Слайд 1Министерство образования и науки Республики Казахстан
Средняя школа №1 имени В.И.Ленина
Научно-исследовательская
работа
Ученика 9 «Б» класса
Уразниязова О.А.
Руководитель: педагог – психолог второй квалификационной категории Доскалиева З.Р.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Сабирова Ж.Н.
«Влияние компьютерных игр на психику ученика»
г. Атырау, 2016г
Слайд 2Актуальность проблемы
Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени,
не замечая ничего вокруг себя. Компьютерные игры заменили им общение с друзьями, занятие в кружках по интересам, сократил время на подготовку домашних заданий. Агрессивность подростков формируется в форме протеста против непонимания взрослых, из – за неудовлетворенности своим положением в кругу знакомых и друзей. Обилие разнообразных игр завлекают детей на длительное время, тем самым снижают их здоровье и уровень успеваемости. Проблема психологического пристрастия к компьютерным играм становится актуальной для Казахстана, а учитывая то, что количество людей, попадающих в компьютерную зависимость, с каждым днем растет, этот вопрос является актуальным.
Слайд 4
Цель работы:
Определить количество учащихся, которые значительную часть времени проводят за компьютерными
играми;
выяснить, как влияют компьютерные игры на успеваемость и психику ребенка;
определить, чего больше – пользы или вреда - в компьютерных играх?
Задачи:
исследовать проблему увлеченности компьютерными играми учащихся;
составить анкету и провести социальный опрос
обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм;
выявить компьютерные игры, способствующие интеллектуальному развитию ребенка.
Слайд 6План работы:
Введение
История развития и виды компьютерных игр
Влияние компьютерных
игр на здоровье и на психику ученика
Опасные симптомы и причины компьютерной зависимости
Что говорят о влиянии компьютерных игр психологи, школьная медсестра и родители
Заключение
Литература
Приложение
Анкета для учеников
Анкета для родителей
Мои советы и рекомендации
Слайд 7Введение
На тему моей научно
– исследовательской работы меня натолкнул урок моего научного руководителя, который проводился в 11 «Б» классе на тему «Человек виртуальном прстранстве», задачей которая была расширение знания o понятиях: «Виртуальный мир», «Интернет - общение», «Виртуальное пространство»; развитие умение противостоять Интернет зависимости»; воспитание осознанное отношение к виртуальному миру, к компьютерным играм.
Компьютерные игры – это такие программы, которые созданы, чтобы развлекать человека, занимать свободное время. Иногда утихомирить ребенка можно только с помощью компьютерных игр, иногда, когда заняться нечем, это средство от скуки. Однако далеко не все люди задумываются о том, как влияют компьютерные игры на психику человека. О том, как влияют игры на детей, говориться во многих пособиях, статьях, газетах и журналах, об этом говорят по телевиденью, радио и в детских поликлиниках. Ведь эта проблема становиться все более актуальной. Дети затягиваются в компьютерные игры хуже чем взрослые. Ведь на психику человека, особенно маленького, можно легко оказать влияние извне. Гуляя по улице, уже не увидишь, как раньше, толпу деток, играющих в классики или догонялки. Не все даже помнят такие игры. А ведь это настоящая жизнь, не виртуальная. Родители, чтобы отвлечь ребенка, не следить за ним и не волноваться о нем, просто вручают ему в руки мышку. Многие родители считают «умный ящик» неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку или дают деньги на посещение компьютерных клубов, которые в последние годы стали очень популярны. В основном родителей беспокоит то, что их дети отказываются посещать школу, прогуливают уроки. Многие вместо школы с утра до вечера просиживают в компьютерных клубах. Это не правильно, и это травит общество. Компьютерные игры – это, разумеется, весело и интересно, но в определенном количестве. Иначе влияние их на психику человека будет слишком сильным и от компьютерных игр будет трудно оторваться. Как не странно, но компьютерные игры влияют не только на психическое состояние человека, но и на физиологию. Компьютерные игры – это пассивный вид деятельности. Если злоупотреблять ими, у человека будет меняться телосложение. Целлюлит, дистрофия мышц, боли в суставах – это все из-за долго сидения за компьютером. Также портиться зрение, болит голова, в глазах лопаются сосуда, под глазами черные круги. Если долго сидеть за компьютером, играя в игры, можно лишиться индивидуальности. Разучиться разделять плохое и хорошее. Ребенку нельзя разрешать долго играть в такие игры, иначе вырасти, он может, диким и непослушным.
