Слайд 1
ПРИЁМЫ формирования правильного ДЫХАНИЯ
«ВДОХ – ВЫДОХ»
Семинар-практикум для родителей
учащихся классов ССД
Подготовила
и провела: учитель-логопед Голубева Л.А.
Слайд 2РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Дыхание — одна из главных функций организма,
важнейшее условие
жизни.
Правильное дыхание важно
для развития речи,
так как дыхательная система - это энергетическая база
для речевой системы
Слайд 3Дыхание – акт рефлекторный,
выполняет своюглавную физиологическую функцию газообмена в человеческом
организме
Дыхание - процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи
Слайд 4 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Источником образования
звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности
Слайд 5 РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ВИДА ДЫХАНИЯ
Диафрагмальное
Рёберное
Диафрагмально-рёберное
ДЫХАНИЯ
учащихся классов ССД
Поверхностное дыхание
Ритм неустойчив, легко нарушаем при физической нагрузке
Недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи
Укороченный и нерационально используемый речевой выдох
Произнесение отдельных слов– как на вдохе, так и на выдохе
Слайд 7ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Развитие диафрагмально-реберного типа дыхания
Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху
Формирование
речевого выдоха
Слайд 8ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении,
проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Во время выполнения упражнений не напрягать мышцы рук, шеи, груди, плечи не поднимать
5. Многократные повторы запрещены, так как это может привести к головокружению
Слайд 9УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА
Ребенок находится в положении лежа
на спине. Его рука лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения
мышечного тонуса
Слайд 10 ЗАДУЙ СВЕЧКУ
Ребёнок держит полоску бумаги на
расстоянии около 10 см от
губ.
Ему предлагают медленно и тихо подуть
на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось
Слайд 11НАКАЧАЙ ШИНУ
Ребёнку предлагают «накачать шину».
Он «сжимает» перед грудью руки в
кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно
Слайд 12ВОЗДУШНЫЙ ШАР
Выполняется аналогично упражнению
«накачать шину», но во время выдоха
ребёнок произносит
звук «ф-ф-ф»
Слайд 13ВОРОНА
Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опуская руки
и
приседая, ребёнок произносит протяжно
«к-а-а-а-р». «Ворона» должна медленно спустится с дерева на землю.
Занимая исходное положение, ребёнок непроизвольно делает вдох
Слайд 14ГУСЬ
Исходное положение: руки на поясе. Ребёнок медленно наклоняет туловище вперед, не
опуская голову вниз, произносит протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делает вдох
Слайд 15СДУЙ СНЕЖИНКУ
Представьте, что сейчас зима.
На улице снежок падает. Давайте подуем
на снежинки!
Слайд 16ЛИСТОПАД
Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев.
Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Слайд 17КОРАБЛИК
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на
лёгкие предметы, находящиеся в тазу,
например, кораблики.
Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца
от «киндер-сюрпризов»
Слайд 18КТО дальше?
Соорудите из конструктора или из кубиков ворота, возьмите шарик
от пинг-понга, вату или другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее?»
Слайд 20ГУБНАЯ ГАРМОШКА
Предложите ребенку стать музыкантом,
пусть он поиграет на губной гармошке.
При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку
и выдыхал в нее же
Слайд 21Катись, карандаш
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20
см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного
конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Слайд 22ВОЛШЕБНЫЕ ПУЗЫРИ
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам
выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него
П
Слайд 23ИГРУШКА-ВЕРТУШКА
Ребёнку предлагается подуть на вертушку.
Дуем сильнее - вертушка вертится быстрее
Слайд 26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Материал подготовлен на основе статей,
взятых с сайтов : detsad kitty, «Болтунишка»