Слайд 1Методический семинар
Тема:
«Условия для формирования и развития универсальных учебных действий»
2016 год
Поливяная
Екатерина Михайловна, заместитель директора по ГБОУ «СОШ № 61 им. Героя Советского Союза А.И. Маринеско»
Слайд 2Цель:
развитие
профессиональных
компетентностей
педагогов в управлении
процессом освоения
технологий
деятельностного типа,
направленных на
формирование УУД.
Задачи:
Информационно-методическое сопровождение формирования УУД;
Определение дальнейших
шагов педагогического коллектива по освоению инновационных технологий формирования УУД на уроках и внеурочной деятельности
Цели и задачи семинара
Слайд 3 Нормативные условия развития УУД - ООП и Программа разития УУД
Основная образовательная программа
основного общего образования
(ООП)
Программа развития
универсальных
учебных действий
(УУД)
Слайд 4ФГОС
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты
второго поколения и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 5ФГОС. Новые образовательные стандарты
Школа должна ребёнка
«научить учиться», «научить жить», «научить жить
вместе», «научить работать и зарабатывать»
Из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. В.Вильсон
Слайд 6Проблемные вопросы, поставленные перед педагогами
Какие УУД необходимо сформировать на каждом
этапе урока?
Какие типовые задания направлены на формирование УУД?
Использование каких технологий способствует формированию УУД?
Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
Слайд 7разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.
Методологической
и теоретической основой УУД является
системно-деятельностный подход
Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
Универсальные учебные действия
Слайд 8Поясняющая часть
Общая часть
Планируемые результаты развития УУД (отсылка)
Предметная часть
Описание только тех предметов,
в рамках которых используются специфические формы развития УУД
Части программы развития УУД
Определение УУД и их роль в ООО
Характеристика групп УУД
Состав групп УУД
Специфика УУД в данной возрастной группе
Описание технологий развития УУД
Система проектно-исследовательской деятельности в ОУ
Описание условий и средств формирования УУД
Современная информационная образовательная среда в ОУ
Учебные ситуации
Учебные задачи на развитие УУД
Слайд 9Роль универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности.
Программа развития УУД «конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО»
Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Поясняющая часть
Слайд 10Определение универсальных учебных действий
«Универсальные учебные действия –
способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (Глоссарий сайта standart.edu.ru).
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» (сайт www.gcro.ru).
Поясняющая часть
Ключевые слова: «Саморазвитие и самосовершенствование»
Слайд 11 Виды УУД
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
РАЗЛИЧИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ФГОС НОО И ФГОС ООО
Усложнение понятий УУД
Другая структура личностных УУД
Слайд 12УУД – это навыки, которые надо закладывать в школе на всех
уроках и внеурочной деятельности
Слайд 13«Какое значение, смысл имеет для меня:
учение вообще,
данный учебный предмет,
конкретный фрагмент знания?»
Вид
УУД
Соответствие содержания УУД
педагогическим технологиям
Ведущая технология
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Проектно-исследовательская деятельность
Учебные ситуации, учебные задачи
Учебное сотрудничество
Воспитательные технологии
Поясняющая часть
Это должен решать каждый учитель, относительно каждого фрагмента знания
Слайд 15Группы учебных действий
Личностные учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Познавательные учебные действия
Регулятивные учебные
действия
на самоопределение
на поиск смысла
на мотивацию
на нравственную оценку
на учет позиции партнера
на сотрудничество
на передачу информации
на ролевое поведение
на выстраивание стратегии поиска
на сравнение и оценивание
на смысловое чтение
на исследование
на планирование
на ориентировку в ситуации
на прогнозирование
на целеполагание
на оценивание
на принятие решения
на самоконтроль
на коррекцию
по ООП ООО
Слайд 16Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить
учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 17УПРАВЛЕНИЕ процессом формирования УУД
Сформированность УУД — это результат
усилий всего педагогического коллектива, требуется координация взаимодействия учителей:
использовать единые подходы к классификации, составу УУД и методикам их формирования (см. Программы формирования УУД );
систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям, осуществлять мониторинг уровня сформированности УУД;
положительный эффект по формированию, развитию и закреплению УУД достигать созданием ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.
Слайд 18УПРАВЛЕНИЕ процессом формирования УУД
Достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы
педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников.
