:
- Хищники. Эти люди используют Интернет для того,
чтобы заманить детей на личную встречу.
- Злоупотребление общим доступом к файлам. Несанкционированный обмен музыкой, видео и другими файлами может быть незаконным или повлечь загрузку вредоносных программ.
- Киберхулиганы. И дети, и взрослые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей.
- Вторжение в частную жизнь. Заполняя различные формы в Интернете, дети могут оставить конфиденциальные сведения о себе или своей семье.
- Неприличный контент. Если дети используют Интернет без присмотра, они могут столкнуться с изображениями или информацией, от которой их желательно оградить.
Слайд 21
Основные угрозы личной безопасности в Интернете:
- Нежелательная почта. Нежелательные сообщения электронной почты, мгновенные
сообщения и другие виды коммуникации.
- Фишинг. Сообщения электронной почты, отправленные преступниками, чтобы обманом вынудить вас посетить поддельные веб-узлы и предоставить личные сведения.
- Кража идентификационных сведений. Преступление, связанное с похищением личных сведений и получением доступа к наличным деньгам или кредиту
- Мистификация. Сообщения электронной почты, отправленные, чтобы обманом вынудить пользователя отдать деньги.
Слайд 22
Что вы можете предпринять:
- Ваш компьютер. Включите интернет-брандмауэр Windows.
Используйте Центр обновления Microsoft для автоматической загрузки новейших обновлений Windows.
- Вы сами. Выработайте линию поведения в Интернете, снижающую риски.
- Ваша семья. Установите четкие правила использования Интернета. Держите личные сведения в секрете
Слайд 23
Блиц-опрос:
Вопрос 1: Как влияет компьютер на ваше здоровье?
Вопрос 2: Какой должна
быть продолжительность работы за компьютером?
Вопрос 3: Как может помочь компьютер и Интернет в учебе?
Вопрос 4: Какие опасности подстерегают вас в Интернете?
Вопрос 5: Какие правила надо соблюдать сети Интернет, в чатах?
Вопрос 6: На какие сайты нельзя выходить детям?
Вопрос 7: Где необходимо покупать диски с компьютерными играми?
Вопрос 8: Может ли общение в сети заменить друга?
Вопрос 9: Ваш друг принес флэшку с игрой, что необходимо сделать в начале?
Слайд 24
Заключение:
Мы считаем, что необходимо вести борьбу за здоровье здоровых, проводить обучение,
как детей, так и родителей. Мы предлагаем провести родительские собрания и классные часы в нашей школе на тему «Компьютер и здоровье школьника», которая в наше время является одной из самых актуальных.
Слайд 25Литература:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. - 2002.
- №4
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях // Российская газета. – 2002. - №234
Димова А. Центр здоровья в образовательном учреждении / Димова А. // Высшее образование в России. – 2009. - №10
Иллюстрации:
http://images.yandex.ru/
http://google.ru/