Слайд 8 Spacewar (космические войны)
Драматическая дуэль двух космических кораблей
В 1962г в Массачусетском университете, группа программистов под руководством Стива Рассела и Мартина Гретца написали простую программу, которая через месяц превратился в игру с двумя стреляющими друг друга ракетами. На круглый дисплей выводилась карта боевых действий – это был фрагмент ночного неба. Два игрока с помощью клавиатуры или джойстика могли перемещать свои корабли и стрелять.
Первая компьютерная игра
Слайд 9Классификация компьютерных игр
В какие игры играют подростки?
Слайд 10Динамические игры
Психологи выявили, что пагубно действуют на психику «бродилки» и
«леталки». Это динамические игры, от которых тяжело отарваться в виду их безостановочного сюжета. Смысл их заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках отсутствует «информационная начинка»
Слайд 11Стратегические игры
Стратегии признаны большинством не только не вредными, но даже
полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться за счет интеллекта, мозгов игрока. Многие из этих игр – военные и подразумевает насилие. Но это насилие, скорее, - неотъемлемая часть войн. Играя в эти «реальные» войны появляется интерес изучить историю того периода, в котором происходит игровое действие.
Слайд 12Спортивные игры
Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти
игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Слайд 13 Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с
тяжелыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство, сообщает BBC News. Австралийские медики из госпиталя Аделаиды считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов.
Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в VR-игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку. В качестве "игрового" обезболивания использовались закрепленные на голове два миниатюрных компьютерных экрана и специальный сенсор, который позволял детям двигаться внутри виртуального мира и отстреливать монстров.
Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях. Исследователи считают, что можно подобрать игры, которые будут максимально эффективны в той или иной возрастной группе.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, КАК БОЛЕУТОЛЯЮЩЕЕ СРЕДСТВО
ТЕРМИН «ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ»
предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций.
Впервые научный подход к изучению феномена «интернет зависисости» продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц.
Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса он-лайн;
увеличение времени, проводимого он-лайн;
увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Слайд 15 Главным образом выражается в двух основных формах: интернет - зависимость (интернет
– аддикция)
чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
Общими чертами компьютерной зависимости является характерный
ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
синдром карпального канала
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 16ПРИВЯЗАННОСТИ.
ЗАВИСИМОСТИ;
УВЛЕЧЕННОСТИ;
ЛЕГКОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ;
Исследование влияния компьютерных игр на успеваемость и психику ребенка.
Выделяют четыре
стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр:
Слайд 17Формирование зависимости
Перестает реагировать на любые просьбы родителей
ЗАНЯТЫЕ РОДИТЕЛИ
ИГРОВОЙ
ДОСУГ
Появляются проблемы в семье
Исчезают друзья
Проблемы в школе
Ребенок впадает в депрессию
В реальности начинает все раздражать
Одиночество
Компьютерная зависимость
Отказ от еды, ему надо пройти еще один уровень, а то он проиграет
Отказ от еды, ему надо пройти еще один уровень, а то он проиграет
У ребенка появился друг, который занимает все свободное время
Слайд 18Беседа с психологом высшей категоии, методист городского отдела образования - Тулеповой
Лаззат Жайшылыковной
«Современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребенка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр. И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровье сбережения. Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития ребенка»
Слайд 19Беседа со школьной медсестрой Максутовой Рауза
Ребенок, да и вообще любой
человек во время игры редко моргает, вследствие чего возникает покраснение глаз, слезотечение, чувство «песка в глазах», присоединяется головная боль. В средней школе №1 с 5-11 классы всего188 учеников, миопией болеют 78. Так же во время игры расстояние от глаз до монитора всегда постоянно из-за этого нарушается аккомодация мышц глаз, постепенно человек замечает, что он плохо видит предметы вдалеке. Все это говорит о «компьютерном зрительном синдроме».
Слайд 20Социальный опрос среди учащихся 7 – 9 классов.
Всего было опрошено 60 учеников.
28уч
20уч
12уч
16уч
25уч
6уч
13уч
1.Имеете ли вы дома компьютер?
«Да» - ответили 100%
2.Контролируют ли вашу работу за компьютером родители?
3.Сколько часов вы проводите за компьютерными играми в будний день?
Я выяснил, что 50% школьников имеют постоянное желание играть в игры. 13% учащихся не имеют тяги к играм.
Слайд 21Отношение к компьютерным играм, предпочтение в играх
4. Выявлено, что
мальчики относятся к компьютерным играм лучше, чем девочки
5. Девочки предпочитают логические игры, игры – путешествия; мальчики предпочитают игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой
25уч
35уч
40уч
20уч
Слайд 22Эмоциональная сфера и социальные контакты
6. Какое общение ты предпочитаешь?