Для этого необходимо решить следующие задачи
• обеспечить более широкое внедрение продуктивных форм и методов обучения способствующих увеличению объёма самостоятельной работы школьников;
• содействовать разработке и совершенствованию дидактических заданий, направленных на формирование УУД;
• организовать работу учителей по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии учащихся.
Слайд 19Технология развития УУД
В основе развития УУД в основной школе
лежит системно-деятельностный подход, который реализуется через использование:
возможностей современной информационной образовательной среды…
учебных ситуаций…
типовых задач…
проектной исследовательской деятельности
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Слайд 20Основные черты системно-деятельностного подхода
Общая часть
Работа в «зоне ближайшего развития ребенка»
Ученик –
субъект и продукт собственной учебной деятельности
Усвоение не столько знаний, сколько способов познания
Обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой)
Постановка проблемы (вопроса)
Анализ проблемы
Поиск информации
Анализ информации
Выработка решения проблемы
Презентация решения проблемы
Рефлексия процесса
Этапы учебной деятельности
Слайд 21Общая часть
Условия и средства формирования УУД
Учебное сотрудничество
Совместная деятельность
Разновозрастное сотрудничество
Дискуссия
Тренинг
Общий прием доказательства
Рефлексия
Условия
и средства формирования УУД в рамках всего ОУ
(на всех уроках и во внеурочной деятельности)
УУД могут формироваться и иными средствами
Слайд 22Предметная часть
Опишите
деятельность
по развитию
УУД
Описание форм, методов, технологий, условий, которые используются
в ОУ только в рамках одного или нескольких (но не всех) предметов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Практическая часть
Слайд 23Предметная часть
Описание форм, методов, технологий, условий, которые используются в ОУ только
в рамках одного или нескольких (но не всех) предметов
Детский оздоровительный лагерь
Исследования по биологии, географии и др.
Экскурсии в рамках изучения истории, географии и др.
Предметные недели (дискуссионные клубы)
«Школа молодого лингвиста»
«Химическая лаборатория»
Кружки по интересам
Описывается деятельность
по развитию
УУД
данных локальных формирований
Слайд 24Основополагающие принципы проектирования современного урока
1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к
деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Слайд 25Типология урока
В традиционной системе в
образовательном процессе
выделялись уроки:
изучения(объяснения) нового материала;
закрепления
знаний и формирования умений и навыков;
повторительно-обобщающего характера;
коррекции знаний, умений и навыков;
Комбинированный; Контроля знаний, умений и навыков.
С точки зрения деятельностного
подхода проводятся уроки:
«открытия» нового знания
рефлексии
общеметодологической направленности
развивающего контроля.
Слайд 26Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
1. Урок «открытия» нового
знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 27Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
3. Урок обще-методологической направленности.
Деятельностная цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению самоконтроля.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль своей деятельности.
Слайд 28Сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностном подходе
Структура урока
изучения нового материала
Организационный этап.
Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)
Актуализация знаний.
Введение новых знаний.
Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
Оперирование знаниями в новых ситуациях.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Определение и разъяснения домашнего задания.
Структура урока «открытия»
новых знаний
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения выхода из затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 29В ходе проектирования современного урока раскрываются компетенции
1. Компетентность, связанная с
областью управления системой
«учитель-ученик», которая предполагает владение
управленческими технологиями: анализом ресурсов,
проектированием целей, планированием, организацией и
оцениванием результатов образовательного процесса.
2. Компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического
оснащения образовательного процесса, предполагающая
практическое владение методиками, приемами, технологиями,
в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и
социализирующими учащихся средствами предмета.
3. Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия
для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного
добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор,
помощник, который должен чаще отвечать на вопрос учащегося
«Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».
Слайд 30Оптимальная форма проектирования современного урока – Технологическая карта
Технологическая карта дает возможностью
отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
ТК -это Проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Слайд 31Основная идея системно-деятельностного подхода
Состоит в том, что новые знания не даются
в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Слайд 32Система дидактических принципов построения урока
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип
минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 33
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (физика)
\
Слайд 34Типовые задачи применения универсальных учебных действий
На каждый вид УУД составляется
таблица:
Матрица оценки УУД
Слайд 35Рекомендации учителю
Во время проведения уроков активно использовать элементы современных образовательных технологий.
Создание
доброжелательной среды в классе, основанной на равноправном общении учащихся и педагогов. Использовать упражнения на сотрудничество с одноклассниками, а также с родителями учащихся.
Осуществлять внедрение новых информационных технологий, т.к. они позволяют интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.