Слайд 1ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2
"Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной
из самых больших бед - пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души."
В.А. Сухомлинский
Слайд 3СРЕДА, ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется
средой
Слайд 4
Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают:
предметно-пространственное окружение,
социально-поведенческое
окружение,
событийное окружение,
информационное окружение,
совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка.
Слайд 5СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Микросреда
Макросреда
Слайд 6
Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на
ребенка.
В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, школьный класс, различные группы общения и многие другие объединения, с которыми ребенок постоянно сталкивается в повседневной жизни.
Слайд 7
Макросреда — это система социальных отношений в обществе.
Ее структура и
содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения.
Слайд 10
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо
воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому из людей
Слайд 12ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 13
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Слайд 14
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор;
жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Слайд 15
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности:
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Слайд 16
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу
жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Слайд 17
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Слайд 18
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях
Слайд 20СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Школа
Педагоги
Семья
Микросреда
Слайд 21ШКОЛА
В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и
усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.
Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам
Слайд 22НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Уровни:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения,
основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д.
Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
Слайд 23НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние
окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
Слайд 24НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
К 14-15 годам осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
На данном
этапе не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. Неравномерно применение вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Слайд 25НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
16-18 лет – период формирования нравственного самосознания и социального
самоопределения
Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.
Слайд 26НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период
этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру – «юношеский максимализм».
Моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжится всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее.
Слайд 27СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ РЕБЕНКА
развивать свои силы и способности;
адекватно оценивать собственный потенциал и
находить возможности для его реализации;
выбирать систему нравственных ценностей;
быть готовым к ответственному исполнению обязанностей гражданина, будущего семьянина;
приспосабливаться к меняющимся социальным условиям;
быть нацеленным на успех в выбранной деятельности;
понимать и принимать выбор другого человека.
Слайд 28ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
«Дойти до каждого»
«Добровольное участие»
«Принцип вершины»
«Принцип открытости»
«Принцип взаимодействия»
Слайд 30
Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих
на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.
Слайд 31
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности
и в жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам и коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Слайд 32ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Принцип ориентации на идеал.
Аксиологический принцип.
Принцип следования нравственному примеру.
Принцип идентификации (персонификации).
Принцип диалогического общения.
Принцип полисубъектности воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Слайд 34
«Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это
наше горе, наши слезы»
А.С. Макаренко
Слайд 36 взаимодействие
семьи и школы
Повышение психолого-педагогической культуры родителей
Пропаганда ЗОЖ
Изучение и
сопровождение семьи
Повышение правовой культуры родителей
Привлечение к управлению школой
Поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни школы
Организация совместного досуга детей и родителей
Оказание помощи семье