7. Чем ты занимаешься в свободное время?
Слайд 23Анализ психических и физических расстройств
9. Пребывал ли ты в плохом
настроении, если компьютер сломался?
8. Есть ли постоянное желание играть в игры?
Анализ анкетирования показывает, что в группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено, серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в кистях рук, рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.
Слайд 24Время, проведенное учащимися за компьютерными играми
Контроль со стороны родителей с
возрастом ослабевает. Ребята из 7 класса проводят за компьютером регламентированное время, остальные не контролируют время пребывания за компьютером. Отмечается, что в выходной день, когда родители могли бы проконтролировать своих детей, время, напротив увеличивается.
Слайд 25Успеваемость учащихся
Успеваемость учащихся, играющих на компьютере игры, понижается с возрастом.
Так как в компьютерные игры больше играют мальчики их уровень успевания низок по сравнению с девочками.
Слайд 26Изучение влияние компьютерных игр на память школьников
Цель
работы: Определить влияние компьютера на психологические процессы в организме: память
Для выполнения этой части работы использованы методики Мюнстенберга
Каждое исследование проводилось в три этапа
1 этап – контрольный
2 этап – после одного часа за компьютером
3 этап – после трех часов работы за компьютером
Процедура применения методики «Память на числа»
Испытуемому в течении 20 с демонстрируется таблица с 12 двузначными числами которые нужно запомнить и записать на бланке. Оценка памяти производится количеству правильно воспроизведенных чисел.
Процедура применения методики «Память на образы»
Испытуемому в течение 20 секунд экспонируется таблица с 16 образами, котроые нужно запомнить и воспроизвести на бланке. Оценка производится по количеству правильных воспроизведенных образов.
Слайд 27Влияние компьютерных игр на память
Время, затраченное на работу с
каждой ячейкой, существенно возросло, что свидетельствует об очень сильном утомлении. Таким образом, компьютерная игра влияет на психические процессы школьника, в частности, на распределение и устойчивости внимания.
Слайд 28Результат социологического опроса среди родителей учеников 7 – 9 классов
Имеется ли
у вас дома ПК? Как, по вашему мнению, комп.игры
влияют на вашего ребёнка?
Слайд 29Плюсы компьютерных игр
Компьютер – помощник школьника
Работа с компьютером развивает внимание, логическое
и абстрактное мышление.
Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое.
Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей.
Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования.
Умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
Минусы компьютерных игр
Основными факторами вредоносного влияния
Компьютерных игр на организм человека являются:
Нагрузка на зрение.
Нарушение осанки, искривление позвоночника.
Излучение.
сужение круга интереса подростка, уход от реальности;
психологическая зависимость ребенка от виртуального мира;
снижение успеваемости;
Учитывая эти факторы, можно помочь организовать ребенку наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером.
Слайд 30Выводы:
Подростки большую часть свободного времени проводят за компьютером , в частности,
за компьютерными играми.
Логические , стратегические и азартные игры хорошо развивают мыслительную деятельность.
Школьники, играющие в компьютерные игры, хорошо овладевают и навыками работы на компьютере.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми отрицательно влияет на успеваемость и психику ребенка.
Родителям следует строго контролировать время, проводимое учащимися за компьютером.
Слайд 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна
и многогранна. Работа «Влияние компьютера на психику человека» пополнила мои знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере.
Изучая литературу, я узнал, что кроме "сетемании", в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляются нервное и физическое возбуждение. Это "игромания", что особенно синдрому игромании подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными "дюками" и "думами" и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких игр очень трудно расти человеку с нормальной психикой, поэтому родителям нужно следить за тем, в какие игры играет их ребенок и о длительности их общения с компьютером.
Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.
В результате исследовательской работы выяснил, что Интернет стал величайшей иллюзией XXI века. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир.
Работая над исследовательской работой, я узнал, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Слайд 32Ограничение времени
Рекомендуемое время игры:
5 – 6 лет = 10
минут
1 – 4 класс = 15 минут
5 – 7 класс = 20 минут
8 – 9 класс = 25 минут
10 – 11 класс = 50 минут (с перерывом 15 мин)
Специальная программы Кибер Мама Salfeld Child Control, Sistem Tray и др.
Слайд 33ЛИТЕРАТУРА
1.Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий//
Вопросы психологии 2002. №3.
2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости. http2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости. http://2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости. http://nedug2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости. http://nedug.2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости. http://nedug.ru
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
4. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.
5. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М. 1997 г.
6. Немов Р.С. Психология, т. 3 «Психодиагностика» – М. : Владос – 2001.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, - М. : Владос – 1996.